Пандемия коронавируса подстегнула повышенный спрос покупателей на отдельные товары и, в первую очередь, на самые простые и привычные продукты. Мы поговорили с представителями торговых сетей, экономистом и чиновником о том, насколько реален дефицит и ждать ли нам роста цен на продукты повседневного спроса.
- Почему в магазинах появились пустые полки?
- Какие товары покупают больше всего?
- Почему глупо скупать всё подряд?
- Чем торговые сети ответили на ажиотаж?
- Повысят ли цены и что предпримут власти?
- Внимание! Опрос
Почему в магазинах появились пустые полки?
Ещё несколько дней назад россияне с шутками-прибаутками наблюдали сюжеты о том, как за рубежом народ скупает макароны, крупы и туалетную бумагу с санитайзерами. Но потом сами ринулись в торговые комплексы за гречкой, сахаром и консервами. Соцсети запестрели фотографиями пустых полок, сотрудники магазинов не успевали выносить товары из подсобок в зал, а работникам распределительных центров пришлось перейти на круглосуточный режим работы.
Рост продаж товаров повседневного спроса в первой половине марта подтвердили во всех крупных сетях, а также в малой рознице.
— Ажиотаж вокруг распространения коронавируса вкупе с девальвацией курса рубля радикально изменили модель поведения потребителей, — отметил директор Ассоциации магазинов розничной торговли Григорий Павлов. — При этом мы ожидаем постепенного снижения лихорадочного спроса по причинам более рационального поведения покупателя, который видит, что пустые полки в магазинах практически отсутствуют, и, конечно же, постоянно возрастающей конкуренции производителей и поставщиков за право быть на полке.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) оценили рост спроса в 200–300 процентов. При этом запасов продуктов питания в торговых точках хватит, по словам специалистов, минимум на несколько недель.
— Магазины снабжаются распределительными центрами и складами. Товар доставляется на склады крупных магазинов или сразу разгружается и выкладывается в торговых залах в мелких. Если покупатель видит пустую полку, значит — товар есть, но находится в пути. Его доставляют из распределительного центра или со склада магазина и оперативно выложат на стеллажи, — объяснил директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко. — Сейчас торговые сети особое внимание уделяют бесперебойной доставке товаров в небольшие торговые точки, в которых складские помещения ограничены по размерам и куда товары надо довозить в ежедневном режиме, и ускорению доставки и выкладки продукции в крупные магазины.
В розничной сети «Магнит» отметили определённый рост спроса на продукты питания длительного хранения, но ажиотажа и нехватки товаров, по словам сотрудников «Магнита», нет.
— В гипермаркетах действительно в последние дни наблюдаем повышение спроса на продукты длительного хранения. Дефицита нет, — сообщили в пресс-службе «АШАН Ритейл Россия».
Какие товары покупают больше всего?
Наибольшей популярностью у наших земляков пользуются гречка, макароны, средства дезинфекции и личной гигиены, туалетная бумага и консервы. В малой рознице в рейтинге продаж главенствует туалетная бумага — продано на 122% больше, чем в феврале. Также в тройку лидеров входят гречневая крупа (109%) и сахар (+105%). Список продолжают антибактериальные салфетки и гели, рис, детское питание, мыло, макароны, мясные и рыбные консервы, коньяк.
Почему глупо скупать всё подряд?
В создавшихся условиях самое худшее, что может быть, — это паника и стремление быстро на чём-то сэкономить или заработать.
— Именно панические настроения способны в значительной мере подхлестнуть рост цен на товары первой необходимости. Пусть даже этот скачок будет непродолжительным, многие от таких действий могут пострадать. Не забывайте, что именно жадность и страх — худшие советчики в таких делах, — отметил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Финансы вообще не любят суеты, а в выигрыше традиционно остаётся наиболее терпеливый и разумный инвестор. Сейчас нет никаких оснований бежать и покупать продукты или, например, валюту в надежде быстро и легко заработать. И, как было в декабре 2014-го, приобретать по восемь телевизоров и шесть холодильников.
В наименьшей степени пострадает сельскохозяйственная и пищевая продукция. Ведь последние годы значительную часть сельхозпродукции Россия производит своими силами, существенно заменив импорт, указал эксперт.
Вице-губернатор Челябинской области Сергей Сушков отметил, что Челябинская область сама себя обеспечивает практически всем продовольствием — от хлеба, круп и макарон до овощей и мяса.
— Только гречки у нас выпускается в четыре раза больше, чем потребляет регион. Наши производители поставляют свою продукцию еще в 30 регионов. Торговые сети в Челябинской области снабжены запасами на два–четыре месяца, такие же цифры приводят сами производственники. При этом запасов сырья, по данным производителей, — в среднем на шесть месяцев работы. Так что никаких опасений по дефициту продуктов в нашем регионе нет, никто голодным не останется, — подчеркнул Сергей Сушков. — Конечно, сейчас резко, порой неоправданно, растут объёмы заказов. Та же «Увелка» производит 900 тонн в день, а заявок ей поступило в 10 раз больше — на 10 тысяч тонн. Хотя наше предприятие и такой спрос может удовлетворить.
В Челябинской области действует более 25 тысяч розничных магазинов. И к внезапному повышенному спросу на обычные товары не все были готовы.
— Мы предполагали, что могут быстро опустеть полки «Ашана», потому что у них транспортное плечо побольше — распределительный центр находится в Екатеринбурге. А распредцентры таких крупных торговых сетей, как X5 и «Магнит», расположены в Челябинской области. Они быстрее заполняют товаром свои магазины, — добавил Сергей Сушков.
Ещё одно преимущество агрокомплекса Южного Урала, по словам вице-губернатора, — наличие собственных магазинов у крупных производителей, например, у «Арианта», «Рависа» и так далее.
Чем торговые сети ответили на ажиотаж?
— Мы увеличили объёмы поставок социально-значимых товаров со складов в магазины в два-четыре раза и скорректировали правила выкладки — некоторые товары будут выставляться паллетами, чтобы обеспечить возросший на них спрос. Увеличили количество персонала в магазинах, отменили все отпуска, изменили график работы и вывели на работу дополнительный персонал, перераспределили транспорт для развоза категорий повышенного спроса, — рассказали в пресс-службе Х5 Retail Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»). — В режиме онлайн мониторим магазины и перенаправляем потоки товара в те из них, где фиксируем особо повышенный спрос. При нехватке товаров на полке в магазине новая поставка будет сделана в течение дня.
Представители X5 подчеркнули, что запасов на складах достаточно, цены стабильны, повышенные поставки продолжаются, и попросили покупателей взвешенно подходить к созданию запасов.
В сети «Лента» сообщили, что зафиксировали повышение спроса на отдельные категории и заказали дополнительные объёмы продукции у поставщиков.
— Делаем всё, чтобы обеспечить полный ассортимент в магазинах и достаточный запас на распределительных центрах по всей стране. Поставки осуществляются несколько раз в день, — уточнил генеральный директор сети «Лента» Герман Тинга.
В сети «Магнит» сообщили о том, что увеличили отгрузки по всей сети из распределительных центров в магазины на 20% по всему ассортименту продукции.
— Отгрузки товаров первой необходимости, в том числе круп, муки, сахара, подсолнечного масла, консервов, детского питания, сгущённого молока, бытовой химии и средств личной гигиены, компания нарастила на 30%. Эти предупредительные меры направлены на обеспечение постоянного наличия продукции на полках магазинов. С середины прошлой недели увеличиваем уровень запасов товаров непосредственно в магазинах, там, где позволяет формат — в первую очередь в супермаркетах, а также в отдельных магазинах «у дома», минимизируя неудобства для покупателей, — объяснили представители сети «Магнит». — Сейчас компания поддерживает стандартный график поставок в торговые точки, но увеличила их объём, чтобы иметь возможность гибко реагировать на рост спроса. Нарастить частоту поставок готовы в любой момент.
— Мы увеличили заказы, поставщики осуществляют поставки регулярно. Полки заполняем по мере поступления товара, — рассказали в пресс-службе «АШАН Ритейл Россия». — При этом запросов на повышение цен от поставщиков не получали.
Повысят ли цены и что предпримут власти?
Антимонопольная служба, Минпромторг и местные власти заявили, что будут жестко контролировать уровень цен на товары в рознице. Поэтому какого-либо необоснованного роста цен в крупных торговых сетях не фиксируется, заявил директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко.
— По всем основным товарным категориям продукты на полках на 95–100% — отечественного производства, за исключением экзотических овощей и фруктов или импортного, не производящегося в России, алкоголя. Влияния колебания валютного курса на них нет, а закупка у российских производителей может производиться в объёмах, который удовлетворит любой внутренний спрос, — отметил эксперт.
Аналитик Алексей Коренев также не видит особых оснований для увеличения стоимости продуктов первой необходимости.
— Из-за границы к нам привозят только экзотические фрукты и овощи, которые точно не относятся к продуктам первой необходимости. Большинство производителей и реализаторов продукции имеют существенные товарные запасы, достаточные для того, чтобы какое-то время удерживать цены от резкого взлета, — указал эксперт «Финам». — Определённым негативным фактором здесь является лишь то, что более 70% оборудования в пищевой промышленности имеет иностранное происхождение и требует обслуживания, ремонта и обновления за валюту. Тем не менее я не жду, что рост цен будет существенным или тем более резким. Так что повышение стоимости даже импортной продукции, скорее всего, будет достаточно постепенным.
19 марта на совещании в правительстве Челябинской области особое внимание уделили продуктовому обеспечению и ценовой политике. Губернатор Алексей Текслер поручил руководителям торговых сетей создать на складах двухмесячный запас продуктов первой необходимости. Поставщиков попросили не играть с ценами, а продавцов — вовремя выкладывать товары, не допуская пустых полок.
— Пока никто из наших производителей ни о каком повышении закупочных цен не уведомлял. Мы договорились, что в любом случае принимать к рассмотрению будем только те расчёты, у которых есть экономическое обоснование, — заключил Сергей Сушков.
В то же время темпы инфляции вырастут по сравнению с теми, что стояли в планах правительства изначально, считают экономисты. В среднем по итогам года рост цен может оказаться выше плановых на 6–10%, добавил Алексей Коренев. Если, конечно, не случится новых потрясений.
Внимание! Опрос
А вы уже побежали закупаться, дорогие читатели?
Заметили рост цен? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.