Экономика Кризис-2025 Стоит ли ждать возвращения в Россию Apple и Mercedes вместо Tecno и Hongqi. Китайцам конкуренты на нашем рынке не нужны

Стоит ли ждать возвращения в Россию Apple и Mercedes вместо Tecno и Hongqi. Китайцам конкуренты на нашем рынке не нужны

Эксперты о том, какие нас ждут изменения

Лучшие западные марки вытесняют китайские | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUЛучшие западные марки вытесняют китайские | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

Лучшие западные марки вытесняют китайские

Источник:

Десятки западных и азиатских брендов якобы засобирались вернуться на российский рынок. Правда пока конкретных обещаний никто не дает, а потребитель лишь питается слухами. Например, о том, что якобы Subway снова начал раздавать права на франшизу, Toyota проводит переговоры с дилерами, а Kia ищет новых сотрудников.

При этом никаких официальных заявлений от ушедших компаний как не было, так и нет. А многие так и вовсе решительно отвергли, что возобновят работу в России. Как, например, H&M, который до 5 июня ликвидирует российское юрлицо (его ликвидация затянулась из-за судебных споров о долгах перед ТЦ).

Нет никаких официальных заявлений по поводу возможного возвращения Zara и IKEA, которых, судя по опросу агентства Anketolog, россияне ждут больше всего.

А вот как отреагирует на камбэк западного и азиатского бизнеса в Россию Китай? Сейчас он доминирует на некоторых товарных рынках, стремительно воспользовавшись уходом конкурентов. Например, место Apple и Samsung, по данным Stat Counter, заняли китайские производители: суммарно у Xiaomi, Huawei и Realme доля рынка уже более 30% (у завозимых через дилеров Apple — 29%, а у Samsung — всего 17%).

Мнения опрошенных MSK1.RU экспертов по поводу перспектив китайских и западных компаний сильно разделились.

«Китайцы так глубоко и не вошли в российский бизнес»

— Китайские компании, уже присутствующие на российском рынке, и европейские компании не создадут друг другу значительной конкуренции, — категоричен профессор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. — Нужно четко понимать, что возвращение европейских компаний в массовом порядке пока остается маловероятным. Но даже если предположить, что они действительно вернутся в большом количестве, присутствие китайских компаний не будет составлять значительной конкуренции. Дело в том, что китайские компании не глубоко вошли в российский бизнес в последние несколько лет.

 А в каких отраслях, по вашим оценкам, у них лучшие позиции?

— Одежда под своими брендами, станки и оборудование (китайские компании частично заменили итальянские или немецкие), спецтехника (тракторы и т. д.).

Например, в автопроме у китайских компаний много проблем, включая сервисное обслуживание, поставку запчастей и позиционирование. Если рассматривать возвращение крупных компаний, таких как Mercedes и BMW в премиальном сегменте, то потребитель чаще всего выберет западные марки.

В других секторах, например, в повседневной или высокой моде, китайские компании, несмотря на развитую индустрию в Китае, не представлены на российском рынке. Также нет значительного присутствия в сегменте новой бытовой техники, кроме уже известных китайских брендов, косметики и других товаров. Не появились китайские сети супермаркетов или отелей. Китайские компании не заняли рынок, освободившийся после ухода европейских брендов, и, похоже, не стремятся к этому, — говорит Маслов.

«Китай будет активно противодействовать возвращению европейцев»

— Китайские компании за последние годы сильно укрепили позиции в России во многих отраслях: автопроме, электронике, промышленном оборудовании, электронной коммерции и финансах, — говорит ведущий аналитик AMarkets финансовой компании Игорь Расторгуев. — И если европейцы попытаются вернуться, китайские игроки будут защищать свой рынок, снижая цены, улучшая условия поставок и продвигая новые регуляторные ограничения для конкурентов.

В стратегически важных отраслях Китай будет активно противодействовать возвращению европейских компаний, используя экономические и политические рычаги. Скажем, в финансовом секторе китайские платежные системы и банки укрепились в России, а европейские компании столкнутся с ограничениями и неудобствами при работе с привычными инструментами.

 Насколько, думаете, прочно китайский бизнес уже укоренился в России?

— Ну смотрите, они уже заключают долгосрочные контракты с российскими партнерами, а это затруднит возвращение европейских компаний. Китайцы оперативно адаптируются к новым условиям, создавая российские бренды и обходя санкционные барьеры, тогда как европейцам потребуется время на перестройку бизнеса. Дополнительно Китай использует политическую поддержку и торговые соглашения с Россией, чтобы закрепить свое влияние. Логистика и поставки комплектующих, где Китай уже играет ключевую роль, могут стать еще одним барьером для европейских фирм.

После возвращения европейцев и китайцы снизят цены

— Естественно, для китайских компаний возвращение западных компаний увеличивает конкуренцию, и они будут стараться сделать всё, чтобы такой конкуренции не было, — согласен с Расторгуевым и профессор РЭУ, доктор экономических наук Юрий Ляндау.

 И как китайцы будут противодействовать?

— По идее, они должны ставить цены ниже, чем у западных представителей. Я бы эту ситуацию рассмотрел на примере автомобилей. Например, возьмем немецкие автомобили, которые сейчас завозятся по параллельному импорту с большим количеством посредников, стоимостью до 10–15 миллионов рублей. Причем иногда это может быть одна и та же модель, просто разные цепочки поставок и ценовые накрутки. Если производитель официально возвращается на российский рынок, да еще и снижается курс евро, то такой автомобиль может стоить 7–12 миллионов рублей.

Конечно, большинство китайских автомобилей находятся в более дешевой ценовой категории. Но многие дилеры у нас стараются довести цены до 7–8 миллионов, как это было в 2022 году, когда ушли европейцы и китайцы только стали заходить с «космическими», как тогда казалось, автомобилями.

 Но ведь есть и китайские модели, которые изначально стоят 8–12 миллионов рублей. Например некоторые Voyah или Hongqi.

— А вот покупатель и начнет думать, покупать ли навороченного «китайца», у которого всё равно есть проблемы с запчастями, да и с качеством сборки и самих деталей, или опять вспомнить про «немцев» или «японцев». Поэтому, если цены на немецкие или японские автомобили снизятся, то китайцам придется также снижать цены на свои автомобили. Ну а если западные компании вернутся, а цены не снизятся, значит просто идет ценовой сговор.

А вы ждете возвращения западных брендов или думаете, что можно и с китайскими прожить?

Конечно, жду
Нет
Самим бы что-то пора начать делать
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD6
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
58
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления