RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

вос.

749мм 87%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Образование В чем причина школьных страхов?

В чем причина школьных страхов?

Когда ребенок, выходя к доске, не может ответить урок, ему, как правило, ставят двойку и отправляют на место. Вряд ли преподаватели задаются вопросом, почему школьнику не удалось выполнить задание. Конечно, часто неудовлетворительные...

" src=

Когда ребенок, выходя к доске, не может ответить урок, ему, как правило, ставят двойку и отправляют на место. Вряд ли преподаватели задаются вопросом, почему школьнику не удалось выполнить задание. Конечно, часто неудовлетворительные ответы можно объяснить именно тем, что урокам было уделено недостаточно внимания. Но как быть в тех случаях, когда ребенок и учит, и старается, но, выйдя к доске, не в состоянии рассказать ничего из выученного дома?.. В ситуации помогает разбираться психолог информационно-аналитического центра при администрации города Челябинска Елена Сыркина.

Поводом к разговору стало письмо, пришедшее в редакцию от Ольги: «Чем больше я смотрю на свою дочь, тем больше вспоминаю себя в детстве. Я любила выполнять домашнее задание, вытягивалась в струнку и пересказывала родителям и бабушке историю или литературу. Но, как только начинался опрос в классе, начинала жутко зевать. Когда называли мою фамилию – вставала возле парты и забывала все слова, которые легко приходили на ум дома. Учительница вытягивала из меня минимум звуков, ставила три, и я садилась. Дочка сейчас учится в седьмом классе, и у нее, похоже, та же проблема. Мне материал рассказывает назубок, а в дневнике одни тройки. Как убедить учительницу, что ребенок занимается?»

– Скорее всего, девочка испытывает школьные страхи, которые могут возникать у детей впечатлительных, принимающих все близко к сердцу. У таких детей, как правило, низкая самооценка, зависящая от мнения окружающих людей. В нашем случае такими «людьми-экспертами» могут выступать учителя, одноклассники, – объясняет Елена Сыркина.

А каковы причины возникновения школьных страхов?

– Возможно, в данной ситуации сказывается прошлый травмирующий опыт. Может быть, когда-то ребенок отвечал у доски или с места, и над ним посмеялись одноклассники или учитель. Дети начальных классов очень ориентированы на эмоциональное состояние взрослых, их мнения и суждения. В данной ситуации мнение учителя о ребенке формирует отношение к нему одноклассников.

То есть в нашей ситуации решающую роль играет даже не поведение окружения девочки, а учитель?

– Да, верно, отношения между учителем и ребенком оказывают огромное влияние на формирование школьных страхов. С одной стороны, дети порой могут воспринимать строгого, требовательного учителя как несправедливого и злого. Отсюда страх отвечать у доски и получить критику в свой адрес. С другой стороны, сам педагог может неприязненно относиться к ребенку, не верить в него и тем самым умалять его достоинства. Иногда учителю трудно найти индивидуальный подход к ребенку, не хватает ни психологической, ни педагогической компетентности. В этом случае ребенок замыкается, не стремится отвечать из-за страха быть униженным перед классом.

Какие еще причины могут объяснить подобные проблемы ребенка? И как родители могут повлиять на ситуацию?

– В нашей ситуации мама пишет, что у нее в детстве были такие же проблемы. Если она переживает по этому поводу, часто приводит примеры из своей жизни, вспоминает только неприятные моменты, сетует на то, что дочь похожа на нее, то тем самым она подтверждает ее несостоятельность. Ребенок из чувства лояльности к матери ведет себя так, как от него «ожидают» взрослые.

Но бывает и другая ситуация: родители, наоборот, требуют от ребенка только правильных поступков, отличных отметок. Такой ребенок может испугаться отвечать в школе из-за страха получить негативную оценку и разочаровать маму с папой.

Елена, может быть, причина в самом ребенке? Ведь в седьмом классе дети начинают развиваться, и многие становятся стеснительными и робкими.

" src=

– Да, возможно и такое, седьмой класс – это начало подросткового возраста. В этот период все подростки интенсивно меняются, растут и развиваются. Как девочки, так и мальчики много внимания уделяют внешности, иногда становятся неуверенными в себе. Наша героиня может переживать свои мнимые и реальные проблемы и поэтому не стремится лишний раз демонстрировать себя у доски, привлекая к себе внимание.

Что делать и как быть? В нашей ситуации мама спрашивает, как убедить учительницу в том, что девочка дома занимается.

– Это не лучший вариант. Защищать ребенка необходимо, но гораздо эффективнее формировать его уверенность в себе, своих силах, способность опираться на свои собственные ресурсы.

Как это сделать?

– Необходимо вначале, чтобы ребенок рассказал родителям о своих страхах и опасениях. Для этого маме нужно создать условия: время, место. Находите время, чтобы поговорить с ним. Слушайте своего ребенка, осваивайте навыки активного слушания. Навык активного слушания предполагает умение выслушать собеседника, задавая уточняющие вопросы: «что тебя беспокоит больше всего?», «чего бы тебе хотелось?», «как мне тебе помочь?». Вопросы позволят прояснить трудную ситуацию и определить эмоциональное состояние ребенка. Не бойтесь перефразировать или повторить то, что сказал ребенок, называйте те чувства, которые он испытывает: «ты огорчен, расстроен», «ты злишься, обижен».

В любом случае не стоит драматизировать ситуацию. Нельзя позволять ребенку зацикливаться не неудачах. Оптимистичный настрой в семье поможет девочке поверить в себя.

Полезно научить ребенка отделять отношение к себе педагога от полученных оценок. Выделите вместе с ребенком, что он хорошо знает, умеет делать, определите его сильные стороны. Тогда страх отвечать у доски исчезнет.

Разработайте совместно свои критерии оценки (конечно, адекватные, реальные). Ребенок самостоятельно будет оценивать результаты проделанной работы независимо от мнения педагога.

Отмечайте малейшие достижения, особенно если это связано с публичными выступлениями.

Обязательно, уже наедине с собой, проанализируйте стиль вашего воспитания, что вы как родители сделали или не сделали для формирования вашего ребенка. Каким вы его хотите видеть и что для этого делаете.

А как вести себя в школе, если дело действительно в педагоге?

– Из письма понятно, что у девочки трудности с одним преподавателем. Если дело в учителе, тогда необходимо налаживать диалог с ним. Важно понять, как он видит ситуацию, и вместе найти выход из нее. Учитель обладает многими педагогическими приемами и техниками ведения уроков. Только не рассматривайте педагога как противника, лучше видеть в нем союзника.

И в любом случае не забывайте, что у оптимистичных родителей оптимистичные дети, а оптимизм – защита от страхов и тревог!

Фото: Фото с сайта Pro.corbis.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления