«Легко ли быть современным учителем?». Дискуссия по этому актуальному и поистине философскому вопросу состоялась в школе №153 в рамках городского этапа конкурса «Учитель года – 2014».
Участники встречи сошлись во мнении, что заявленная тема одна из самых вечных и вневременных, а их профессия из числа наиболее значимых для страны и общества. Ведь от того, какими будут учителя, в немалой степени зависит то, какими вырастут все будущие поколения.
Уже на первых минутах встречи были подняты два основных вопроса, вокруг которых и вертелось всё дальнейшее обсуждение. Что входит в понятие «современный учитель»? И могут ли собравшиеся честно, положа руку на сердце, назвать себя современными учителями?
«В любом случае все мы современные учителя, – уверена учительница начальных классов МАОУ СОШ № 113 Галина Лешкова. – Хотя бы потому, что учить детей точно так же, как раньше, уже просто невозможно. На мой взгляд, задача современного учителя – не столько дать школьнику готовые знания, сколько сподвигнуть его самого добывать их».
По мнению учителя математики и информатики лицея №102 Елены Чебыкиной, проблема современного учителя стоит сейчас так остро вовсе не потому, что все педагоги безнадежно отстали от времени, а по той лишь причине, что реальность за окном меняется с пугающей быстротой. «Поэтому для каждого учителя важно не останавливаться в своем развитии буквально ни на секунду. Затормозить сейчас мы просто не имеем права, иначе потеряем связующую нить и со своим временем, и с современным учеником», – считает участница круглого стола.
Начальник управления образования Центрального района Юлия Смирнова тоже видит гарантию педагогического успеха в желании развиваться – если оно есть изначально, рано или поздно всё обязательно получится. «Но самое страшное, что зачастую его нет – даже у молодых специалистов, – бьет тревогу начальник управления. – Бывает, они приходят профнепригодными в методическом плане. У многих еще нет собственных детей, что тоже показатель – в каждом чужом ребенке важно уметь увидеть своего».
Учитель истории и обществознания гимназии № 26 Ольга Зырянова отметила все возрастающую тенденцию демократизации отношений между учителем, учеником и родителями: «По новому образовательному стандарту учитель – это прежде всего «тьютор». «Тьюторство» в переводе означает «сотрудничество», «сотворчество». То есть теперь он фактически на одной планке со своими учениками. В процессе работы необходимо это учитывать».
К тому же современному учителю, чтобы шагать в ногу со временем и не дай бог не растерять доверия продвинутой детворы, крайне желательно быть «мастером на все руки». То есть и наставником, и оратором, и старшим товарищем, и активным ПК- и интернет-пользователем в одном лице.
Модератор круглого стола, абсолютный победитель областного конкурса «Учитель года – 2004» Александр Машуков на протяжении всей встречи поддерживал дух полемики, разбавляя реплики участниц колкими и остроумными вопросами с легким налетом провокации. Например, понятия «современный учитель» и «имиджевый учитель» по многим пунктам совпадают. Значит, если «современный учитель» – хорошо, то и между «имиджевым учителем» и «хорошим учителем» можно поставить знак равенства?
Елена Чебыкина достойно обошла ловушку: «Хороший учитель и имиджевый учитель – понятия неразлучные. Ведь хороший учитель – это тот, кто уже достиг каких-то результатов, многих научил. Тот, к кому родители сами с радостью ведут своих ребят, к кому с благодарностью возвращаются бывшие ученики. И вот этот самый имидж, статус учитель создает себе сам».
Учитель начальных классов школы №94 Людмила Макутина считает, что в любую эпоху для учителя главное – самому быть яркой личностью. «Только личность может воспитать личность – об этом нельзя забывать, – считает финалистка конкурса. – Такому человеку всегда есть, о чем сказать. Он всегда сумеет расположить к себе детей, заинтересовать их, повести за собой. Но, к сожалению, администрации такие учителя зачастую не нужны – куда более востребован безликий робот, вовремя сдающий отчеты».
Понятия «личность» и «знания» для Людмилы Макутиной неразделимы. «Разумеется, должен быть разумный баланс между личным участием педагога и качеством тех знаний, которые он дает, – поясняет конкурсантка. – Но говоря уже само слово «личность», мы ведь не можем подразумевать под этим человека необразованного».
«Важно понимать, что ребенок, этот маленький человечек, приходит в школу уже со своим собственным внутренним миром, – продолжает она. – Я как учитель могу только постучаться туда, словно в закрытую дверцу. И моя главная задача – чтобы он меня к себе впустил. Если этого не происходит, тут уже приходят на помощь мои профессиональные качества. Потому что без нормального контакта с ребенком и научить его ничему не получится».
По завершении диспута каждый участник выполнил последнее задание – одним предложением обосновать: «Я современный учитель, потому что…». Как и во время жаркого философского спора, за словом в карман никто не полез.
Растроганное жюри в своей заключительной речи прозвало участниц конкурса «великолепной семеркой». Прозвучала мысль, что хотя главное учительское состязание и проводится из года в год, каждый новый его тур по-своему неповторим. Как неповторим и каждый участник, его горящие глаза и профессиональный энтузиазм.
По мнению Людмилы Макутиной, такие коллективные споры нужны прежде всего потому, что в них часто открывается истина. «Большинство, как правило, говорит то, что от них хотят услышать – какие-то общеизвестные, общепринятые вещи. Но всегда найдутся один-два участника, которые заострят внимание на чем-то таком, о чем принято умалчивать – в этом и будет истина».
«Прийти к единой формуле современного учителя, конечно же, невозможно, – добавляет учительница начальных классов школы №94. – Критерии у каждого свои. Например, для кого-то современность в людях определяется исключительно внешними атрибутами – одежда, макияж, телефон последней модели… А на поверку часто оказывается, что человек, на первый взгляд кажущийся старомодным, способен предложить куда больше свежих идей и намного больше дать окружающим».
Окончательные итоги городского этапа «Учителя года» будут известны в марте. А пока члены жюри в шутку отметили: «Достойных лауреатов много, но победителем все равно станет система образования города Челябинск!».