Арендаторы муниципального имущества накопили долгов перед бюджетом на два миллиарда рублей. Об этом 74.RU сообщили в городском комитете по управлению имуществом и земельным отношениям. В основном речь идет о «забывчивых» плательщиках за аренду земли. В списке значатся как известные предприятия и их владельцы, так и те, о которых мало кто слышал.
1.«Регионснабсбыт» — 136,7 миллиона рублей
По иску налоговиков компания в 2014 году признана банкротом и с января 2015 года находится в стадии ликвидации. Картотека арбитражных дел пестрит исками к «Регионснабсбыту», несколько заявлений подано от мэрии.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Регионснабсбыт» принадлежит вице-спикеру Заксобрания Челябинской области Юрию Карликанову и его сыну Денису Карликанову. Именно эта компания построила самое высокое здание в нашем городе — 23-этажный бизнес-центр «Челябинск-Сити». А в 2012 году продала небоскреб кипрской компании Interrocks Ventures Limited. При этом, как заявили в суде кредиторы «Регионснабсбыта», кипрский офшор аффилирован с Юрием Карликановым.
2. «УралСиб» — 88,5 миллиона рублей
Микропредприятие занималось оптовой торговлей моторным топливом. «УралСиб» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него 21 марта 2018 года открыто конкурсное производство.
Владельцами компании являются, по данным «Контур.Фокус», в равных долях само ООО и Ирина Вышегородцева, которую считают женой депутата гордумы Александра Вышегородцева.
3. «Региональная горная компания» — 52,5 миллиона рублей
Предприятие занимается добычей камня для памятников и строительства, учредителем является ООО «Регионинвест». В свою очередь основная доля «Регионинвеста» — 99% — принадлежит «Тёрнел Консалтинг Корпорейшн», зарегистрированной на Сейшельских островах, и Юлии Александровой (1%) — дочери Юрия Карликанова. Ранее, в 2012 году, владельцем «Регионинвеста» числился сам вице-спикер ЗСО.
С августа прошлого года ООО «Регионинвест» находилось в банкротстве. Но 18 декабря этого года Арбитражный суд утвердил мировое соглашение и производство по делу о банкротстве прекратил.
4. «Строительные технологии города» — 51 миллион рублей
Предприятие признано банкротом, с 3 июля 2019 года в отношении него открыто конкурсное производство. По данным «Контур.Фокус», «Строительные технологии города» принадлежали Светлане Моревой. Компания выступала застройщиком жилого комплекса «Оникс» на Северо-Западе. Возводили его четыре года — с 2014-го по 2018-й.
При этом у застройщика осталось два проблемных дома — на улице Мамина, 87 (ЖК «Ривьера») и на проспекте Победы (ЖК «Победа»). Дольщики через суд добивались снятия ареста, наложенного судебными приставами на регистрационные действия с квартирами.
В марте 2018 года суд признал директора компании-застройщика Светлану Мореву банкротом. Ее имущество выставили на торги, деньги должны были направить на выплату долгов.
5. ПКО «Челябинск-стройиндустрия» — 48,5 миллиона рублей
В августе 2019 года по иску «Челябинвестбанка» в ПКО «Челябинск-Стройиндустрия» началась процедура банкротства — введено наблюдение. Владельцем компании является Юлия Александрова — дочь Юрия Карликанова.
В июле КУИЗО Челябинска потребовал через суд изъять у «ЧелСИ» два недостроенных дома со степенью готовности 40%. Речь идет о зданиях в микрорайоне «Яблоневом» в Чурилово. Также мэрия судится с банкротом еще за один недостроенный дом — в Ленинском районе.
6. «Гринфлайт» — 48,2 миллиона рублей
Компания признана банкротом, в июне этого года открыто конкурсное производство. Некогда крупнейший застройщик «Гринфлайт» возводил дома микрорайонами — в «Парковом» и в «Академ Riverside». Компанию считают аффилированной к экс-губернатору Михаилу Юревичу (объявлен в розыск, предположительно, находится в Лондоне). По данным «Контур.Фокус», учредителями «Гринфлайта» были Александр Москалюк (40%), «Центр Современных Технологий», «Медиа-Стиль» и Маргарита Бутакова (20%).
«Гринфлайт» планировал построить 28 домов общей стоимостью 15,8 миллиарда рублей. Для этого застройщик привлек деньги дольщиков — при возведении «Академ Riverside» заключили больше пяти тысяч договоров долевого участия. В 2016 году выяснилось, что денег на достройку домов нет — из компании вывели 10 миллиардов рублей. Строительство остановили, тысячи дольщиков остались без денег и жилья. Позже суд приговорил бывшего директора «Гринфлайта» Сергея Мануйлова к двум с половиной годам колонии общего режима. Активы «Гринфлайта» передали «Тресту "Магнитострой"», который достраивал дома обманутых дольщиков.
В начале декабря экс-директора «Гринфлайта» досрочно выпустили на свободу. Из назначенных ему 115,4 миллиона рублей денежного взыскания Сергей Мануйлов выплатил пока лишь 55,6 тысячи рублей.
7. «Стройсвязьурал 1» — 37,1 миллиона рублей
Среди учредителей ООО «Стройсвязьурал 1» значатся десять граждан, в том числе сам Артур Никитин, члены его семьи и бывший мэр Челябинска Вячеслав Тарасов. Имя известного челябинского бизнесмена вновь зазвучало в ходе подготовки к саммитам ШОС и БРИКС. Артур Никитин собирался достроить многострадальное здание на улице Васенко, возле школы № 1, и сделать из него отель. Но стройка особо не продвинулась. Сейчас знаменитый недострой выставлен на продажу, причем реализуют его этажами.
При этом «Стройсвязьурал 1» отбивается в судах от взыскания налогов от мэрии и налоговиков. В октябре в суд направлено дело об уклонении компании от уплаты налога на прибыль свыше 287 миллионов рублей.
8. «Стройкомплект» — 30,5 миллиона рублей
Еще одна компания, которая принадлежит семье Карликановых. Долей в 86,11% владеет Юрий Карликанов, 13,89% — Денис Карликанов.
В апреле 2016 года суд официально признал «Стройкомплект» банкротом. Инициатором судебного процесса стало брединское ДРСУ «Дорожник», с которым компания не расплатилась по ряду контрактов. Общий размер задолженности организации неизвестен (по неофициальным данным — более полумиллиарда рублей). С мая 2016 года «Стройкомплект» находится в стадии ликвидации.
В Челябинске компании и предприятия арендуют 1653 объекта муниципального имущества (здания или помещения) и 6000 земельных участков.
9. «Град» — 29,9 миллиона рублей
Владельцем компании был экс-депутат Законодательного собрания четвертого созыва (2005–2010) Андрей Сахнов. В марте 2016 года Арбитражный суд Челябинской области признал «Град» банкротом.
Уголовное дело о махинациях с деньгами при строительстве ЖК «Новоград» возбудили в 2017 году. По версии следствия на тот момент, компания «Град», заморозившая стройку дома, похитила более 75 миллионов рублей.
Позже дольщики решили создать жилищно-строительный кооператив и самим достроить дом. А в июле этого года Андрея Сахнова приговорили к четырем годам колонии. Суд установил, что обвиняемый в 2012–2016 годах похитил деньги у 86 дольщиков ООО «Град», ущерб составил свыше 340 миллионов рублей.
10. «Автокемпинг74» — 29,9 миллиона рублей
Владельцами предприятия были компании «Милавер» (уже ликвидирована) и «Морион» (в процессе ликвидации). В мае прошлого года суд удовлетворил иск КУИЗО о взыскании с «Автокемпинг74» задолженности в 7,7 миллиона и пени в 20,5 миллиона рублей. Но 21 января этого года компанию ликвидировали.
Засудят или простят?
В мэрии заявили, что проводят досудебную и претензионно-исковую работу по долгам, а также взыскивают их в принудительном порядке с помощью судебных приставов.
— В этом году КУИЗО предъявил в суд 216 исков о взыскании задолженности за пользование земельными участками и нежилыми помещениями на общую сумму 683,8 миллиона рублей. Приставам направлено 168 исполнительных документов о взыскании долгов на 123,9 миллиона рублей, — рассказала председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска Оксана Шейкина. — В итоге за 11 месяцев в бюджет города поступили 146,2 миллиона рублей.
Но большую часть недоимок — 51% — составляет задолженность арендаторов, находящихся в стадии банкротства и ликвидации. Насколько реально их взыскать?
— Важны такие моменты. Есть ли у находящегося в банкротстве должника какое-либо имущество: деньги, ценные активы, которые могут быть проданы, права требования к его контрагентам, которые могут быть взысканы (либо при продаже которых с конкурсных торгов могут быть получены значимые для кредиторов деньги), — объяснил управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. — Даже если у должника ценных активов и денег нет (или почти нет), то у кредиторов и арбитражного управляющего остаются возможности оспорить сомнительные сделки банкрота и попытаться за счет признания сделок недействительными вернуть имущество или деньги в конкурсную массу.
По словам юристов, случаи оспаривания сделок должника в процедурах банкротства — совсем не редкость.
— Другое дело, что если эти сделки (например, по выводу активов) были совершены с какими-то номинальными лицами, то вернуть активы или взыскать далеко не всегда получается. Важны нюансы конкретной ситуации. И важна также очередь, в которую включены требования конкретного кредитора. Дело в том, что требования кредиторов удовлетворяются из сформированной конкурсной массы в соответствии с их очередностью. Пока не удовлетворены требования кредиторов одной очереди, к кредиторам следующей очереди не переходят. То есть денег на всех включенных в реестр кредиторов может попросту не хватить, — добавил Артем Денисов. — Наконец, еще остается возможность привлечения руководителей и собственников банкрота к субсидиарной ответственности по его долгам. Такие должники обязаны покрывать обязательства банкрота перед кредиторами в той части, в которой они не были удовлетворены из конкурсной массы. Опять же, мало привлечь к субсидиарной ответственности. Важно, чтобы с привлеченных к субсидиарной ответственности было что получить.
Если у банкрота нет особого имущества и денег, а сделки не оспорены, бенефициары и руководитель банкрота не были привлечены к субсидиарной ответственности (либо нет перспектив, либо суд не нашел оснований для привлечения к субсидиарной ответственности), то можно говорить, что долг безнадежный, заключил эксперт.