RU74
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Челябинске
Погода-7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -11

0 м/c,

725мм 73%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Образование Константин Рыбалченко, заместитель директора по учебной работе ЧИПС УрГУПС: «Наши выпускники – настоящие универсалы»

Константин Рыбалченко, заместитель директора по учебной работе ЧИПС УрГУПС: «Наши выпускники – настоящие универсалы»

Факультету высшего профессионального образования Челябинского института путей сообщения – филиала Уральского государственного университета путей сообщения – исполнилось 55 лет. О том, как развивалось железнодорожное образование на Южном Урале, о перспективах трудоустройства выпускников-железнодорожников, о преимуществах бакалавриата и важности сохранения специалитета в железнодорожных вузах и о многом другом мы разговариваем сегодня с заместителем директора по учебной работе ЧИПС УрГУПС Константином Юрьевичем Рыбалченко и деканом факультета высшего профессионального образования ЧИПС УрГУПС Александром Анатольевичем Селютиным.

Ю.Р.: Факультет высшего профессионального образования ЧИПС УрГУПС исполнилось 55 лет. Как же все начиналось?

К. Ю.: 55 лет назад, в 1956 году, по предложению Министерства путей сообщения на базе всесоюзного заочного института железнодорожников был создан челябинский филиал. В 1962 году был передан в состав Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (УЭМИИТ, ныне УрГУПС – Прим. ред.). По всем историческим справкам мы на полгода старше своего головного вуза. Наш филиал первоначально существовал в виде консультационного пункта для железнодорожников. Сначала образование в нем можно было получить только по трем специальностям: «Электрический транспорт», «Электроснабжение железных дорог» и «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Потом факультет стал развиваться, как и вся система образования Министерства путей сообщения. В 1996 году впервые был осуществлен набор студентов на очную форму обучения по специальностям: «Вагоны», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». В 1997 году по согласованию с Министерством путей сообщения путем слияния двух образовательных учреждений – Челябинского филиала Уральской государственной академии путей сообщения и Челябинского техникума железнодорожного транспорта, был создан Челябинский институт путей сообщения. В 1997 в составе ЧИПС было три факультета: общетехнический, факультет среднего профессионального образования и факультет повышения квалификации. В феврале 2009 года, по решению Ученого совета института, общетехнический факультет был переименован в факультет высшего профессионального образования (ВПО). Студенты факультета ВПО для получения высшего профессионального образования обучаются по программам подготовки специалиста и бакалавра.

Ю.Р.: Все начиналось с трех специальностей. А сколько их сейчас?

К.Ю.: Сегодня подготовка в Челябинском институте путей сообщения ведется по пяти специальностям, девяти специализациям и четырем направлениям подготовки бакалавров. Институт реализует образовательные программы неполного высшего профессионального образования – студенты очного отделения первые два курса обучаются в Челябинске, а затем продолжают обучение в головном вузе – УрГУПС в Екатеринбурге. Студенты-заочники четыре года учатся в Челябинске, затем доучиваются в Екатеринбурге. По направлению подготовки бакалавров «Менеджмент» цикл обучения полный – весь срок обучения проходит в Челябинске. Подготовка по направлению «Менеджмент» осуществляется по двум профилям: информационный менеджмент и производственный менеджмент.

Ю. Р.: Менеджеры, которых вы готовите, также изучают цикл спецдисциплин, связанных с работой железной дороги? Или для них это не обязательно?

К.Ю.: У нас все учебные планы и все учебные программы адаптированы к предприятиям железнодорожной отрасли. Напомним, что с 1 сентября 2011 года все вузы России перешли на стандарты третьего поколения, согласно которым ряд дисциплин студенты смогут выбрать сами, это относится и к дисциплинам железнодорожной тематики. Плюс у нас в рабочих учебных планах есть отраслевая составляющая.

