RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, небольшие дожди

ощущается как -1

6 м/c,

сев.

738мм 81%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Для маленькой такой компании…

Для маленькой такой компании…

Кажется, только вчера все родственники радостно встречали у роддома маму с малышом, придумывали ему имя, а вот уже три года прошли. Они пролетели как одно мгновение, и пора уже маме выходить на работу, а малышу идти в детский садик...

" src=

Кажется, только вчера все родственники радостно встречали у роддома маму с малышом, придумывали ему имя, а вот уже три года прошли. Они пролетели как одно мгновение, и пора уже маме выходить на работу, а малышу идти в детский садик. С одной стороны, радостно: наконец-то часть заботы на себя возьмут воспитатели, с другой – тревожно: как же он, такой маленький, любимый, останется без внимательных маминых рук и глаз. О том, что нужно знать молодым родителям про период привыкания ребенка к детскому саду, рассказывают наши эксперты в рубрике «Знаю как».

Один не дома

Начнем с того, что многие родители оказываются перед выбором: отдавать ребенка в детский сад или нанять гувернантку, а может просто оставить любимое чадо дома с бабушкой. Выбор зависит от того, каких результатов вы ожидаете от воспитания своего малыша.

Детский сад предоставляет ребенку возможность потренироваться в человеческих отношениях: умение разрешать конфликты, делиться, сочувствовать другу, отстаивать свои позиции. Ребенок учиться жить в коллективе. Занятия в детском саду построены с участием различных специалистов: воспитателей, преподавателей физкультуры, музыки, рисования, математики, речи, психолога, логопеда, врача и т.д.

Ребенку в детском саду приходится общаться как со взрослыми, так и с детьми различного возраста. Соответственно, у ребенка формируется умение сотрудничать, он становится увереннее в общении. Дети знают, как попросить взрослого человека о помощи, обратиться с вопросом, выразить свои чувства, эмоции, заинтересованность. Жизнь в детском саду наполнена яркими впечатлениями, событиями: праздники, дни рождения, конкурсы и т.д. Ребенок формируется социально активным.

Поэтому, отдавая малыша в детский садик, нанимая няню или оставляя его с бабушкой, учитывайте особенности вашего ребенка: его состояние здоровья, уровень привязанности к матери, особенности нервной системы, общий уровень развития.

Сколько длится адаптация

Психологи называют период привыкания к детскому саду адаптационным. Это время у малышей может протекать по-разному и зависит от многих факторов: условий протекания беременности, особенностей темперамента, стиля семейного воспитания, предыдущего опыта взаимоотношений, соматического здоровья и т.д. Весь организм и психика ребенка в это время постоянно находятся в сильном нервно-психическом напряжении. Можно сказать, что ваш ребенок в первые дни посещения детского сада переживает в полной мере стресс, напрягаются все его адаптационные механизмы и резервы.

«По тому, как дети приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы, – рассказывает руководитель детского телефона доверия «Горячая линия», психолог-консультант «Эго-ресурса» Елена Сыркина. – Первая группа состоит из детей, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому прибавляются и простудные заболевания. Это самый неблагоприятный вариант адаптации. Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств – они «всего лишь» начинают часто болеть. И самая благополучная группа детей третья – они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием».

В норме период адаптации к детскому садику длится три-четыре недели. Если время прошло, а ребенок не привык к детскому садику, то необходимо приглядеться, что его беспокоит, отчего он такой капризный и раздражительный. Что же провоцирует это состояние ребенка в период адаптации к детскому саду? Это отрыв от матери. Ведь мама – самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. Во-вторых, неизвестная обстановка. Чтобы в этой обстановке «выжить», необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, в дальнейшем ваш малыш будет быстро адаптироваться к любой новой обстановке на протяжении всей жизни.

Держите все под контролем

Можно ли как-то облегчить нашему малышу период привыкания к новой обстановке?

«Постарайтесь как можно раньше, буквально с самого рождения, тренировать систему адаптационных механизмов ребенка, приучая его заранее к условиям и ситуациям, в которых ему надо менять форму поведения, – продолжает Елена Сыркина. – И не бойтесь: ваш малыш вовсе не такое тепличное существо, как вам кажется. Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке беспокоящие вас проблемы, связанные с детским садом. Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения, легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами».

До садика все дети так или иначе привыкают к определенному режиму дня (или его отсутствию). Поэтому узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка заранее, пока он находится дома. Устройте «первое свидание» ребенка с детским садом: покажите игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрируйте, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, лазать по шведской стенке.

Как можно раньше познакомьте малыша с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он в скором времени придет. Сейчас в детских садах существуют группы кратковременного пребывания (два-три часа). Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Что стоит сделать заранее?

К началу посещения детского сада прививайте ребенку элементарные навыки самообслуживания: малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом, вытирать их, ходить в туалет, пользоваться ложкой и вилкой, частично одеваться.

«При приеме в детское дошкольное образовательное учреждение до трех лет важную роль играет физическое развитие, к умственному пока особенных требований не предъявляется, – уточняет воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребенка» детского сада № 165 Ольга Григорьева. – Единственное, что нужно в ребенке развить до этого возраста – самостоятельность, то есть, как минимум, одеваться, кушать и ходить на горшок маленький человек уже должен уметь сам. Для основной подготовки детей к садику родителям необходимо заранее узнать его режим и проводить закаливающие процедуры, чтобы ребенок меньше болел».

Если у вас есть возможность выбрать дошкольное учреждение, то возьмите малыша с собой. Вдруг он сам укажет вам, где ему нравится больше всего – это решит проблему выбора. Узнайте об образовании воспитателей, пообщайтесь с заведующей садиком.

После того, как вы определились с выбором детского садика, озаботьтесь тем, чтобы все документы были наготове. За десять дней до оформления ребенка в садик сдайте необходимые анализы: крови, кала, мочи. Пройдите ортопеда, ЛОРа, стоматолога, педиатра, окулиста и невропатолога.

Настраивайте малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад. Готовьте к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому что он уже большой. Говорите о том, как это здорово, что он уже такой взрослый. И самое главное – все время объясняйте ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результат. И ни в коем случае не угрожайте вашему чаду садом как наказанием за то, что он плохо себя ведет.

Проблемы первых дней

Наконец, ребенок пошел в детский сад. Что сделать, чтобы облегчить процесс адаптации?

«Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается, – продолжает руководитель детского телефона доверия «Горячая линия», психолог-консультант «Эго-ресурса» Елена Сыркина. – Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что между родителями и воспитателями установились добрые отношения: тогда он спокойно примет человека, которому его доверяют».

В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Не опаздывайте, особенно в первые дни забирайте ребенка вовремя.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике, чтобы ребёнок наутро снова с нею встретился. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» вместе с ним ежедневно и «знакомится» там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Оставляя ребенка в садике, не показывайте ему свою озабоченность. Нужно весело попрощаться с ним, объяснить, что ему будет хорошо с другими детьми, с которыми так интересно играть. Прощание должно быть мягким. Если вам что-то не понравилось в детском саду, не обсуждайте это при ребенке, формируя негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам детского сада.

Проявите терпение, детям эмоционально чувствительным, ослабленным, малообщительным, а так же холерикам и флегматикам сложнее адаптироваться к детскому садику. В этой ситуации необходимо сотрудничать с детскими специалистами (психологом, педиатром, невропатологом), которые могут сделать правильный прогноз в отношении течения адаптационного периода.

И вы узнаете о ребенке много нового

«Нужно знать, что в детском саду занятия проводятся в определенных подгруппах, – рассказывает воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребенка» детского сада № 165 Ольга Григорьева. – Каждый детский сад работает по определенной программе, в каждой группе основная задача – сформировать элементарные представления о математике, грамоте, развить логическое мышление. При первом посещении садика вашего ребенка определят в одну из них, наиболее подходящую по возрасту и развитию. В течение года несколько раз с каждым ребенком проводится педагогическая диагностика специалистами медико-психологической комиссии при психологических центрах. Они определяют уровень знаний и умений детей, их общее развитие. Исходя из этого любого ребенка могут перевести в другую группу».

В свою очередь, подобная диагностика дает бесценную информацию для педагогов, определяющих свои задачи в работе с детьми на будущее. В некоторых детсадах создаются специальные коррекционные группы, там меньше детей, с ними работают узкие специалисты – психологи, логопеды. Они видят ситуацию со стороны и подскажут, как поступить в той или иной ситуации.

У родителей всегда возникает множество вопросов о том, как улучшить жизнь своих детей. Расскажите, что для вас важно и интересно, и мы постараемся ответить на ваши вопросы с помощью наших специалистов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления