Образование

Школа станет ближе?

Депутаты Госдумы в окончательном третьем чтении приняли законопроект, дающий ответ: где первокласснику учиться? Предложено простое решение: передать органам местного самоуправления полномочия «по закреплению территорий муниципального района за муниципальн

Депутаты Госдумы в окончательном третьем чтении приняли законопроект, дающий ответ: где первокласснику учиться? Предложено простое решение: передать органам местного самоуправления полномочия «по закреплению территорий муниципального района за муниципальными образовательными учреждениями». Действующие до сих пор правила приема в государственные и муниципальные школы тоже должны были обеспечивать прием всех детей, «которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». Однако «органы самоуправления не имели полномочий по определению территории, которая закрепляется за образовательным учреждением для обеспечения его территориальной доступности». Радиус обслуживания от дома до образовательного учреждения был закреплен санитарно-эпидемиологическими требованиями.

После принятия закона «ребенок сможет поступать в любую школу, однако приоритет будут иметь дети, проживающие на территории, закрепленной за конкретным образовательным учреждением». Законопроект также обязывает органы местного самоуправления учитывать не только будущих первоклассников, но и тех, кто начинает учебу с детского сада.

Принятые Госдумой изменения в закон РФ «Об образовании» направлены на обеспечение территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений. Предполагается, что эти поправки вступят в силу с 1 января 2012 года.

Что бы это значило? Как с сухого чиновничьего языка перевести все эти нововведения на обычный русский? Чтобы понять и глубже ощутить суть новых мер, мы обратились за комментариями к специалистам.

Начальник организационно-правового отдела управления образования администрации города Челябинска Ирина Тишина считает, что ничего нового законопроект не несет. «СанПИН уже давно определил нормы. Там ясно сказано, что школа должна быть в территориальной, шаговой доступности для детей. Право ребенка выбрать школу тоже законодательно обеспечено. В Челябинске порядка 150 школ; 24 школы с углубленным изучением чего-либо: гимназии, лицеи… Весь жилой фонд в нашем городе закреплен за школами. Для гимназий и лицеев территорией, к ним относящейся, является весь город, – напоминает чиновница, – Что касается школ, расположенных в микрорайонах, то за ними закреплены территории, расположенные в непосредственной близости от них. Каждый ребенок, живущий в конкретном микрорайоне, имеет право ходить в школу, которая расположена ближе к его дому. И это право ребенка закреплено законом. Одним словом, все эти права уже имелись. К чему тогда очередное нововведение? Не совсем ясно. Впрочем, новый документ я пока не видела, подробно не изучала. А комментировать «за глаза» сложно...»

Директор челябинского физико-математического лицея №31 Александр Попов напоминает, что многие директора лицеев и гимназий создали уникальные заведения. «Делалось все это вопреки системе, – подчеркивает Александр Евгеньевич, – и это надо ценить. Недопустимо эти результаты разрушить. Стране сейчас больше всего нужны мозги… Вот в Китае, к примеру, это понимают. У них сейчас самое передовое образование. Вся страна усердно учится, готовясь выйти на мировые позиции в экономике. И уже выходит! Там физико-математические лицеи считаются чем-то вроде стратегических объектов, ведь в них сосредоточены лучшие зреющие умы нации, которые директора отбирают специально! Для таких школ – все условия, к ним – особое внимание. Вот съездить бы в Китай нашим чиновникам и перенять этот передовой опыт! А в России пока созданную образовательную систему последовательно разрушают».

Инженер, мать девятиклассника Марина полагает, что новый законопроект – не что иное как очередные правовые и чиновничьи хитросплетения. «В нашей стране всегда найдут, как закон нарушить! – кипятится родительница. – Думаю, это очередная «бактерия» для взращивания коррупции. Деньги «на лапу», и твой ребенок учится там, где желаешь ты или он сам. Все мои знакомые, которые хотели, чтобы их дети пошли в лицеи или гимназии, прошли через такое. И я сама тоже! Причем платить надо регулярно. Аппетиты у директоров школ возрастают с нарастающей силой по мере продвижения ребенка к аттестату. А если по каким-то причинам не сможешь платить, твоего ребенка тут же «выкинут». Временные материальные трудности никого не волнуют. Начнут придираться по учебе или поведению, создадут все условия, чтоб вы его забрали. Или заявят об этом прямым текстом, будут оказывать психологическое давление… Приемов много! И они давно обкатаны, отработаны. Никакие буквы закона не остановят руководителей образовательных учреждений и чиновников в желании взять деньги за то, что твой ребенок будет учиться там, где хочет».

Мест нет, или «Огласите весь список, пожалуйста...»

Как известно, прием документов в первые классы начинается с первого апреля. Но нередко родители сталкиваются с тем, что к этому моменту у директоров школ, куда вы пришли «записаться», уже сформирован предварительный список тех, кого они намерены зачислить. Родителям первоклашек заявляют: «Мест в первых классах уже нет».

Причем в целом мест в школах Челябинска хватает на всех детей. Проблема в том, что трудно бывает попасть именно в школу, расположенную по соседству с домом. Бывает, что она слишком популярна в городе, в ней есть продленка, много кружков или, скажем, предусмотрено подробное изучение иностранных языков. Вот и начинают школы конкурс то ли талантов детей, то ли родительских материальных возможностей (второе – предпочтительнее и очевиднее). А уж чтобы взяли в ту же школу младшего ребенка, многим семьям и мечтать не приходится.

Поэтому нередко многодетная мать или родитель, один воспитывающий одного-двух детей, оказывается в худших условиях. Его не выбирают директора, им предпочтительнее тот, кто может чем-то школе помочь. От этого страдают прежде всего дети.

Бывает и такое. Старший ребенок ходит в школу рядом с домом, а младшего туда уже не берут якобы из-за отсутствия мест. Мать вынуждена развозить детей по разным школам. А старший ребенок не имеет возможности на переменках присмотреть за братом или сестрой. По-человечески ли это? И явно незаконно.

В Челябинске происходили, и не раз, судебные разбирательства по поводу непринятия детей в ту школу, которая относится к семье территориально. Примеры навскидку: гимназия №80, школа №37… В сентябре 2011 много шуму было вокруг устройства первоклассников в школу №104.

Список можно продолжить. Теперь закон детей защищает. Развозить ребят из одной семьи по разным школам невозможно. И отказывать ребенку в принятии именно в данную школу, пусть она хоть тысячу раз «элитная», ссылаясь на отсутствие мест, директора школ теперь не смогут. Хотя по себе знаю, есть у нас среди руководства школ такие, которым законы, что называется, не указ... Как правило, такие руководители действуют в связке с чиновниками, и такие случаи – не редкость. Но рассуждать об этом голословно нельзя. Это уже повод для журналистского расследования.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления