Инфляция в июне достигла 6,5% в годовом выражении, зафиксировал Росстат. Это максимум с августа 2016 года — в тот период экономика страны переживала последствия продуктового эмбарго и санкций. С начала 2021-го мы только и успеваем следить за подорожанием каких-либо продуктов: весной подскочили цены на лимоны и чеснок, в июне — на «борщевой набор». На прошлой неделе владелец Талицкого молочного завода Юрий Окунев заявил нашим коллегам с E1.RU, что осенью подорожает вся молочная продукция. А что будет с ценами на молочку в Челябинской области? С этим вопросом мы обратились к местным производителям и экспертам.
— Помимо того, что была засуха и в первый укос для кормления собрали только 10–15% от запланированного, подорожают корма, ГСМ... Но от этого молоко не сильно вырастает в цене. В прошлом году, например, мы за год подняли цены на 4–5% всего. В этом планировали поднять цены на 5–6%, но уже осенью молоко и вся молочная продукция вырастут примерно на 10%, это минимум. Но я переживаю, что будет и процентов на 15, — сказал руководитель Талицкого молочного завода Юрий Окунев.
Главной причиной роста цен переработчик считает грядущую маркировку молочной продукции.
— Вводятся QR-коды — это такой квазиналог, который идет в карман частным лицам. Один QR-код стоит 60 копеек. То есть вы покупаете любой творожок, видите на нем QR-код и понимаете, что 60 копеек ушли каким-то людям. И это с каждой упаковки. Плюс, соответственно, мы, чтобы наносить коды, покупаем безумно дорогие принтеры, ставим сканеры, которые их будут считывать... Затраты колоссальные — на нашем заводе это десятки миллионов рублей, которые мы вынуждены вкладывать в абсолютно не нужное нам оборудование, — рассказал глава Талицкого молочного завода.
Обязательная маркировка молочной продукции стартовала с 1 июня 2021 года. На первом этапе коды начали наносить на мороженое и сыр. С 1 сентября 2021-го необходимо маркировать молочную продукцию со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — со сроком годности менее 40 суток. Суть проекта в том, чтобы каждый покупатель мог получить информацию и проконтролировать историю продукта — от сырья до полки в магазине.
Игроки рынка и эксперты подтвердили, что производителям молочной продукции приходится нести существенные затраты на обязательную маркировку. Но разошлись в оценке весомости этих расходов.
— Проект «Честный знак» (национальная система маркировки. — Прим. ред.) действительно несет в себе существенные расходы, но они сильно зависят от уровня организации производства, — объяснил 74.RU коммерческий директор ГК «Российское Молоко» Антон Блюмкин. — Тут много нюансов, много этапов, часть продуктов, к примеру масло, сыр, мороженое, уже работают в первом этапе проекта, с 1 сентября добавятся продукты с длительными сроками, а с 1 декабря — уже все основные молочные продукты. У «Росмола» не столь грандиозные расходы на маркировку — наше техническое оснащение на высоком уровне. Но затраты на изменение дизайн-макетов, обновление остатков упаковочных материалов и так далее стоит миллионы, а, принимая во внимание стоимость, которую мы обязаны платить за сам QR-код оператору проекта, общие затраты в любом случае будут высокими, и это точно в какой-то мере скажется на цене выпускаемой продукции. Для небольших предприятий расходы по внедрению маркировки равносильны банкротству, поэтому мы в ближайшее время увидим большие изменения среди производителей.
По мнению Антона Блюмкина, с одной стороны, это выведет с рынка дешевую продукцию, с другой стороны, останутся те, кто действительно выпускает качественные продукты:
— А, как все понимают, качество дешевым не бывает.
В компании «Подовинновское Молоко» (завод в Южноуральске) сообщили, что к введению обязательной маркировки готовы, но говорить о том, насколько тяжела эта ноша, не стали.
— У нас всё закуплено, всё настроено. Затраты на маркировку, безусловно, идут — и финансовые, и материально-технические. Но это всё решаемо. Тем более что основная молочка подпадает под маркировку только в декабре. С сентября коды получат сгущенка, масло замороженное. А маркировка самых массовых молочных продуктов — молока, кефира, сметаны, сливочного масла и так далее — начнется в декабре, — рассказал руководитель отдела маркетинга компании «Подовинновское Молоко» (завод в Южноуральске) Дмитрий Панов.
В Минпромторге России позитивно оценили маркировку мороженого и сыров.
— Старт первого этапа в целом прошел успешно. Теперь необходимо обеспечить готовность остальных предприятий к следующим этапам, — отметил на селекторном совещании с регионами статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
В системе обязательной маркировки молочных товаров зарегистрировано более 20 тысяч компаний. Из юрлиц, кто должен маркировать продукты с 1 сентября, зарегистрировались 89%, среди индивидуальных предпринимателей — 44%. К третьему этапу готовы 84% компаний и 14% индивидуальных предпринимателей, сообщили в Минпромторге.
Но больше всего участников рынка волнует рост себестоимости производства и переработки молока.
— В молочной отрасли сложилась диспропорция между ростом себестоимости производства и переработки и розничными ценами на молоко и молочные продукты. За последние три года индекс себестоимости производства молока вырос на 36%, за 2020 год себестоимость сырого молока в России увеличилась на 15%, — отметила директор по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Мария Жебит. — На рост себестоимости производства молока повлияло увеличение стоимости кормов, племенного материала, ветеринарных препаратов. В то же время увеличилась себестоимость переработки молока. За 2020 год рост составил в среднем от 5 до 7%. Безусловно, российские молочники должны были инвестировать серьезные средства для подготовки к маркировке молочной продукции, старт которой по основным категориям намечен на 1 сентября. При этом рост себестоимости происходил на фоне более низких цен на молочную категорию — в рознице цены повысились в среднем за прошлый год лишь на 4%.
Таким образом, в прошлом году рост себестоимости производства сырья составил 15%, в переработке — 5–6%, а рост стоимости молочной категории на полке — 4%, резюмировала представитель Национального союза производителей молока.
— К сожалению, ситуация на рынке в последнее время действительно имеет негативный для всех — не только для бизнеса, а прежде всего для наших покупателей — сценарий, — сообщил коммерческий директор ГК «Российское Молоко» Антон Блюмкин. — Молочная продукция всегда была и будет основой в рационе людей. Сметану и творог не заменить на квазипродукты, поэтому любые изменения в цене на эту группу товаров существенны для населения. Принимая решения по изменению цен, мы всегда ориентируемся не только на вопросы рентабельности работы, но и на возможности наших покупателей, понимаем высокую социальную ответственность нашей работы. Но на текущий момент экономика работы производителей молочных продуктов не позволяет сдерживать изменения цен. Мы сильно зависимы от внешних факторов — сырье, упаковка, транспортные расходы и так далее. Этот год крайне сложный. Наверное, это первый летний сезон, когда мы наблюдаем существенный дефицит сырья, что стало следствием проблем с кормовой базой. Конечно, это уже сказалось на цене сырья, и в ближайшее время мы ожидаем еще больших изменений. Сырьевая составляющая — самая существенная в нашем бизнесе, ведь мы производим продукт из натурального сырья. Если ситуация на сырьевом рынке не стабилизируется, то уровень цен на молочные продукты может существенно измениться.
Но молочная продукция входит в те категории, ценообразование по которым пристально контролируется государством.
— Мы пока не собираемся повышать цены, работаем в текущем режиме. Нас мониторят и контролируют власти. Но вопрос в том, что сейчас увеличение себестоимости связано больше не с маркировкой, а с курсом доллара и удорожанием материалов и услуг. Растет стоимость упаковочных материалов, картон весь подорожал, увеличиваются цены на топливо. Так что объективных факторов для повышения цен гораздо больше, чем грядущая маркировка, — отметил руководитель отдела маркетинга компании «Подовинновское Молоко» Дмитрий Панов. — Если мы и будем вынуждены поднять цены, то это не сейчас и не в сентябре.
По словам участников рынка, ситуация на молочном рынке отличается от той, что сегодня мы наблюдаем, например, в строительной индустрии. Так что взрывного роста цен ожидать не стоит, указали эксперты.
— Не хочу делать прогнозы, тем более говорить о процентах изменений. Тут вопрос очень тонкий, ведь на каждом продукте/категории цены отличаются, а рост издержек происходит в рублях. Но могу с уверенностью сказать, что на самых обычных и недорогих молочных продуктах — молоко, кисломолочные продукты — этой осенью мы увидим более значимые изменения цен, чем в предыдущие годы, — подчеркнул Антон Блюмкин. — На других категориях, за счет их изначально более высокой цены, изменения не будут такими масштабными, но по ним будут другие изменения — больших скидок, таких, как мы сейчас привыкли, уже не будет. Если ситуация будет продолжаться в текущем режиме, то их вообще может не быть.
Власти еще в конце прошлого года занялись регулированием цен на продукты. Тогда шла речь о сахаре и подсолнечном масле, которые стремительно поднимались в цене. Производителям и продавцам обещали льготы в обмен на заморозку цен. Также правительство ввело квоту на вывоз за пределы Таможенного союза пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы, чтобы притормозить рост стоимости муки и хлеба. Центральный банк начал повышать ключевую ставку, сдерживая рост спроса на кредиты, а значит, и разгон цен. Но переломить тенденцию пока не удалось.
— Динамика потребительских цен с поправкой на сезонность остается существенно повышенной и пока не проявляет признаков к замедлению, — отметили в июльском докладе представители Банка России.
В 2021 году тяжелая ситуация на рынке молока будет усугубляться в связи с тем, что производство сырого молока сохраняет положительную динамику, прогнозируют эксперты.
— Однако рост себестоимости производства молока продолжит существенно опережать темпы роста цен на сырое молоко и темпы роста потребительских цен на готовую молочную продукцию. Это будет способствовать замедлению темпов роста сырьевого сектора и обуславливать необходимость расширения мер и объемов поддержки молочной отрасли, — резюмировала директор по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока Мария Жебит.
О том, что в Челябинске взлетели цены на морковь, картошку и свеклу, сообщалось в двадцатых числах июня. Как объясняют рост стоимости народных овощей эксперты и торговые сети — в материале 74.RU.
В июле в правительстве заявили, что в России увеличат число продуктовых ярмарок, чтобы снизить цены на овощи.