На днях в школе-интернате поселка Байкит (Эвенкия) повесилась ученица 11 класса. У девочки никогда не было проблем в общении со сверстниками. По словам бывшего классного руководителя, одной из возможных причин самоубийства выпускницы могла стать неуспеваемость и ее страх перед сдачей Единого государственного экзамена.
В Челябинске не было подобных случаев. Страх перед экзаменом для наших школьников никогда не оказывался смертельным. Однако нет такого выпускника, который не боялся бы сдавать ЕГЭ.
«Главное, не смеяться и не игнорировать детские страхи, – считает детский психолог Елена Сыркина. – Для них это такой способ обращения за помощью!»
Чего боятся школьники? Каким представляют себе ЕГЭ те, кому необходимо его сдавать? А главное, что означают эти страхи? Детские переживания расшифровывала психолог Елена Сыркина.
Оля, 10 класс: «Думаю, психологически это очень сложный экзамен, причем не нужный. Отличная сдача ЕГЭ – это же далеко не показатель знаний. Не всем же в жизни пригодится навык решения уравнений с квадратным корнем. Если я хочу стать журналистом, то зачем мне сдавать математику?»
Комментарий психолога: В 9-11 классе у школьников возникает страх оценки и страх потерять свою состоятельность. Любой экзамен – это обратная связь для ребенка. Таким образом, ему как бы говорят, что он может, а чего нет, и каково его место в этой жизни. Поэтому такие страхи естественны и обоснованы, но на них часто накручиваются еще и детские иррациональные страхи, когда ситуация обрастает слухами и фантазиями. У взрослых они вызывают улыбку, но для ребенка это действительно стресс.
Над этими страхами не нужно смеяться. На самом деле дети серьезно воспринимают эту ситуацию. Если такое слышат взрослые (учителя или родители), то они должны воспринять этот сигнал правильно. Это значит, что назрел разговор с ребенком о ЕГЭ.
Часто дети нацеливаются на поступление в конкретный вуз и на конкретную специальность. Школьники боятся, что их результаты не дотянут до проходного балла. В этом случае стоит вместе с родителями разработать варианты поступления. Это уменьшит тревожность, ребенок будет знать, что у него есть выбор, куда пойти.
Вика, 10 класс: «Нас учителя запугивают: "Вы алгебру не сдадите и никуда не поступите!" Страшно, конечно, немного».
Комментарий психолога: Запугивают те учителя, которые не уверены в своих педагогических возможностях. ЕГЭ – это же оценка не только ребенку, но и школе и конкретному учителю. И прессинг на педагогов в этом случае не меньше, чем на детей. После ЕГЭ все начинают делать выводы: и директор школы, и управление по делам образования и науки, и сам учитель. И по опыту дети переживают ЕГЭ даже проще, чем взрослые люди.
Учитель запугивает детей, чтобы подстраховаться. Таким образом, он как бы оправдывает свои неважные результаты на экзамене. Тот, кто уверен в своем профессионализме, никогда не будет так говорить.
Таня, 10 класс: «Я знаю много историй, о том, как люди и списывали на ЕГЭ и как в обмороки падали на экзамене, и как ноги специально ломали, чтобы предварительно в больницу лечь. Думаю, некоторые из этих мифов правдивые».
Комментарий детского психолога: Такие «мифы» помогают справиться с ситуацией. Дети фантазируют, обсуждают это между собой, и стресс становится меньше, потому что школьник разделяет его с другими.
Выслушав все эти фантазии, надо попытаться узнать, что они значат. К примеру, страх упасть в обморок – признак того, что ребенок боится не справиться со стрессом. Надо объяснить, что ЕГЭ – это не катастрофа. В этом случае учителя могут рассказать подробности проведения экзамена, объяснить, что будет пробное тестирование, что школьники познакомятся с процедурой заранее. Если ребенок это будет знать, тревога снизится.
Но здесь многое зависит и от личности школьника. Если он изначально тревожен, меланхолик и все близко принимает к сердцу, то на него это будет влиять негативно. Нервозность повысится, упадет работоспособность, ребенок измотает себя внутренними переживаниями. Начнется негативное самопророчество: на уровне бессознательного он сможет поставить себе негативную установку. А если я представляю провал, то я и провалюсь.
Неблагоприятна такая ситуация и для чрезмерно ответственных детей, к примеру, «медалистов», которые станут изводить себя чрезмерной критикой. Это может привести к переутомлению и нервному срыву.
Антон, 9 класс: «Ходят слухи, что людей, которые сдают ЕГЭ плохо, сразу вносят в списки военкомата, потому что знают, что институт им не светит!»
Комментарий психолога: Мальчикам нужно объяснить, что армия – это не наказание за плохие результаты в ЕГЭ. Возможно, стоит наладить сотрудничество с военкоматом, позвать специалиста, который рассказал бы о службе и заверил, что это не кара, а почетная обязанность и долг каждого гражданина. Это поможет снизить тревожность.
Рекомендации детского психолога Елены Сыркиной
Необходимо вычленить в классе тех, кто начинает эти беспокойные разговоры. Это наиболее тревожные дети, и с ними должен поработать психолог.
Такие страхи часто связаны с заниженной самооценкой. Специалист должен будет помочь детям выделить их сильные качества. Если ребенок будет принимать свои лучшие стороны (к примеру, что он старательный и ответственный), то в этом случае у него появятся дополнительные ресурсы, которые он может использовать в стрессовой ситуации.
Также надо объяснить, что ребенок не потеряет эту свою ценность при низких баллах на ЕГЭ и все равно останется старательным и ответственным. Родители же не будут меньше его любить в этом случае, он не распадется на части и так далее...
Можно сделать «копилку» класса. Написать на большом листе бумаге, кто как справляется со стрессовыми ситуациям (у всех в жизни есть такой опыт). Кому-то, к примеру, надо сделать три глубоких вдоха, а кому-то активно потереть руки. И расспросив ребят об этом, все рассказанные варианты записать на листе.
Эту «копилку» можно повесить рядом с доской, чтобы дети ее видели. Тогда из всего этого массива они могут для себя выбрать метод, который тут же на уроке и испробуют.
Родителям нельзя каждые пять минут ходить вокруг ребенка и нудить: «Опять играешь в игры вместо подготовки? Сколько ты выучил?» Это не на пользу ребенку. Таким образом родители беспокоятся не о нем, а о себе. В них говорит тревога о будущем своих детей. К тому же если ребенок сдаст плохо, это будет показателем и их некомпетентности. Надо это осознать и перестать перекладывать на ребенка свою тревожность. Необходимо спросить таким образом: «Как я могу помочь тебе в этом процессе?» И одиннадцатиклассник сам скажет, что он ждет от родителей в этой ситуации.
Накануне экзамена рекомендуется не сидеть до победного за учебниками, а прогуляться на свежем воздухе, лечь спать пораньше, настроиться на следующий день, визуально представив в деталях позитивную картинку. Надо пофантазировать, как ты проснулся, нарядился, как сел за парту, как получил задание… и так далее. Можно вспомнить свои успехи и достижения, которые приободрят: «Я всегда справлялся, справлюсь и завтра. Я там буду не один, и все будет хорошо!»
Когда ребенок получил листок с заданиями, а буквы стали от страха расплываться перед глазами, надо сесть поудобнее. Человек в страхе дышит прерывисто или вообще забывает дышать, поэтому не стоит пренебрегать классическими тремя глубокими вдохами и выдохами. Когда мы дышим, то расслабляем диафрагму, кровь быстрее поступает в мозг, и мы начинаем думать лучше. Если в мышцах скапливается напряжение, сжать и разжать кулаки 10 раз и настроиться на работу, дав себе установку: «Я спокоен я со всем справлюсь». А потом уже обратиться к заданиям.
Если ребенок сдал первый экзамен плохо, ни родителям, ни педагогам не нужно паниковать, а надо дать ему понять, что он такой же любимый и желанный как и раньше. А то школьник начинает переживать и думать, что не оправдал ожиданий и не состоялся. Родителям нужно контролировать себя и не ругать ребенка, чтобы не вогнать его еще больше в депрессию. Когда он успокоится, то если он захочет, можно с ним поговорить и попытаться выяснить, почему это произошло: плохо готовился или много тревожился. Исходя из этой информации, нужно разработать новый подход подготовки к следующему экзамену.
Если родители видят, что ребенок очень тревожный и постоянно проигрывает в разных ситуациях из-за этого состояния, необходимо заранее обратиться к психологу (за полгода до ЕГЭ). Разумеется, делать это нужно только с согласия школьника.
Педагогам также стоит вспомнить о простых методах борьбы со стрессом. Сфера жизни учителей в период ЕГЭ сужается, все мысли занимает экзамен. Надо вспомнить, что есть родные и близкие люди и собственные интересы. Важно переключиться, вспомнить, что радует в жизни.