«ѕоскольку фестиваль «ќткрыта€ книга» – литературный, то € назову себ€ писателем, – начал разговор  онстантин јрбенин. – ≈сли бы фестиваль был музыкальный, сказал бы, что € – музыкант, потому что, на самом деле, € – поющий писатель. » этим уместно гордитьс€ сегодн€ – в свете Ќобелевской премии, присужденной Ѕобу ƒилану».

1 / 4

–  стати, как отнеслись к этой новости ваши друзь€ по цеху?

— огромной радостью, мы уже ею обмен€лись. ћои коллеги, работающие в акустическом роке, в бардовской песне, просто счастливы. » дл€ мен€ это тоже как лична€ победа. ¬еро€тно, литераторам (не музыкантам) победа Ѕоба ƒилана кажетс€ не об€зательной. Ќо тем, которые пишут тексты дл€ будущих песен и стрем€тс€ делать это на высоком уровне, очень важно, что такое маститое жюри как Ќобелевский комитет, обратило внимание на песенную поэзию. ќчень неожиданно и очень важно!

– —разу вспоминаетс€ ¬ладимир ¬ысоцкий, который при жизни не был признан поэтом. —егодн€ что-то изменилось в поэтическом цехе в этом отношении?

– Ќи-че-го. –ок-поэтов поэтами по-прежнему считают только те, кто внутри этого цеха. Ќедавн€€ истори€ с ёлием  имом – тому подтверждение.  огда он получил премию «ѕоэт года», многие литературные поэты не прин€ли это событие. ’от€ только за стихотворение «я недавно сделал открытие, я открыл толковый словарь…» ёли€  има можно признать ѕоэтом с большой буквы. ѕоэтому нам, не просто пишущим стихи, но и поющим, приходитс€ нелегко. Ќо, собственно, зачем на это обращать внимание. Ќадо делать свое дело, писать так, как пишетс€. ѕоэт ведь не специально пишет стихи, об этом € вчера и сегодн€ не устаю говорить реб€там, они к нему приход€т. ѕросто к одним поэтам они приход€т без музыки, а к нам – с музыкой. ¬от и вс€ разница. “ак получилось, что ко мне многие стихи приход€т с мелодией.

 

– » у вас сегодн€ есть поэтические сборники, которые изданы на бумаге?

– Ќесколько поэтических книг уже вышло, последн€€ издана в 2013 году. Ёто сборник «2 €нвар€». —ейчас накопилс€ материал на новую книжку, но € еще подожду. ќбычно, когда книжка готова, она сама себе прокладывает дорогу – находитс€ издательство, магазины, готовые продавать и так далее. ѕоэтому € говорю, что книжки сами делаютс€. ј € беру их в руки и удивл€юсь.

1 / 4

– —ейчас в вас заговорил сказочник?

– (—меетс€). Ќа самом деле это чиста€ правда – рождаетс€ вдруг строка, а вокруг нее начинает образовыватьс€ истори€. »ли сначала возникает мелоди€, а потом на нее нанизываютс€ слова и так далее.

– ј как рождаютс€ ваши сказки?

– ѕоначалу они были совсем маленькими, как стихи. » мо€ перва€ книжка сказка вышла тоже маленьким форматом. –азмером в диск. ѕозднее стали сочин€тьс€ более крупные истории. Ќаверное, потому что сам € с детства любил большие сказочные повести. “акие, как «¬олшебник »зумрудного города», «Ќезнайка на Ћуне». ¬ последние годы у мен€ вышло три таких больших сказочных истории: «“араканьими тропами» (это дл€ малышей), две другие – ««а€вка на подвиг» и «»ван,  ощеев сын» – дл€ взрослых. Ќо критики и литературоведы их причислили к литературе дл€ подростков. ’орошо, подросткам их тоже не вредно читать и даже полезно. Ќапример, про »вана – сына  още€ бессмертного и обычной женщины ћарьи, который теперь никак не может определитьс€, кто же он – обычный человек или чудовище?

– ћежду сказкой и реальной жизнью границы совсем размыты?

– “ак и должно быть, ведь сказки отражают подоплеку нашей повседневной жизни.   примеру, нам не нравитс€ какой-то человек – злой, коварный, хитрый… Ќо когда начинаешь смотреть на него со сказочной стороны, ты понимаешь, что он просто заколдован: это вампир в человеческой оболочке, например. ј есть добрые люди, которые внешне некрасивы. ¬гл€дитесь, они тоже заколдованы. Ќа самом деле, прекраснее их и быть не может. ѕросто злые силы постарались сделать так, чтобы мы на таких людей не обращали внимани€, иначе они много добра сделают на «емле. Ёто така€ сказочна€ оптика, котора€ позвол€ет находить волшебство в обычных €влени€х. » это главное, дл€ чего вообще существует сказка.

1 / 4

– —кажите, литературный фестиваль в школе, когда у реб€т гост€т известные писатели, – сегодн€ €вление распространенное?

– я уже не на первом таком фестивале. » мен€ всегда при€тно поражает, что есть педагоги, которые так забот€тс€ о своих учениках. “ем более в наше врем€, когда школа испытывает неверо€тное трудности. » слава богу, что есть в школьном море такие островки, где учител€ стро€т прекрасный мир будущего. ќни делают детей насто€щими людьми. я с таких фестивалей всегда возвращаюсь воодушевленным и оплодотворенным новыми иде€ми.

 онстантин јрбенин родилс€ в 1968 году в Ћенинграде. ѕоэт, прозаик, музыкант, солист групп ««имовье «верей», «—ердолик». ¬есь репертуар известной питерской группы ««имовье зверей» состо€л из песен јрбенина, он же был автором либретто обоих музыкальных спектаклей – «—винопас» (1998) и ««вери ищут лето» (2004). ¬ конце 2001 года по предложению режиссера и ведущего «–адио –оссии-ѕетербург» јлексе€ Ѕел€кова јрбенин записал цикл своих миниатюр, которые на прот€жении полугода еженедельно звучали в эфире этого радио; после чего был выпущен альбом «—казки на засыпку». ¬ созданных ««имовьем «верей» музыкальных спектакл€х «—винопас» (по јндерсену; 1998) и ««вери ищут лето» (по русским народным сказкам; 2004)  онстантин выступил сразу в нескольких своих ипостас€х – драматурга, автора песен, актЄра. —егодн€ его творческие встречи – маленькие спектакли. ¬ 2007 по приглашению телеведущего ћихаила ћокиенко  онстантин јрбенин работал на канале 100“¬ в качестве сценариста передачи «—казки дедушки ћоке€».  ак сценарист и редактор работал над созданием документального фильма «Ќеизвестный ”спенский». ¬ марте 2009 награждЄн ћедалью Ќ. ¬. √огол€ ««а сказочную литературу».