В школах Челябинской области ввели «Разговоры о важном». Минпросвещения рекомендует проводить их каждый понедельник первым уроком для всех учащихся. Родители школьников засыпали редакцию 74.RU вопросами: обсуждают ли во время него спецоперацию на Украине, о чём вообще говорят с детьми и можно ли отказаться от этих занятий? Отвечаем по порядку.
Какие рекомендации дает Минпросвещения
С нового учебного года Минпросвещения России запустило в школах масштабный проект — цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». В соответствии с законом «Об образовании» внеурочка — неотъемлемая часть общеобразовательной программы, освоение которой обязательно для детей. Соответственно, отказаться от этого предмета нельзя. Начинать этот урок школам рекомендовано с исполнения гимна и поднятия флага. Затем, как объясняют в Минпросе, учителя разговаривают с учениками на разные темы.
— «Разговоры о важном» посвящены самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральными темами станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и другое, — говорится в официальных источниках.
Начальник управления президента России по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев обратил внимание на то, что целью «Разговоров о важном» должно стать «формирование у учеников ценностных установок, в числе которых — созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству».
— Для этого важно рассказывать ребятам о достижениях страны, связанных с экономическими, научными, политическими прорывами, — цитирует Харичева Министерство просвещения.
Темы и содержание занятий определены с разбивкой по классам. Мы нашли методические рекомендации по организации нового урока:
— Главной целью таких занятий должно стать развитие ценностного отношения школьников к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
«События, люди, их деяния и идеи — всё это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами»
«Надеюсь на разумность учителя»
Первое занятие «Разговор о важном» в школах уже прошло. Родители учеников поделились с нами, о чём беседовали с их детьми на этом уроке.
— Сын говорит, что им рассказывали про первобытное общество, про палки-копалки и вот это всё. Я специально расспрашивала у него, говорили ли про Путина, про спецоперацию, про солдат-героев. Говорит, что ничего такого не было. Причем в начале урока им включили гимн со словами на телевизоре, — рассказала мама четвероклассника.
— У нашего класса было что-то вроде ОБЖ, им рассказывали про правила безопасности. Как вести себя в лесу, что не надо разводить костры. Про то, что скоро будет лед, не надо выходить на него и всё в таком духе. Гимн включили в классе на музыкальном центре, — добавил отец семиклассника.
— Я особо не напрягалась из-за этих «Разговоров о важном». Я надеюсь на разумность учителя, потому что дети еще маленькие, с ними бесполезно говорить о геополитике, — поделилась мнением мама второклассницы. — А когда дочь сказала, что у них на этом уроке шла речь про безопасность дорожного движения, и вовсе успокоилась. В конце концов у ребенка есть дом, родители, и все темы мы обсуждаем. Если что-то дочь интересует, объясняем. Я считаю, что формируются взгляды на те или иные вещи все-таки в семье.
«Если в школе что-то рассказывают — это может быть просто другая точка зрения. Ее можно послушать, но не принимать»
— В ОЦ № 7 дети под проливным дождем маршировали и поднимали флаг, слушали гимн. Беспокойные вопросы родителей о том, что дети могут простыть и заболеть за этим занятием, проигнорировались, — рассказали родители учеников новой школы в «Академе» и приложили видео с церемонии.
Что говорят в Минобре
— Что такого в этом уроке тревожит родителей? Классный час раньше не пугал? Классный час всегда был, просто в разное время, — напомнила первый заместитель министра образования Челябинской области Елена Коузова. — Теперь эту процедуру регламентировали, сделали обязательным по понедельникам первым уроком. Кроме того, выложили очень много методических материалов, которые можно использовать для того, чтобы не фантазировать учителю. Более того, сейчас, в сентябре, пройдут родительские собрания, и родителям покажут, куда заходить, где посмотреть эти темы. У каждого возраста свои особенности, для первых классов — это одни темы, для старших — другие.
— Многие родители считают, что на новом уроке будут говорить про политику, — привели мы сообщения читателей 74.RU.
— Ни в коем случае. Там и карьера, и экология, и профессиональные предпочтения, и друзья, и семья. То есть темы такие самые нужные и отвлеченные [от новостной повестки]. Темы уже спланированы на всё полугодие. Это хорошие тематические разговоры с очень большим визуальным и раздаточным материалом. И формы разные — и квесты, и дискуссии, можно выходить куда-то в это время, можно приглашать интересных людей. Всё это связано с личным окружением, с профессиональным ростом, с интересами, с предпочтениями детей. Поэтому нет здесь ничего плохого.
Что касается церемонии поднятия флага и исполнения гимна, Елена Коузова отметила, что каждая школа сама определяет, как это делать.
— В зависимости от количества обучающихся — это, конечно, определяет школа. В каких-то случаях устанавливаются дежурства, то есть в один понедельник это один класс, в другой понедельник — другой. У всех по-разному. Поэтому здесь общих подходов не будет, — заключила первый замглавы Минобра.
Ранее мы уже сообщали, что с этого учебного года школьники будут начинать каждую неделю с исполнения гимна и поднятия флага. Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов подписал такой документ. Мы изучили новый стандарт и ответили на самые актуальные вопросы, возникшие и у родителей детей, и у педагогов.
В конце прошлого учебного года мы спросили директоров образовательных учреждений Челябинска, как они относятся к этой идее. Читайте их ответы в этом материале.