Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Наденут ли пятиклассники шинели?

Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то – что форма помогает сгладить проявление класс

Поделиться

Поделиться

Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то – что форма помогает сгладить проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнений. Но чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, давайте вспомним историю школьной формы...

Как и все нормальные дети, я не хотел идти в школу. А когда мать заставила меня надеть короткие вельветовые штаны, застегивающиеся на пуговку чуть ниже колена, орал как резаный. Какой позор для пацана – носить штаны чуть-чуть длиннее бабских панталон!

Впрочем, мне еще повезло. Моего друга Вовку нарядили еще хуже. На голове у Вовки болталась бескозырка с надписью «Смелый», сверху надета матроска с отложным воротником, а снизу (какой стыд!) – шорты. Да ладно бы шорты! Несмотря на теплый сентябрь, на ноги моего друга напялили толстые женские чулки, которые крепились на пояс с резинками и крокодильчиками, который почему-то пацаны называли лифчиком. Резинки торчали из-под шорт, и школьники постарше оттягивали их так, чтобы они больно щелками Вовку по жирным ляжкам: «Бабские чулки надел, баба!»

Во втором классе наконец ввели единую школьную форму. Школьник начальных классов носил гимнастерку и брюки мышиного цвета, фуражку с кокардой и ремень с бляхой. Форма была одинаковой только с виду. Родители побогаче покупали для мальчишек одежду из сукна, которое хорошо держало форму и отличалось более благородным оттенком. «Кухаркины дети» ходили в мундирчиках из какого-то дешевого материала. Он лоснился, скатывался в катышки и выцветал на солнце. Впрочем, мы, дети, на это внимания не обращали. Школьная форма была похожа на солдатскую, чем мы очень гордились, и по примеру старших гладко заправляли гимнастерку под ремень.

Эта форма была в чем-то скопирована с гимназической, которую ввели в 1834 году. В XIX веке вся Россия была одета в мундиры. В каждой губернии мундиры имели свои особенности, так что было сразу видно, откуда в Москву приехал тот или иной чиновник и к какому ведомству он относится. Взрослых поставили по ранжиру, почем бы и детей к порядку не приучить? Форма российских гимназистов была единой и в разных городах России отличалась лишь некоторыми элементами. Школяры носили светло-синие фуражки с черным козырьком, синие гимнастерки с серебряными пуговицами, черный лакированный ремень с пряжкой, черные брюки, шинель. Старшеклассники выглядели несколько иначе: им полагались куртки со стоячим воротником, чем-то похожие на военный китель, и двубортная шинель офицерского типа с каракулевым воротником.

Фуражки носили круглый год (зимой на голову накидывали башлык). Фуражка украшалась кокардой. На кокарде была эмблема в виде двух перекрещивающихся пальмовых ветвей, инициалы города, номер гимназии и буква «Г» (повод для насмешек!). Номера учебного заведения гимназисты на кокарде выламывали, а пряжку, находясь за пределами учебного заведения, выворачивали обратной стороной. А делали они это для того, чтобы в случае хулиганства (а за пределами гимназии школяры примерным поведением не отличались!) не «засветить» номер гимназии. Гимназистов, которые отказывались портить кокарду, товарищи нещадно били!

В институтах благородных девиц воспитанницы носили платья из камлота – суровой шерстяной ткани. Цвет платьев зависел от возраста. Девочки 5-7 лет носили платья кофейного или коричневого цвета, 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые. Взрослые девушки, как вы, наверное, уже заметили в телесериале «Институт благородных девиц», наряжались в платья белого цвета. В советской школе порядки также были строгие. Девочки ходили в школу в платьях коричневого, реже – синего цвета, сверху надевали черный или (по праздникам) белый фартук. С бантами тоже почти не было вариантов – коричневые или черные и только в торжественных случаях белые. Никаких излишеств не было. Помню, как классная орала на девушку, которая явилась в школу при наручных часах: «Часы носишь, а уроки не учишь, дура дурой!» Ни о каких сережках, колечках и прочей фигне не было речи. А уж глаза или губы красить – боже упаси!

«Военная» школьная форма продержалась недолго. Гимнастерку заменил куцый пиджачок, а фуражку – берет с торчащим на затылке хвостиком – «макарониной». С пиджаками мы постепенно смирились, а «бабские» береты носить отказались, как бы нас ни пороли дома и ни ругали в школе. Начиная, примерно, с 7-8 класса, форму никто не носил. Росли мы быстро, покупать каждый год новую одежду родителям было накладно, поэтому школьник-подросток выглядел довольно карикатурно: штаны короткие, костюмчик потерт и засален, на рукавах и сзади на штанах (какой позор!) заплатки. Мой друг так и ходил по школе, прикрывая пятую точку портфелем...

Зачем была введена школьная форма? Считалось, что она дисциплинирует. А еще стирает грани социального неравенства, хотя о каком неравенстве в то время могла идти речь? Все наши семьи, за редким исключением, имели примерно одинаковый достаток, и одеждой подростки почти не отличались. Форму отменили в 1992 году – как раз в то время, когда в нашей стране это неравенство и начало становиться заметным. Так совпало, что к этому времени от школьной формы отказались во многих странах мира (дольше всех держались консервативные англичане!). Сейчас в Европе в одинаковых костюмчиках и платьицах ходят, как правило, ученики частных или католических школ. Многие школьники просто ненавидят школьную форму. Подростки ну никак не желают быть одинаковыми! И лишь в Японии даже девочки носят форму с удовольствием и страшно ею гордятся.

Все идет по кругу – форма возвращается, причем не только школьная. В 50-е годы про студентов Магнитогорского горно-металлургического института уважительно говорили: «Инженер идет!» Студенты носили особые мундиры, на лацканах которых была эмблема – два молоточка. Сейчас форму носят студенты вузов, в которых готовят шахтеров и специалистов горного дела. А что касается школьной формы, то она вошла в моду в привилегированных учебных заведениях, частных и элитных школах: малиновые (!) и синие пиджачки, фирменные платьица. Недавно смотрел сюжет по телевидению, как отовариваются в магазинах школьных товаров московские мамочки: форма для мальчика – 18-20 тысяч, рюкзачок – 13 тысяч, туфельки для первоклассницы (от Гуччи!) – 12 тысяч. Умереть не встать!

Человек хочет чем-то отличаться от других. Но по-разному. Кто-то выбирает свой стиль одежды, подбирает эксклюзивные вещи. А кто-то хочет подчеркнуть свою принадлежность к какой-то обособленной группе. Так появляется корпоративная одежда, клубные пиджаки, форма военизированных организаций. Что касается школьной формы, то мне кажется, ее будут с удовольствием носить в двух случаях: если учебное заведение будет престижным, а форма – модной! Может быть, и гимназические шинели снова войдут в моду?

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter