С начала года в центры занятости за помощью в поисках работы обратились 838 пенсионеров. Это в два раза ниже, чем один и два года назад. Об этом в среду, 28 октября, сообщил журналистам первый заместитель начальника главного управления по труду и занятости населения Александр Шегуров.
— В центрах занятости региона сейчас зарегистрировано 319 человек, получающих пенсию и желающих работать. Связано это прежде всего с режимом ограничений из-за пандемии коронавируса. У самих людей есть страхи, поэтому уменьшилось количество обращений. Кроме того, мы не выдавали направления на трудоустройство, потому что был период нерабочих дней и многие работодатели находились на дистанте, — объяснил Александр Шегуров. — В итоге в этом году через службы занятости работу получили всего 174 человека. Хотя обычно только с января по октябрь мы трудоустраиваем по 300 пенсионеров.
Большинство пенсионеров смогло получить работу только в сентябре и октябре, когда режим ограничений ослаб и предприятия заработали в полную силу, добавили в региональном ведомстве.
Пожилые люди вынуждены искать работу не потому, что им скучно сидеть дома, отметили эксперты.
— Да — самореализация, да — желание быть в обществе. Но главная причина — нищенские пенсии. Для многих пенсионеров поиск работы — это вопрос выживания, — объяснил доцент Уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ Вадим Соглаев. — И тут на первый план выходит гендерная проблема: по статистике, почти 40% мужчин не доживают до пенсии. А если доживают, то далеко не в том состоянии, чтобы успешно работать. Поэтому надо обратить больше внимания на трудоустройство женщин.
По словам Вадима Соглаева, уровень управленческой культуры челябинских работодателей оставляет желать лучшего. Многие руководители игнорируют людей в возрасте и принципиально не рассматривают их резюме. А если принимают на работу пенсионеров, то предлагают низкую зарплату или берут на неполную ставку, чтобы меньше платить.
По данным Челябинскстата, среднестатистический мужчина успеет пожить на пенсии лишь год.
По российским законам запрещено прямо указывать в вакансиях возраст. Случаи дискриминации пенсионеров встречаются, но не носят массового характера, добавил замначальника региональной службы занятости.
— Бывает, что неохотно берут на работу пенсионеров. Но чтобы им невозможно было трудоустроиться, говорить нельзя, это не так, — подчеркнул Александр Шегуров. — У нас сейчас в базе более 33 тысяч вакансий. Нет разграничения по возрасту — для пожилых это вакансия или нет. Конечно, есть определенные требования по здоровью, квалификации. Предприятия предлагают много вакансий для низкоквалифицированного персонала. Зачастую дают объявления с низкими зарплатами, рассчитывая именно на пенсионеров (общий доход такого работника будет выше. — Прим. ред.). Но в любом случае зарплата не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, а МРОТ у нас сейчас равен 13 949 рублям.
В службе занятости также отметили, что повысился интерес людей пенсионного и предпенсионного возраста к переподготовке. В Челябинской области за год обучили новым профессиям 1042 человека, в том числе 752 пенсионеров. Наибольшим спросом пользовались такие специальности, как «сестринское дело», «компьютерная грамотность», «охрана труда», «библиотекарь» и «сиделка».
И всё же больше всего с проблемами сталкиваются не ушедшие на заслуженный отдых, а те, кто не успел это сделать из-за новой пенсионной реформы. История челябинца вызвала бурную реакцию читателей нашего сайта — почти полмиллиона просмотров и больше тысячи комментариев. Читатели возмущались и делились похожими историями. После публикации 74.RU героя нашей статьи всё-таки взяли на работу.
Когда утверждали новую пенсионную реформу, мы спросили возрастных челябинцев, каково им трудиться на пенсии.
С 2019 года возраст выхода на пенсию установлен для мужчин — 65 лет, для женщин — 60 лет. Закон о непопулярной пенсионной реформе действует с 2019 года.