RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

3 м/c,

ю-в.

749мм 51%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Образование Вячеслав Дусмухаметов, сценарист, продюсер: «Не нашу братию надо ругать, а создавать другой формат ТВ»

Вячеслав Дусмухаметов, сценарист, продюсер: «Не нашу братию надо ругать, а создавать другой формат ТВ»

Некогда студент-медик, автор команд КВН «УЕздный город» и «ЛУНа», а ныне продюсер и сценарист российских телеканалов Вячеслав Дусмухаметов на днях вернулся в Челябинск и попал в «Светлое прошлое». 16 января он вышел на сцену драмтеатра, чтобы получить народную премию, придуманную шесть лет назад Олегом Митяевым. На церемонии вручения награды были его родители – педагоги сельской школы Агаповского района, одноклассники и однокурсники. В перерыве, когда они окружили лауреата плотным кольцом, чтобы обнять, вручить цветы или подарок, пожать руку, стало понятно, что этого человека искренне любят все, с кем когда-либо пересекался его жизненный путь.

«Трудное» детство

Ваше авторство началось еще в школе или раньше?

– В школе. У меня было «тяжелое» детство. (Смеется.) Мои родители были педагогами. А у детей учителей совершенно другая жизнь в школе – к тебе всегда особое внимание, на тебе всегда лежит особая ответственность, не дай бог построить кого-то, подраться, что-нибудь веселенькое выкинуть во время урока... Конечно же, надо было куда-то энергию эту сублимировать. И она уходила в творчество – я писал сценарии осенних балов, новогодних вечеров, КВН и прочая...

То есть были школьным сценаристом?

– Не только, большую часть времени отдавал спорту. Я игровик, и у меня уже в школе был второй взрослый разряд по игровым видам спорта. В сборной области играл. Меня после школы без экзаменов брали в институт физкультуры...

Откуда же возникла тяга к медицине? Родительская воля?

– Нет, у меня родители – мудрые люди, в этом плане мне всегда предоставлялась свобода выбора. Решающую роль в выборе профессии сыграл чрезвычайный случай. Бабушка моя заболела, ей сделали сложнейшую операцию. И вот я, десятиклассник, пришел в больницу. К нам вышел юноша в белом халате лет 28 и разъяснил, что бабушке сделана очень сложная операция полостная, но жить она будет, потому что привезли ее вовремя, чуть опоздай мы – и ушла бы бабушка... А я смотрю на него и вдруг вижу: нимб засиял вокруг вокруг молодого доктора. (Смеется.) Сработал мой половозрелый максимализм, и пришло решение – все, буду врачом. Я сразу забыл о спортивной карьере, хотя отец мой – спортсмен, сейчас спортом руководит в Агаповском районе и раньше предупреждал, что активная спортивная карьера – краткий период.

Одним словом, не очень советовал?

– Но меня тогда можно было уже не отговаривать, я жил уже медициной. Цель – окончить школу с золотой медалью и поступить в медакадемию во что бы то ни стало.

С химией, биологией все было хорошо?

– Я очень ровно шел и по гуманитарным, и по естественным предметам. (Смеется.) Был гармонично развитым ребенком, благодаря, опять же, своим родителям. Но по химии все-таки пришлось с репетитором заниматься весь одиннадцатый класс. Жил в деревне и ездил на автобусе к репетитору в районный центр, за 60 километров. Сдавать с золотой медалью надо было только один предмет – химию. Я ее сдал на пятерку и поступил. Считаю, что сельское образование сильно недооценивают. А мы – выходцы из деревни – упорные парни. Не зная, на что придется опереться при поступлении, мы учим все, от корки до корки.

Юмор – лекарство от комплексов

У вас не было надежды на то, что родители оплатят образование или купят нужную вступительную оценку?

Досье
Вячеслав Дусмухаметов родился 27 апреля 1978 года в поселке Чернигово Агаповского района Челябинской области.
В 2001 году окончил Челябинскую государственную медицинскую академию, в 2002-м – интернатуру на кафедре госпитальной терапии и семейной медицины. Параллельно с учёбой в ЧГМА играл в КВН. Он автор команд КВН «УЕздный город» (сборная Челябинска и Магнитогорска, высшая лига), «ЛУНа» (Челябинск, высшая лига).
В 2004–2005 годах начал работать в качестве креативного продюсера канала «Рен-ТВ», с 2005 по 2008 год работал на канале СТС. Сценарист популярных телесериалов, в том числе «Папины дочки», «Я лечу».
В 2008 году вместе со съемочной группой сериала «Папины дочки» стал лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Лучший ситком года».
В 2007 году вместе со своим другом и партнером Семеном Слепаковым организовал компанию 7Art по производству телевизионного контента. Создатель и продюсер сериалов «Универ» и «Интерны», шоу Comedy Woman и «Наша Раша».

– Никакой! Мне сказали: решил – поступай.

На первом курсе не было комплексов по поводу того, что вы не совсем в своей тарелке?

– Конечно, были. В медакадемии социальное разделение видно четко. Даже в одежде я от городской моды отставал лет на 10–15. В образованности я мог поспорить с однокурсниками, но вот с точки зрения социализации – даже не взялся бы. Я был вообще диковат.

Ваше природное чувство юмора вас выручало?

– Оно и теперь – мой первый помощник в жизни, помимо того что я им деньги зарабатываю. Но чувство юмора меня еще и из ситуаций всяких вытаскивает.

Дмитрий Табарчук вас сразу заметил?

– Напротив, когда я пришел проситься в команду КВН, меня не взяли. И я с головой ушел в спорт. А ребята тоже ходили в баскетбол, вот там мы и встретились. Я им в баскетболе понравился, и они всегда меня брали играть за свою команду. У них тогда уже власть была в ЧелГМА. (Смеется.) Вот так мы и подружились. Не было бы баскетбола, я не давал бы сейчас это интервью, а работал бы скромным семейным врачом.

То есть учуяли, наконец, ваш талант?

– Мне дали возможность проявить себя. А четко сформулированная задача, не говоря о цели и мечте, и есть та синица в руках, благодаря которой все выстраивается. То есть технологии. Я по жизни вообще технолог: самое главное для меня – понять, как это происходит, и дальше я выстрою весь процесс, весь цикл смогу проработать.

Точно так вы овладевали и технологией сериалов?

– Конечно. Везде есть схема, которая дает четкое понимание процесса. Я учился у американца – автора «Друзей», который приезжал в Москву и давал семинары. И отслеживал сериалы с секундомером: сколько длится сцена, сколько в ней участников, как по времени достигается кульминация, как смонтировано, вход и выход... У нас не учат созданию сериалов, а в Штатах это давно особое образование. Поэтому в России все учатся «на коленке».

Практическая история

Я так понимаю, не будь КВН, вы бы стали врачом? Не жалеете о том, что вокруг вашей головы нет теперь того «нимба»?

– Жалею. Без иронии, из меня получился бы очень хороший врач. Потому что при всей доле традиционного цинизма во мне живет глубокое чувство сострадания к людям, что и делает из профессионально подкованного человека настоящего врача. Кроме того, со временем я понял, что стал бы хорошим детским врачом.

Этого воротить уже нельзя?

– Нет. Медицина – практическая история. От нее невозможно на год отвлечься, а потом вернуться. Потребуется довольно серьезный период, чтобы вновь войти в эту сферу. А так как я потерял уже не один год...

Бывают случаи, что к вам обращаются как к медику?

– Довольно часто. И я выслушаю каждого. Но первое правило врача – не навреди. Поэтому, выслушав человека, я всегда говорю, что проблема серьезная, надо к врачу. И люди идут к докторам. Я не берусь практиковать, не имею права.

Но вам же пришлось бывать на практике во время учебы?

– К сожалению, практику нельзя назвать полноценной в моем случае. В то время мы уже часто работали в Москве, уезжали и пропускали практику. Хотя, конечно, на практических занятиях я присутствовал, знаю, что такое практическая медицина. В душе я врач, как говорит Александр Розенбаум, но не считаю себя практиком.

Ну, а денежки потом...

Какое чувство испытали, когда узнали, что вы лауреат народной премии «Светлое прошлое»?

– Удивление. Я самый молодой из всех нынешних и предыдущих лауреатов, мальчишка среди мэтров. И мне немного не по себе, как будто занял чье-то место... Но, конечно, было безумно приятно, что народ меня выбрал. И я бы хотел через ваш сайт выразить всем огромную признательность.

Вы сказали о цинизме. Считаете, что доля здорового цинизма в вас есть?

– Обязательно! И даже не здорового. (Смеется.) Он помогает выходу из критической ситуации, он разряжает атмосферу. Это здорово. Я понял это в морге. Мы робели, и никто не решался достать из формалина часть человеческого тела. И вот тогда нам преподаватель сказал: «Запомните, дорогие мои, бояться надо живых, а не мертвых!» Представьте себе, это помогло, окаменение прошло...

Вы, что называется, побывали и в шкуре продюсера, и в «тонкой коже» автора, чего в вас больше?

– Мы с Семеном Слепаковым создали свою компанию 7Art, которая производит сериалы по написанному. Самое сложное – автору и продюсеру внутри меня договориться о чем-то. С одной стороны, у меня деньги, с другой – творчество. И, как показала практика, бизнесмен из меня хреновый, потому что я смотрю на все с точки зрения творчества. Не могу делать туфту. Сериал «Интерны» до сих пор не заработал ни копейки, многое было сделано в долг, и даже свои деньги были вложены, потому что радеем мы в первую очередь о том, чтобы продукт был хорошим. А потом уже с деньгами разберемся, благо нас окружают хорошие люди, понимающие партнеры, которые нам доверяют. То есть я всегда выбираю творчество. Без него я жизни своей не представляю.

Но продюсерская стезя вас сколько-то привлекает?

– Нет. Я называю это авторско-административными возможностями.

Продюсер формата

Вы сегодня в Москве человек уже узнаваемый, какие-то двери открываете, что называется, ногой?

– Я не пытаюсь быть публичным человеком, моя закадровая деятельность меня вполне устраивает. То, что я снимаюсь в какой-либо программе, всего лишь решение канала ТНТ.

Но продюсеру важно быть публичным человеком.

– Мы немножко другого рода продюсеры, мы не ходим в костюмах от известных кутюрье, с цветком в петлице и шейным платком, в крокодиловых туфлях. Мы продюсеры американского формата – в джинсах и майках. Мы не продюсеры, которые дают сверху деньги и диктуют: снимите мне красиво. Мы продюсеры, которые вышли из авторов и точно знают, чего они хотят. И мы не хотим менять имидж, нам шик, блеск и гламур не нужны, понтов тоже нет. О нас скажут: не по людям судят о поступках, поступки должны говорить о людях. А наши поступки – наши проекты. Мы не те, кто добывает и раскидывает деньги. Мы создаем формат.

Но для земляков вы звезда большой величины. В чем выражается их любовь, поклонение?

– Пишут, звонят, благо телефон легко найти в «Уральской диаспоре». И мы с удовольствием трудоустраиваем земляков, всячески помогаем. Для нас «Челябинск» – кодовое слово. Заселяешься, к примеру, в гостиницу в Москве, а человек, который берет твой паспорт, говорит: «О! Я тоже из Челябинска. Подождите, скидочку вам в 30 процентов сделаю». Такова магия слова «Челябинск».

Сколько вас сегодня в Москве, кого объединяет это слово и в жизни, и в творчестве?

– Человек 40, с кем я встречаюсь ежедневно. Невозможно добиться желаемого результата без компании единомышленников. А кто, как не земляки, с которыми уже много лет связывает творчество, могут стать такой надежной командой?

Какой проект сегодня на переднем плане?

– Все идет разом. Я сегодня менеджер на запуске: придумываю, запускаю, набираю команду. И процесс пошел. Завтра я улетаю с Гариком Мартиросяном и Семеном Слепаковым в Сочи, там сбор будет двухнедельный. Съезжаются все авторы, это совпадает с кавээновским фестивалем. И там мы начинаем разработку новых проектов, которые стартуют в сентябре следующего года. Так что ждите новое!

Из того, что уже сделано, что бы вы оценили критически?

– Чувство переоценки всегда со мной, и я ужасно корю себя за ошибки. Эта тревога иногда даже мешает, когда придумываешь что-то новое, она рождает даже некую пустоту, комплекс, что ты не способен на большее. Это твой потолок! Ты полное ничтожество! Загоняешь-загоняешь себя в угол, пока не одумаешься...

Нет желания поучиться на сценариста и писать вещи для полнометражного кино?

– Считаю, каждый должен заниматься своим делом. У меня получается развлекать людей, и я должен заниматься этим. Кино – это другая профессия, а всякой профессии, как врачеванию и педагогике, нужно долго учиться. За разных выскочек, которые занимаются совсем не своим делом, порой стыдно. Потому что от этого страдает общий имидж, общий бренд.

Как относитесь к современным высказываниям критиков и разного рода скептиков, что телевидение заполонили кавээнщики, что сериалы – третьесортный продукт?

– Дорогие друзья, кавээнщиков много, потому что нет конкуренции. Дайте высшую школу, которая будет нам поставлять кадры! Уже очевидно, что формат сегодняшнего российского телевидения – развлекать. Не анализировать, не учить, потому что никому не выгодны детские научные и учебные программы, куда нельзя по закону вставлять рекламу. Нет рекламы, нет места в прайме, потому что за это тоже отдельно надо платить деньги. И так далее. Это на самом деле проблема. Но за нее не нашу братию надо ругать, а всего лишь создавать другой формат, другую базу, но никто этого не делает. И надо сказать спасибо Александру Маслякову, который поставляет кадры телевидению.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления