В ноябре сразу два крупных дискаунтера — Fix Price и «Одна цена» — увеличили стоимость товаров, продаваемых в своих сетях. Разбираемся с игроками рынка и экспертами, насколько болезненным для покупателей будет изменение стоимости товаров, как это повлияет на продажи и дальнейшее развитие магазинов фиксированных цен в регионах и, в частности, в Челябинске.
«Другого выхода нет»
С 1 ноября сеть Fix Price начала заменять привычные многим ценники 51 и 77 рублей на 59 и 79 рублей. С 15 ноября примеру последовала сеть «Одна цена» — здесь подняли стоимость товаров с 39 до 49 рублей. Покупатели магазинов экономсегмента недовольство происходящим выразили в соцсетях, письмах и звонках в редакцию.
— Сколько можно повышать цены?! Со сторублевкой уже в магазин не зайти, — возмутился челябинец Александр Красков.
— Ну вот, докатились — в самых дешевых магазинах переписали цены. Еще бы пенсия такими темпами росла, — пожаловалась Анна Петровна.
По словам представителей торговых сетей, основные причины подорожания — общая инфляция и повышение отпускных цен у поставщиков.
«Мы вынуждены поднять фиксированную цену, чтобы сохранить ассортимент»
— В Челябинске этот ценник — всё по 39 рублей — продержался шесть лет. Но в последнее время у нас снизился ассортимент из-за того, что мы уже не могли закупать товары в прежних объемах. Мы вынуждены поднять фиксированную цену с 39 до 49 рублей, чтобы сохранить ассортимент, — объяснила управляющая сетью магазинов «Одна цена» в Челябинской области Анна Топчий. — Покупатели тоже понимают, что другого выхода нет. Настроения у них пока на спаде, как и при любом повышении цен. Думаю, что это продлится до первых чисел декабря. А потом новогоднее настроение всё стабилизирует.
«Одна цена» создана в 2015 году в Магнитогорске. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителем и директором сети магазинов является предприниматель Сергей Филимонов. На Южном Урале открыто 25 магазинов, в том числе 18 — в Челябинске. Также магазины под брендом «Одна цена» работают в Уфе, Екатеринбурге, Орске, Белорецке, Оренбурге и Сибае. Выручка за 2020 год составила 57,5 миллиона, чистая прибыль — 1,3 миллиона рублей.
В сети Fix Price давно действует не одна цена на все товары, а целая линейка ценников — 50, 55, 77, 99, 149, 199 рублей. Весной этого года введены самые дорогие позиции — 249 и 299 рублей. А с ноября ценники 50 и 77 рублей начали менять на 59 и 79 рублей.
«Планируем ввести два новых прайс-поинта — 59 рублей и 79 рублей — и начать изменение товарной матрицы для различных ценовых категорий»
— Ожидается, что это приведет к постепенному вытеснению из ассортимента товаров по цене 50 и 77 рублей с целью дальнейшей поддержки увеличения валовой рентабельности и роста продаж, — объяснил гендиректор Fix Price Дмитрий Кирсанов в официальной отчетности за 9 месяцев этого года. — Это даст нам еще больше возможностей в части управления товарной матрицей и маржой.
Fix Price — крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов фиксированных цен. В 2007 году сеть основали Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. В России и СНГ открыто более 4800 магазинов. По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцем компании является Kolmaz Holdings Ltd (Кипр), управляет сетью ООО «Бэст Прайс». По итогам 2020 года выручка «Бэст Прайс» составила 190,1 миллиарда, чистая прибыль — 17,2 миллиарда рублей. Fix Price провела IPO в марте 2021 года и привлекла 1,77 миллиарда долларов.
«Формат обречен на успех»
Повышение цен — неприятная, но необходимая практика в условиях значительно растущей инфляции, единодушны эксперты.
— Важно понимать, что цены повышают не только магазины фиксированных цен, но и все ритейлеры. Поэтому сокращения продаж ожидать не стоит, — отметил аналитик финансовой группы «ФИНАМ» Сергей Кауфман. — Более того, тот же Fix Price успешно позиционирует себя в качестве магазина с одними из самых низких цен, что может привлечь дополнительный трафик в условиях тяжелой для населения макроэкономической обстановки. Пока что формат является крайне успешным: продажи компании растут двузначными темпами с 2017 года. Исключение — последний квартал, рост в котором был небольшим из-за высокой базы прошлого года.
Эксперты не видят угрозы для крупных ритейлеров и не прогнозируют падения продаж в экономсегменте.
«Цены в обычных магазинах, включая сетевые, растут еще быстрее. У потребителей нет выбора»
— Рентабельность компании Fix Price по итогам 2020 года составила феноменальные 9%, и бизнес таких дискаунтеров очень устойчивый. Потенциал органического роста есть на ближайшие два года точно. Подобный формат давно прижился на Западе, а у нас он обречен на успех. Дело в том, что в России велика доля домохозяйств с доходами ниже среднего. И серьезный рост реальных доходов в ближайшие годы маловероятен, — отметил руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. — Для того чтобы доходы выросли, нужна экономика с высокой добавленной стоимостью. Нужно создавать бренды производителей, известные в мире, за которые мировой потребитель готов платить большие деньги. Ничего этого нет. А по факту есть лишь сырьевая экономика.
Кому на руку инфляция
По словам экспертов, ускорение инфляции — негативный фактор для магазинов фиксированных цен. Особенно если это уже стало мировой тенденцией, что мы наблюдаем сейчас.
— Причина в том, что такие игроки в силу формата не могут быстро отреагировать на рост цен «на входе». Для примера: в 2007–2013 годах средний прирост цен Fix Price составлял 5%, в то время как средняя инфляция равнялась 9%. Ускорение средней инфляции до уровней, соответствующих монетизации экономики РФ, как представляется, транслировалось в постепенное сокращение маржи и прибыли компании. И это несмотря на то, что закупочные цены оставались низкими на фоне стабильной инфляции в странах, откуда товары традиционно импортировались, прежде всего в Китае, — указал аналитик «Фридом Финанс» Александр Осин. — Эта ситуация невыгодно отличает бизнес Fix Price от бизнеса широкого рынка ритейлеров. Для X5, «Магнита» и «Ленты» ускорение инфляции — сигнал роста чистой маржи и наоборот. Поэтому возможное ускорение индекса потребительских цен РФ до уровней 9–12% с последующим замедлением до 8% представляется фактором, который окажет понижающее давление на чистую маржу компании. Это сдерживающий сигнал для бизнеса дискаунтеров с фиксированными ценами.
Главные преимущества дискаунтеров — объем закупок и оптимизация затрат. Горожане уже сейчас стали чаще посещать новые торговые точки, разыскивая товары по низким ценам. По данным Infoline, за 6 месяцев этого года количество сетевых точек лоукост-сегмента превысило 48 тысяч. На 6% увеличилась и доля занятых ими торговых площадей. Эксперты прогнозируют, что дискаунтеры шаговой доступности станут самым динамично развивающимся сегментом в розничной торговле.
Формат магазинов фиксированных цен популярен во всём мире. Его родоначальником стали так называемые «долларовые магазины» в США, где продавались товары повседневного спроса не дороже доллара, например Dollar General и Dollar Tree. В России такие магазины начали работать несколько лет назад, прежде всего они ассоциируются с сетью Fix Price. Кстати, в этом году из-за инфляции сеть Dollar Tree повысила цены на свои товары до 1,25 и 1,50 доллара.
Что происходит с ценами в Челябинске
В начале лета в Челябинске взлетели цены на морковь, картошку и свёклу. Вместе с экспертами и представителями торговых сетей мы разбирались, почему подорожал «борщевой набор».
Рост цен коснулся не только «борщевого набора». Мы прогулялись по популярным супермаркетам и сравнили цены с прошлогодними.
На прямой линии президента Путина спросили, почему так стремительно дорожают продукты, и вот что он ответил.
После введения QR-кодов упала в два раза посещаемость челябинских ТРК.
За год резко взлетели в цене базовые продукты в Челябинске.