
Походы по магазинам стали влетать в копеечку
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Морковь, картофель и свекла подорожали в несколько раз. Если пару месяцев назад килограмм «борщевых» овощей можно было купить за 30–40 рублей, то сейчас стоимость доходит до сотни, причем как в сетевых магазинах, так и в киосках. Челябинцы кипят от возмущения, не понимая, с чем связан скачок — сезонностью или жадностью. Разбираемся в ценообразовании.

Раньше за сто рублей можно было купить три килограмма моркови, но сейчас в «Пятерочке», например, вот такие цены
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
— Цены сводят с ума, — написала нам читательница 74.RU. — Овощи стоят в два раза больше, морковка — сто рублей. Зимой ей цена — десять!
Мы прошлись по магазинам сетей «Пятерочка», «Магнит», «Лента», Spar, заглянули и в овощные киоски ИП. Цены взлетели везде.

Свекла тоже «взлетела». Фото сделано в SPAR
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
По словам заместителя губернатора Челябинской области Сергея Сушкова, сейчас мы наблюдаем обычный сезонный рост цен. В конце весны — начале лета овощи традиционно дорожают. Урожай прошлого года закончился, новый еще не вырос, из-за этого приходится закупать товар на юге или за рубежом.

Готовьте деньги: в «Ленте» килограмм картошки стоит 73 рубля
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
— Мы самодостаточный регион и, например, картошки производим больше, чем потребляем, и даже продаем ее в другие регионы. Но существует такая проблема: мы не можем хранить продукцию в течение всего года, — объяснил Сергей Сушков, курирующий Министерство сельского хозяйства области. — Несмотря на то что регион постоянно вводит новые мощности, пока недостает хранилищ, где овощи могли бы оставаться свежими в течение долгого времени. Поэтому, когда наши запасы заканчиваются, товар приходится ввозить из южных районов России или других стран, если говорить о картофеле. И это при том, что из-за рубежа поставляется генномодифицированная продукция, выращенная с применением пестицидов и другой химии, а у нас она органическая, чистая.

В «Ленте» можно найти картошку и подешевле, но только если попадете на «красный ценник»
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
Аналитик финансовой группы «Финам» Алексей Коренев тоже говорит о сезонном колебании цен, но резкое повышение стоимости «борщевого набора» связывает больше с инфляцией издержек. Как объясняет специалист, расходы выросли почти на всех этапах: от поля до прилавка. Больше тратить стали и сельхозпроизводители, и логистические компании, и ритейл. Повышаются цены на удобрения, на топливо (на дизеле работают грузовики, которые доставляют в магазины готовую продукцию), на оборудование. Например, в магазинах стоят в основном импортные холодильники, которые покупаются и обслуживаются за валюту, а курс рубля в прошлом году заметно упал.
— Расходы выросли — компании тоже вынуждены повышать стоимость, — озвучивает свою позицию Алексей Коренев. — Это не от жадности, на мой взгляд, все-таки происходит.

Капуста пока показывает самый скромный рост. Снимок из «Магнита»
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
Вместе с тем некоторые эксперты уверены, что такое подорожание плодоовощной продукции — во многом прихоть бизнесменов. Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук Дмитрий Кувалин признает, что рост издержек и сезонное повышение стоимости товаров играют свою роль, но в то же время говорят о «гонке цен на продовольствие». По его мнению, производители товаров внутреннего потребления, к которым относятся картошка, морковь, капуста и свекла, взяли пример с компаний, поставляющих продукцию в другие страны.

К покупкам челябинцам теперь приходится относиться взвешенно
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
— Все началось с того, что повысилась стоимость многих видов продукции на мировом рынке, — комментирует эксперт. — Наши сельскохозяйственные производители, которые экспортируют свой товар (зерно, сахар, подсолнечное масло), решили, что они не хотят на внутреннем рынке продавать дешевле, чем на внешнем, и начали поднимать цены в России. Видимо, производители тех продуктов, которые потребляются исключительно на внутреннем рынке, решили не отставать.
Дмитрий Кувалин уверен, что только такие факторы, как сокращение спроса или давление со стороны власти, могут вынудить предпринимателей ограничить рост цен, и то лишь на короткое время.

Цены в «Пятерочке»
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
Мы направили запросы по поводу повышения цен в сети магазинов «Пятерочка», «Магнит», «Лента» и SPAR. На момент публикации материала ответы поступили только от SPAR и «Пятерочки».
— Стоимость продуктов на полках магазинов зависит от множества факторов, например, курса валют, цен на сырье, упаковку, изменений в логистике, дисбалансов спроса и предложения, — прокомментировал руководитель макроэкономического анализа X5 Group («Пятерочка») Илья Федоров. — В случае с корнеплодами произошло сокращение предложения в весенний период. Неудовлетворительное качество урожая корнеплодов в прошлом году отрицательно сказалось на сроках их хранения. В результате к весне предложение овощей борщевого набора оказалось меньше обычного.

В SPAR объясняют, что закупочная стоимость моркови выросла очень заметно
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
— Рост закупочных цен на продукцию от поставщиков составил 60–80%, при этом закупочная цена на морковь выросла более всего, — сообщил 74.RU коммерческий директор SPAR Олег Даниленко. — Поставщики ссылаются на плохой урожай корнеплодов в 2020 году в РФ, в связи с этим им приходится поставлять к реализации продукцию из стран постсоветского пространства. Сеть, понимая социальную значимость данных товаров, поддерживает минимальный уровень товарной наценки, покрывающий только логистические затраты и затраты на подготовку товара к реализации.

Цена на картофель в SPAR тоже не радует, как и в других сетях
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Представитель компании SPAR добавил, что до появления нового урожая снижения закупочных цен не ожидается, но сеть со своей стороны будет проводить работу для сдерживания дальнейшего роста. А в X5 Group подчеркнули, что сроки поступления нового урожая на рынок могут сдвинуться из-за холодной весны в средней полосе России, ключевого региона в производстве корнеплодов.

Овощи подорожали не только в сетевых магазинах
Фото: читатель 74.RU
Поделиться
Экономисты отмечают, что повышение стоимости товаров происходит на фоне падения доходов россиян. Сам бизнес не заинтересован в таком раскладе.
— Потребитель уходит в более дешевый ценовой сегмент, начинает покупать то, что попроще, внимательно смотреть на ценники и брать ровно столько, сколько ему нужно — не так, как раньше: заехал в супермаркет, тележку набил, а потом уже думаешь: «Нужно мне это или нет?», — комментирует Алексей Коренев. — Кроме того, люди начинают очень активно покупать по всевозможным акциям, скидкам и так далее.

А это «Лента»
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
По мнению специалиста, в четвертом квартале стоимость «борщевого набора», скорее всего, перестанет расти и начнет даже немного откатываться назад. Производители не должны долго держать слишком высокие цены. Они вынуждены будут искать внутренние резервы, оптимизировать издержки — иначе у них начнется затоваривание, потому что люди просто не смогут покупать продукцию.

Без карты будет дороже
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
— Есть надежда, что этой осенью мы увидим сезонное снижение цен, но если этого не произойдет, это не будет удивительно, — резюмирует аналитик. — Обычно в сентябре-октябре у нас наблюдается сезонное удешевление плодоовощной продукции, но осенью 2020 года из-за пандемии она не только не подешевела, но даже подорожала.

В «Пятерочке» свекла на 10 рублей дешевле, чем в SPAR
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться

Бюджетный вариант от «Магнита»
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться

Если брать больше, выходит дешевле (на фото связка в три килограмма)
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться

Это тоже «Магнит»
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться

А здесь — «Лента»
Фото: Арина Будзиевская
Поделиться
Зарплаты за время пандемии коронавируса почти не выросли, а вот товары в магазинах подорожали заметно, и коснулось это не только «борщевого набора». Мы прогулялись по популярным супермаркетам и сравнили цены с прошлогодними. Разница оказалась внушительной.
Перед Пасхой резко поднялась стоимость яиц. Вот как это объяснили в Минсельхозе.