Менеджеры в нашем вузе помимо дисциплин государственного стандарта изучают железнодорожные дисциплины. Конечно, они изучают все это в сжатом виде, не так подробно, как те, кто учится на профильных специальностях, но необходимые знания, раскрывающие специфику железнодорожного хозяйства, им преподают. Иначе, как экономист подсчитает расходы на строительство железной дороги, если он не знает, к примеру, верхнего строения пути? Или не знает, что такое шпала, рельс, балластная призма и так далее. Экономист-железнодорожник должен иметь представление о производительности путевой машины тяжелого типа, расходах на основные и запасные части к машинам, инструменты, приспособления и так далее. Основной заказчик таких специалистов – предприятия железнодорожного транспорта и крупные предприятия области.

Ю. Р.: Где востребованы выпускники ЧИПС УрГУПС?

К.Ю.: Наш вуз профильный, железнодорожный, выпускники успешно трудоустраиваются в компанию «Российские железные дороги». Главный заказчик – предприятия железнодорожного транспорта, ведущие предприятия области, имеющие железнодорожные цеха и пути необщего пользования, а также другие отрасли экономики РФ.

Ю.Р.: Здесь традиционно учатся династии?

К.Ю.: Да, железнодорожных династий много. И это показатель, когда профессия настолько надежна, что передается от отца к сыну. Но главное то, что нашим выпускникам мы можем гарантировать стопроцентное трудоустройство и не только на железной дороге. Все промышленные предприятия ждут наших выпускников. Что касается заработной платы молодых специалистов, то у тех выпускников, кто не ленится работать, в летний период, когда ведутся большие капитальные ремонты путей, зарплата достигает 50 тысяч рублей. Для человека, сравнительно недавно окончившего вуз, это немало. Хочется отметить, что в центрах занятости нет ни одного выпускника ЧИПС УрГУПС. Я знаком со многими руководителями предприятий, не входящих в структуру холдинга ОАО «РЖД» и они уверяют, что выпускникам иных учебных заведений всегда предпочтут кандидатуру специалиста с дипломом ЧИПС УрГУПС.

Ю.Р.: Как именно выстроена схема помощи выпускникам в трудоустройстве?

К.Ю.: Во-первых, студенты, обучающиеся по целевым направлениям, согласно договору на целевую подготовку, возвращаются на предприятие, где им уже гарантировано рабочее место. Такие студенты уже знают, где будут работать. За выпускником на производстве закрепляется опытный наставник, бригадир или мастер. Он ответственен за то, чтобы вчерашний выпускник успешно влился в учебный процесс.

Во-вторых, в феврале у нас ежегодно проводится ярмарка вакансий. На нее приезжают потенциальные работодатели со всей России. К примеру, работодатели из северных регионов (Сургут, ХМАО, Нефтеюганск) традиционно приезжающие на ярмарку за кадрами, могут предложить нашему выпускнику зарплату не менее 150 тысяч рублей, жилье (квартиру или коттедж), и даже жениха или невесту. (Улыбается.)

Ю.Р.: Как потенциальные работодатели смогут составить мнение о выпускниках?

К.Ю.: В нашем вузе, начиная с первого курса, каждый студент участвует в рейтинговой системе оценки своих знаний. Так в течение пяти лет складывается имидж будущего выпускника. Работодателю, приезжающему на эту ярмарку вакансий, предоставляют полную информацию о молодом специалисте. Работодатели смотрят на успеваемость студентов. В специальном рейтинговом журнале к окончанию обучения подводится окончательный рейтинг каждого студента по всем пяти курсам. Рейтинг самого эффективного студента стремится к 100%. Если работодатель видит, что у выпускника рейтинг 90% или выше, он может сделать выводы о качестве подготовки потенциального работника.

Ю.Р.: Если у студента учеба не задалась с первого курса, есть ли у него шанс впоследствии выправиться?

К.Ю.: Нередко в начале обучения часть студентов испытывают трудности с общеобразовательными дисциплинами. Но затем, когда начинаются профильные спецпредметы, они втягиваются в процесс, выравниваются и учатся без троек. Этот рейтинг не снижает уверенности студента, а наоборот дает стимул учиться лучше, ведь студенты сравнивают свой уровень подготовки с уровнем подготовки своих сокурсников, соревнуются. В итоге, большинство из них к финалу выравниваются и нарабатывают хороший рейтинг.

Палитра специальностей

Ю.Р.: В далеком 1956 в челябинском филиале Московского всесоюзного заочного института железнодорожников было всего три специальности. Какой спектр специальностей факультет высшего профессионального образования ЧИПС УрГУПС может предложить выпускникам сегодня?

А. А.: Наши специальности делятся на два блока: железнодорожные и гуманитарные. Более подробно со списком специальностей можно ознакомиться на сайте вуза. К примеру, большим успехом начинает пользоваться специальность: «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Недавно, к нам из ЗАО «УралМостострой» обратились с желанием заключить трехсторонние соглашения на обучение будущих работников именно по этой специальности. Сейчас мы совместно с «УралМостострой» заключаем соглашение о сотрудничестве, для того, чтобы студенты могли под их покровительством учиться и потом трудоустраиваться.

Ю. А.: Получается, что один из самых привлекательных факторов для студентов – это опека работодателя, заключение трехсторонних соглашений. Насколько распространено это явление?

А. А.: Основным нашим заказчиком является железная дорога. А железная дорога набирает абитуриентов по целевому набору. Трехстороннее соглашение между работодателем, студентом и вузом заключается в случае, если какой-то сторонней организации нужен студент такого профиля, и они готовы в него вкладывать деньги с первых дней обучения.

Погружение в профессию

Ю. А.: Во всех вузах обучение традиционно начинается с общих дисциплин. А как скоро вчерашние школьники смогут ощутить себя железнодорожниками?

К.Ю.: Как и в любом вузе, спецдисциплины начинаются с третьего курса. Чтобы построить дом, сначала нужно заложить фундамент. Отраслевая составляющая начинается со второго курса: «Общий курс железных дорог», «Практическая техника безопасности с уклоном в специальность» – эти дисциплины изучаются уже со второго курса. Спецдисциплины по профилю, к примеру, «Строительство железных дорог», «Путь и путевое хозяйство», «Устройство путей» и другие изучаются с третьего курса.

Почувствовать себя настоящими железнодорожниками вчерашние школьники смогут уже с первого сентября. С первых дней учебы мы проводим ряд экскурсий ознакомительного характера на предприятия железнодорожного транспорта, например, в Дирекцию управления движением, в Инженерный центр.

Кроме того, традиционно, в один из дней в начале сентября у студентов первого курса отменяются лекции, и проходит так называемая адаптация к жизни и учебе в нашем вузе. Мы знакомим ребят не только с кафедрами, библиотекой, подразделениями, но и местами расположения корпусов, общежитий, ближайших предприятий железнодорожного транспорта, на которых в будущем им предстоит трудиться.

Чего боятся работодатели?

Ю. А.: Сегодня переход на двухуровневую систему образования (бакалавриат + магистратура) затронул практически все отрасли Российского образования. Как это отразилось на подготовке железнодорожников?

К.Ю.: Мы надеемся, что в железнодорожной отрасли нам оставят специалитет, так как это очень важно. Железная дорога – это стратегическая отрасль. Президент компании «Российские железные дороги» выступает за то, чтобы бакалавриат по основным направлениям подготовки железнодорожников тоже существовал.

Ю. А.: Специалитет и бакалавриат будут дублировать друг друга?

К.Ю.: Нет, дублирования тут не будет. Бакалавр – это узкий специалист. Специалист по этому же направлению подготовки, проучившийся пять лет, более универсален. Это можно объяснить на примере самой популярной на сегодня железнодорожной специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Эта специальность готовит управленцев. Трудовой путь начинается с должностей дежурного по станции, диспетчеров различных уровней, заместителей начальников станций, а в перспективе – начальников служб перевозок, пассажирской и грузовой работы, начальников дорог. Выпускник этой специальности трудится на станциях Челябинск Главный, Челябинск грузовой, Курган, Миасс – на сортировочных, грузовых и пассажирских станциях. С дипломом бакалавра выпускник на станции Челябинск Главный может достигнуть успеха в качестве дежурного по станции. Это предел его карьеры. Чтобы стать начальником станции, ему нужно будет после бакалавриата окончить магистратуру. У окончивших же специалитет есть возможность дослужиться до начальника станции, и затем с определенной периодичностью проходить курсы повышения квалификации и стажировки. Но преимущество двухуровневой системы образования в том, что проучившись четыре года на очном отделении и трудоустроившись, человек сможет оценить свои силы и понять, стоит ли ему продолжать дальше обучение в это сфере. Амбициозным людям, как правило, нужно учиться дальше для повышения по карьерной лестнице. Такие люди могут пойти обучаться по тому же профилю в магистратуру. Если что-то не получается, можно выбрать иной родственный профиль магистратуры. И не нужно будет долго переучиваться, чтобы получить академическую степень.

Ю.А.: Чего же боятся работодатели в случае с бакалаврами?

К. Ю.: Здесь налицо нестыковка. Бакалавров в России выпускают уже 15 лет. Но, если взять единый тарифный квалификационный справочник, то бакалавров там до сих пор нет. Кадровые службы предприятий встают в тупик: в качестве кого трудоустраивать бакалавра? К примеру, у мастера требования к квалификации: высшее профессиональное образование по определенной специальности. А бакалавр специальности не имеет, только профиль подготовки. Терминологически человек еще не специалист, хотя по факту и по опыту уже является специалистом. Тут налицо терминологический вакуум. Издан один закон, но под него пока не подстроена вся система. Отсюда и противоречия.

А.А.: Бакалавриат до сих пор – новая тенденция в образовании. Работодателей выпускники-бакалавры настораживают. Так происходит потому, что бакалавриат – явление новое для нашей страны. Определенная настороженность продлится еще несколько лет, но, я думаю, рано или поздно она пройдет. Человек будет выбирать: если он не карьерист и стремится стать специалистом в одной какой-либо сфере, то закончит бакалавриат и будет дальше работать. А тот, кому бакалавриата мало, кто хочет расти по карьерной лестнице вверх, тот пойдет в магистратуру. Или же изначально выберет специалитет и будет получать более глубокое образование, и затем призовые должностные места. Это будет зависеть уже от человека, от его наклонностей, от стремления к чему-то. А что касается работодателей: достаточно скоро они пересмотрят свою точку зрения, сами разберутся в том, что такое специалитет, что такое бакалавриат, и чем они отличаются. Взаимопонимание между образовательным учреждением и работодателем рано или поздно будет достигнуто.

Жизнь студенческая

Ю.А.: Кроме учебы в жизни студентов есть еще много интересного. Почему абитуриенту стоит выбрать именно ЧИПС УрГУПС? Что ждет студентов в вузе?

К. Ю.: Наши студенты явно в выигрыше по всем параметрам. Все учебные корпуса вуза расположены рядом, близко к вокзалу и при этом в центре города. Наш вуз – визитная карточка Челябинска. Выходя с вокзала, вы видите ЧИПС. Это удобно для студентов. Все наши иногородние студенты обеспечены жильем. Ни один вуз не дает своим студентам таких гарантий. Обычно вузы обеспечивают жильем только бюджетников. Мы стопроцентно гарантируем жилье для всех студентов, включая контрактников. Причем плата за общежитие у нас символическая – 120 рублей в месяц. Есть комнаты повышенной комфортности с телевизором, чайником и душевой. Стоимость такого трехместного номера повышенной комфортности – 2 000 рублей в месяц. Студенты их очень быстро разбирают. Родители могут быть спокойны: комфорт и безопасность для их детей на все время учебы будут обеспечены.

Классные «мамы» для студентов

Ю.А.: В ЧИПС УрГУПС развит институт кураторства. Расскажите об этом подробнее.

А. А.: У нас очень активно работают кураторы, и это один из главных наших плюсов. К каждой академической группе прикрепляется куратор. На протяжении двух лет, пока ребята учатся в Челябинске, педагоги- воспитатели курируют их учебу и помогают решать бытовые проблемы. Кураторы стремятся улучшить не только учебную деятельность, но и быт студента. У нас достаточно много студентов иногородних, которые живут здесь без родителей. Некоторые студенты-иностранцы, например, из Казахстана, иногда им нужен совет, дружеская помощь. Кураторы следят, чтобы студенты чувствовали себя достаточно комфортно, помогают им адаптироваться к городу, к институту, к учебе.

Жизнь студенческая

К.Ю.: Что касается культурно-массовой и спортивной жизни... Совсем рядом с нами – Дворец культуры железнодорожников (ДК ЖД), наше отраслевое предприятие. Все наши праздники традиционно проходят там. Завтра у нас КВН. В ДК ЖД проводятся посвящение в студенты, день знаний и другие знаковые для нашего вуза мероприятия. Спортивная жизнь проходит либо в стенах нашего института, либо в тренажерных залах, либо в спортивно-оздоровительном комплексе «Локомотив», также нашем отраслевом предприятии.

А.А.: Нашим студентам действительно есть чем гордиться. Они регулярно становятся стипендиатами Законодательного собрания Челябинской области. Недавно у нас проходила внутривузовская спартакиада студентов. Студенты факультета ВПО заняли первое и второе места. Спортивная жизнь факультета также развивается очень активно. Мы постоянно участвуем во всевозможных межвузовских олимпиадах, во внутрижелезнодорожных соревнованиях (например, в спартакиаде РЖД). При холдинге ОАО «РЖД» создана общественная организация, которая активно выступает инициатором и выделяет образовательному учреждению деньги на проведение таких мероприятий. Ежегодно наш институт получает около 500 000 руб. на спортивные принадлежности и другие нужды. Мы принимаем участие в ежегодной спартакиаде ЮУЖД, там порядка 6-7 видов состязаний (футбол, легкая атлетика, волейбол, баскетбол и т. п.) и везде наши студенты занимают призовые места. Так совсем скоро наш студент Сарапулов Дмитрий, призер чемпионата мира по кикбоксингу, едет в Орел на очередные соревнования. Институт выделяет ему материальную помощь для обеспечения этой поездки. Учатся у нас и чемпион России по шахматам, и

чемпион мира по тайскому боксу. Спортивная жизнь в вузе развивается активно.

Ю.А.: Участвуют ли студенты ЧИПС в Весне студенческой и других знаковых мероприятиях?

А.А.: Культурномассовый сектор у нас очень хорошо развит. Мы стараемся не пропускать ни одного более-менее крупного мероприятия. И даже если наши студенты не занимают призовые места, но, тем не менее, все равно показывают себя достойно во всех мероприятиях городского и областного уровня. Кроме того, наши студенты активно участвуют в работе внутривузовской газеты «Магистраль». В данный момент, мы готовим тематический выпуск о том, что студенты думают об учебе. В планах – в следующем году создать кружок журналистики для тех студентов, кто хотел бы активно публиковаться.

К.Ю.: Отдельно хотелось бы рассказать о работе совета самоуправления студентов. 28 апреля совет самоуправления за счет университета едет в санаторий «Дальняя дача» в Кыштым, где будет проходить обучение актива студентов. Это мероприятие ежегодное, в ходе него будут проводиться мастер-классы, лектории, семинарские занятия. Так совет студенческого самоуправления выводит свою работу на качественно новый уровень.

А.А.: Мы не только развлекаем студентов, но и стремимся к тому, чтобы они заняли активную социальную позицию. Наш факультет, при сотрудничестве со студенческим профкомом участвует в акции «Помоги Детскому дому».

Студенты собирают вещи, материальную помощь, ходят с визитами в детский дом, общаются с детьми.

К.Ю.: Студенты, которые добиваются успехов в спортивной и общественной жизни, как правило, учатся достойно и умеют организовать свое время. Так по окончании вуза мы получаем всесторонне развитую личность, человека, который умеет ставить цели и решать задачи, чтобы достичь этих целей.

В нашем вузе учиться сложно, но интересно. Наши студенты сегодня принимают активное участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи – львиная доля строителей объектов – стройотряды ОАО «РЖД». Наши выпускники – настоящие универсалы. Они умеют делать все.

Челябинск, улица Цвиллинга, 56;
Телефон: (351) 219-07-07 – приемная комиссия;
(351) 219-07-71 – подготовительные курсы;
Сhirt.ru.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления