Mотоклуб Wings, встряхнувший в двухтысячных мототусовку Челябинска, трудно представить без его бессменного президента – Игоря Черкезия. Это он с единомышленниками поднимал свои знаменитые «Крылья», это ему было важно сделать их лучшим клубом Урала, это он заботился о создании положительного образа байкера. Однако 2 декабря пришло неожиданное известие – Игорь Черкезия оставил свой пост.
«Везде должны быть правила»
– Почему вы ушли из Wings?
– Этому cпособствовало много причин, и я не стану раскрывать их. Скажу только, что собираюсь создавать чепту (филиал) известного в России и за рубежом мотоклуба «Ночные волки». Этот старейший клуб в России, славное братство людей, недавно отметил 20-летие. По России, ближнему и дальнему зарубежью клуб насчитывает несколько десятков чепт. Хочу, что бы и в Челябинске «Волки» заняли свою нишу.
– Члены клуба пойдут за вами?
– Кто-то пойдёт, кто-то нет, это уже не так важно.
– Клуб «Ночные волки» московский, не получится так, что вы совсем переберетесь в столицу?
– Да кому я там нужен? Да и не люблю Москву. Суетная слишком. А я – провинциал. Мне нравится Урал, я здесь родился и вырос, и где бы ни находился, меня всегда, как в той песне, тянет в заповедные места.
– Сколько в Челябинске мотоклубов сегодня?
– Такой большой и старый, как Wings – один. Хотя и он создан не так давно. Есть четыре-пять небольших.
В России клубное движение только развивается. Мотоциклетное существует давно, а вот байкерское!.. Сейчас как грибов понаоткрывалось в стране подобных клубов. Одни появляются, другие закрываются… Бывает, что толком никто не знает ни правил, ни как себя вести, но уже объявляют себя серьёзным клубом. Зачастую туда принимаются все подряд, без разбора. У «Волков», к примеру, можно годами ходить в кандидатах, и не факт, что тебя примут, поэтому случайных людей среди них практически нет. Надо доказать своими поступками, делами, своей жизнью, что ты достоин.
– А какими должны быть поступки настоящего байкера?
–
Глубокая тема, об этом можно говорить много и долго. Ну какие? Настоящий байкер и настоящий мужчина – суть синонимы. Он должен иметь моральные и деловые качества, соответствующие общечеловеческим понятиям, в первую очередь: порядочность, честь, мужество, человеколюбие, верность своему пути и клубу, своему братству, своим цветам. Цвета клуба – это то, что байкер носит на спине. Верхний рокер – название клуба, в центре эмблема, нижний рокер, как правило, указывает на город. Для байкера это как знамя полка, святое. Любые посягательства на цвета клуба должны пресекаться. Человек должен всегда отстаивать свое братство. Только так клуб может достичь уважения.
А зачастую бывает так: собралась группа людей на мотоциклах: нашлёпали нашивок, маек, раздали всем желающим (многие даже не понимают суть этих нашивок). Мы клуб! И люди в таком клубе, бывает, даже не знают друг друга по имени. Конечно, это не правильно.
Когда создавался Wings, к сожалению, таких ошибок была масса. Была эйфория, но не было знания элементарных байкерских, клубных правил, и немудрено, что клуб в начале своего существования насчитывал порядка 100 мотоциклистов. Потом многие отсеялись, кто-то (по разным причинам) перестал ездить на мото, кто-то вообще пропал с поля зрения, кого-то выгнали и так далее. В итоге осталась группа около 40 человек, из которых самых деятельных людей, так называемый костяк, который тянул всю клубную работу на себе, вполовину меньше. Остальные – балласт. Посидят, на собрании, пошумят, но не более того. По поводу названия. Когда начинали, было много предложений о том, как назваться. Было даже шутливое «Верблюды» и символ в виде этого животного, с намёком на герб Челябинска. Потом я, будучи поклонником старой группы Wings Пола Маккартни, предложил взять это название. В итоге приняли его. Хотелось назваться так, что бы это подходило байкерам по смыслу и духу, и в то же время отойти от каких-то устрашающих и пугающих обывателя названий. Вот и получилось такое доброе и нейтральное Wings – «Крылья».
– Но ведь отстаивать цвета братства есть смысл, когда кто-то на них посягает?
– К сожалению, всё это постепенно идёт к нам. Идёт с исторической родины байкерского движения – Америки, а также из Европы. Мы же во многом копируем Запад, причем с большим опозданием. То, что у них уже давно прошло, к нам только-только приходит, поэтому неизбежно, что всё это, байкерские войны и прочий негатив, появится и у нас.
«В прошлой жизни жил в Сицилии»
– Вы почти всю Европу проехали. В каком городе чувствовали себя комфортнее всего?
– На своём «Харли» я проехал 14 стран. Понравившихся городов масса. Очень люблю Сицилию. Люблю эту страну, народ, их природу и уклад жизни. Много читал о древней и настоящей истории Италии и Сицилии. Иногда шутливо говорю, что я, видимо, в прошлой жизни жил там, потому меня всегда туда тянет. Думаю, что побываю там еще не раз. Да! Как я мог забыть про макароны! Любимая еда. (Смеётся.)
Вообще, много мест, где хотелось бы побывать еще и еще, разве ж все перечислишь. Вот Зальцбург взять в Австрии – красивейший город.
– А самое необычное место?
– Хм… «Есть многое на свете, друг Горацио…». Таких мест в Европе – великое множество, «Орлиное гнездо», например, Кельштайнхаус. Дом Гитлера. Очень интересное место. Мартин Борман, инициатор строительства, готовил его в качестве неожиданного подарка к пятидесятилетию своего фюрера. Там Ева Браун жила очень долго. Дом находится на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря, в Альпах. Его не разбомбили союзники, и теперь там настоящее паломничество туристов. Мы на мотоциклах колесили по Баварии и заехали туда. Со мной был приятель из клуба Подшивалов Эдуард, он знал это место и показал его мне. Там у подножия горы паркуешься, оставляешь свой транспорт, покупаешь билет на автобус.
Автобусы специальные, с мощными двигателями и тормозами везут по серпантину, прорубленному вручную. Это в тридцатые годы рабочие рубили. Больше там никакого движения нет, ходят только эти автобусы в одну сторону. Виды с серпантина, как говорит товарищ, показавший мне это этот дом, – отрыв башки! Автобус ползет-ползет наверх, доезжает до площадки, там высаживает всех, разворачивается, подбирает тех, кто уже погулял и едет вниз. А те, кто высадился, заходят в тоннель длиной метров в сто. В конце тоннеля – лифт, красивый, золоченый, человек на двадцать. Он сохранен таким же, каким и был построен. И еще 124 метра поднимаешься в лифте, из которого выходишь прямо в дом. Самого Гитлера до лифта довозил специальный «Мерседес». Я, кстати, по-моему, недавно видел этот «Мерс» в интернете, он мелькал на аукционах. Так вот, выходишь наверху, смотришь вокруг – весь мир под тобой! Красота неописуемая! Хочется сказать: что дураку надо было?!..
– Интересуетесь историей?
– Да, историческую литературу читаю довольно часто. Ну а путешествовал-то пока не так уж и много. В планах – Северная Америка, Канада, Англия и Шотландия…
– О вашем мотоцикле в городе ходят легенды – и ни разу на «Харлее» не прокатиться по Америке – его родине!
– Кстати, когда в Америку соберусь, свой аппарат брать не буду. Это накладно, да и зачем? Там в прокат можно взять «Харли» любой модификации, сравнительно недорого.
Насчёт модели моего «коня». Полный титул длинный, как и подобает аристократу: Harley Davidson Screaming Eagle Ultra Classic Electra Glide. У «Харлеев» большая линейка различных моделей, начиная от маленьких и заканчивая большими люкс-турерами, созданными для дальних путешествий. Есть у этой компании так называемое тюнинговое, придворное подразделение «Screaming Eagle» («Кричащий орёл»). Как у «Мерседеса» – «Брабус», у «Ниссана» – «Инфинити», у «Тойоты» – «Лексус» и т.п. Они берут серийную модель и совершенствуют ее – ставят мощнее мотор, используют лучшие материалы для обшивки и отделки, добавляют больше различных примочек. И таких каждый год выпускают ограниченное количество. Моя модель в 2006 году была выпущена двухтысячным тиражом.
Это аппарат ручной сборки. У него очень прямая, комфортная (особенно для дальних расстояний) посадка, на дуги устанавливаются подножки, и, когда долго едешь по автобану, можно выпрямить ноги. Очень удобно. Есть подогрев сидений, подогрев ручек, круиз-контроль. Однажды мы Альпы проезжали, ехали из Италии в Австрию. Дождик шел, температура плюс четыре. А руки в тепле – это дает лучший контроль за мотоциклом. Дождевик, шлем и передний обтекатель спасают от дождя, главное, за дорогой следить.
У меня были «японцы» раньше. Тоже хорошие аппараты, технологичные, надежные. Но когда я сел на «Харлей», понял, что больше не пересяду ни на что другое. Это какая-то магия. Да и зачем эти японские копии, если есть оригинал? Да простят меня владельцы других марок. «Харлей-Дэвидсон» – это легенда, харизма. Да, может быть, он менее надежен, чем «японцы», которые всегда впереди планеты всей по части технологий. Но «Харли» для меня все равно дороже и роднее.
Там есть радио, CD/МР-3 проигрыватель, навигация, рация, удобные кофры и так далее. Но даже если всего этого бы не было, достаточно того, что на баке написано – «Harley Davidson». Выспренно? Да, наверное. Но от чистого сердца!
– По России часто приходится ездить? Ваш последний автопробег «Танкоград помнит» был довольно большим.
– Да, большим. Большим и трудным, в первую очередь, из-за сильнейшей жары. В этом году мы все города-герои проехали в честь 65-летия Победы. Вместе с крепостью-героем Брестом их 14. Начали с Мурманска и закончили в Севастополе у «Ночных волков» на байк-шоу. Проехали Россию – Украину – Белоруссию, четыре моря увидели – Белое, Балтику, Черное и Северное. На Соловки заехали по дороге – столько было впечатлений! В каждом городе брали землю и засыпали в гильзу от крупнокалиберного пулемёта. Вот такую ленту из 13 гильз с названием города на каждой привезли домой.
Вообще, по России езжу не очень много. В том году была Москва, до этого Питер. Люблю прокатиться по нашей области, особенно в сторону Златоуста, Сатки… О наших дорогах и войне на них говорить не буду, все это знают. Летом, если погода позволяет, передвигаюсь только на мото. Машина, конечно, есть, но не лежит душа к автомобилям! Сажусь на авто только по необходимости. Если бы не зима, а климат бы нам калифорнийский, круглый год бы ездил. Проблема пробок, кстати, очень хорошо решается, когда ты «двухколёсный».
Вот в Белоруссии дороги суперские! Спасибо Батьке, тут он, конечно, постарался. Когда в Белоруссию въезжаешь – словно попадаешь в Европу: автобаны, инфраструктура вдоль дорог. А как только пересекаешь границу с Украиной – будто выключатель щелкает. Было on, стало off road. Просто дорога пропадает. Был момент, когда мы километров 40 ехали со скоростью 15-20 километров в час. Правда, когда к Киеву подъезжали, качество покрытия заметно улучшилось. А где-то в глубинках – кошмар. У нас на Урале лучше.
– При пересечении границ какие-то проблемы были?
– Как обычно. Очереди (особенно на российско-украинской границе), взятки. Этим летом такая жара стояла – ужас. Одно дело – на машине, в нее сел, кондиционер включил и можно жить. На мотоцикле же целый день под солнцем невыносимо, ветер встречный чуть ли не обжигает, а когда несколько часов сидишь на таможне, и очередь еле-еле двигается… Конечно, проще заплатить. Договорились с таможенником и очень быстро оттуда уехали.
– Сколько вас было человек?
– 11 мотоциклов и машина сопровождения, «техничка» так называемая. Кстати, хорошо, что взяли ее, потому что были поломки. У меня подшипник в колесе полетел под Москвой. Погрузили в «техничку», до златоглавой довезли и уже там починили.
Машину сопровождения обязательно надо брать, особенно когда по России путешествуешь. Ладно в Европе, там на каждом шагу сервисы и прочее, а у нас можно так попасть…
– При долгом переезде где предпочитаете останавливаться в дороге?
– В отелях. Я человек неприхотливый, главное, чтобы кровать и душ были.
– А за мотоцикл не боитесь?
– Мы стараемся найти охраняемую стоянку. Если ее нет, тогда кто-то дежурит. А когда едешь один, приходится выдумывать. В Европе есть охраняемые, крытые стоянки, самые разные: наземные, подземные. А по России я один далеко не езжу, по области только, а это переезд одного дня. Всегда вожу с собой чехол и накрываю им мотоцикл, чтобы поменьше внимания привлекал.
– Свой общий километраж вы подсчитываете?
– Раньше считал, сейчас – нет.
– Сотрудники ГИБДД к байкерам лояльно относятся?
–
Чаще, да, лояльно. ГИБДД – еще не самое страшное. Они не особо гоняются за нами, а с тех пор, как премьер «засветился» с байкерами пару раз, отношение чиновников вроде бы немножко развернулось в лучшую сторону. Кстати, о премьере нашем. Видел его на байк-шоу в Севастополе. Подъехал, конечно, с помпой, это он умеет. На трайке (трёхколёсный мотоцикл) «Харлей-Дэвидсон», в чёрной бейсболочке, очень даже неплохо смотрелся. Слева, рядом, Хирург, за ними колонна байкеров. Так вот, где-то под Орлом, когда возвращались домой, тормознули меня гайцы. А где, говорят, Игорь Юрьевич, шлем у вас? А я, надо сказать, в шлеме езжу редко, чаще в бандане, а шлем вожу с собой на случай дождя, ну или холодно вдруг стало... Ну и отвечаю ГИБДДшнику: «Дык вон, Владимир Владимирович без шлема ездит, а мне и бог велел». Разговор на премьера и байк-шоу переключился. Посмеялись…
«Спонсоры не торопятся тратиться на байкеров»
– «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» – хороший фильм?
– Мне не хочется оскорбить поклонников этого фильма, но, что касается меня, я люблю в нем только первые минуты. Когда под песню Бон Джови герой Микки Рурка катит по хайвею на мотоцикле, титры идут… Вот все, что я люблю в нем. Дальше начинается такая залепуха…
– А какой самый классный фильм про байкеров?
– Не так давно вышел сериал американский. Его нет пока у нас в официальной продаже, но можно скачать в интернете. Называется «Дети анархии». Впервые вижу фильм, в котором, если отбросить стрельбу, драки, всю эту мишуру, очень хорошо показана клубная жизнь: правила, цвета, устав. Там все объясняемо. А не просто волосатые, татуированные байкеры, которые продают наркотики, оружие и бьют друг другу морды. Считаю этот фильм лучшим фильмом о байкерах и клубной жизни на сегодняшний день.
– Что входит в деятельность обычного клуба?
– Как что? Оружие, наркотики, проституция! (Смеётся.)
– А в свободное от этого время?
– Пиво пьем.
– А я слышала, что «Крылья» еще и благотворительной деятельностью занимаются.
– У нас подшефный детский дом, мы время от времени навещаем детей, собираем им подарки. К сожалению, этим летом из-за пробега мы мало виделись. Но один раз все-таки съездили к ним в летний лагерь, общались, играли в волейбол.
– Катаете их?
– Когда в летний лагерь ездим – не катаем, там условий нет, лесные дороги очень плохие, легко упасть и покалечиться, тем более на таких тяжелых мотоциклах. Детям хочется, конечно. Как-то привозили туда квадроциклы, вот на них – самое то. А когда в городе приезжаем к ним – они в Ленинском районе базируются – там да, можно и на мото покатать. У них есть небольшой стадиончик – вот на нем.
Еще клуб традиционно проводит открытие-закрытие сезона, фестивали. «Крылья» уже три раза организовывали мотофестиваль ко Дню Победы 9-10 мая. В этом году он проходил в помещении легкоатлетического манежа. На мой взгляд, с каждым годом получается все лучше и лучше. Это типа выставки, к нам приезжают гости, клубы из других городов, работают магазины, которые торгуют байкерской одеждой, амуницией, квадроциклами, мотоциклами, запчастями. Тут же происходит какое-то действие. Поют молодые группы, выступают спортсмены, конкурсы проходят. В этом году от церкви приезжал отец Игорь, подарил клубу икону Александра Невского, выступил с хорошей речью. При этом все привязано ко Дню Победы. У входа – полевая кухня, гармонь, песни военных лет, гостей кашей кормим, можно и наркомовских налить. С кухней помогает дружественный нам 23-й отряд спецназа внутренних войск.
Конечно, вход на фестиваль не бесплатный, билеты продаем – как-то ведь надо выживать. Мало-мальскую денежку зарабатываем, потом клуб на нее живет в течение года. На наш пробег, например, ушло очень много денег. А спонсоры не торопятся тратиться на байкеров. Вообще, бизнес у байк-клубов может быть вполне легальный и не отличающийся от обычных коммерческих структур. К примеру, у «Ночных волков» есть собственное ателье по пошиву одежды в байкерском стиле, начиная от маек и заканчивая свитерами, куртками и жилетами с брендом «Wolf Wear». Каждая вещь выпускается небольшой партией и достаточно эксклюзивна, модели постоянно обновляются и пользуются неплохим спросом.
– Молодежи много тянется в клубы?
– С каждым годом все больше и больше. Многие хотят, но немногие могут. Однако пополнение все равно происходит. Если раньше, лет пять назад, я всех знал – едешь по городу, здороваешься, машешь встречным мотоциклам, – то теперь от сезона к сезону всё новые и новые лица. Мест, где собираются байкеры, тоже стало больше. У «Пельменей», на набережной возле цирка, на Кирова у Главпочтамта…
– Круто – показать всем классный байк?
– Да, многим нравится, а я уже прошел все это и по городу езжу на мото только по работе, а в свободное время стараюсь сразу же выкатиться за пределы Челябинска.
«Ничего плохого не случилось – уже хорошо»
– Скоро Новый год. Итоги уходящего года подводите?
– Конечно. Что успел, что не успел, где ошибся, а где прав, жизнь идёт…
– А самые значимые для вас события уходящего года можете назвать?
– Сын у друга родился, суперзначимое событие!
Мой уход из клуба – очень значимое для меня событие. Конечно, не весёлое, но… значимое.
Пробег наш был знаковым. Пробег по городам-героям я посвятил своему деду, ветерану войны.
Кризис, слава богу, на попятную пошел. В этом году жить стало полегче.
Запомнилось байк-шоу «Ночных волков» в Севастополе.
– Что бы вы хотели получить в Новом году?
– Плохого не случилось – уже хорошо.