RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

3 м/c,

южн.

748мм 76%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Образование Владимир Федоров, декан математического факультета ЧелГУ: «В математике меня привлекла строгость»

Владимир Федоров, декан математического факультета ЧелГУ: «В математике меня привлекла строгость»

22 августа 2011 года доктору физико-математических наук, профессору, декану математического факультета ЧелГУ Владимиру Федорову за достижения в теории полугрупп и в теории управления присуждена награда Международного общества анализа, его приложений и вычислений ISAAC (International Society for Analysis, its Applications and Computation ISAAC). О тайне аббревиатуры ISAAC, о награде и ее значении, а также о влиянии реформ на качество образования, о современных студентах матфака, о баскетболе как искусстве и о многом другом – наш разговор сегодня с Владимиром Евгеньевичем Федоровым.

Аббревиатура в честь Ньютона

Имя Владимира Евгеньевича Федорова уже знакомо читателям ChelDiplom.ru. В 2007 году в рубрике «Харизма» мы беседовали с ним о том, какие студенты сегодня выбирают математику и о возможном влиянии грядущей реформы системы образования на классическую науку. В 2011 году повод для беседы особенный – беспрецедентное для нашего города (да и всего региона) получение награды Международного общества анализа, его приложений и вычислений (ISAAC Award for Yong Scientists).

Владимир Евгеньевич, расшифруйте, пожалуйста, аббревиатуру ISAAC...

– Начнем издалека. Когда мы говорим о Международном обществе анализа, то имеем в виду анализ математический. С чего собственно начался анализ? С изобретения флюксии, то есть производной (флюксией ее назвал Ньютон).

Производную одновременно придумали Ньютон и Лейбниц. Аббревиатура ISAAC: International Society for Analysis, its Applications and Computation (Международное общество анализа, его приложений и вычислений) – совпадает с английским вариантом имени Исаак.

Как происходит отбор номинантов на награду, и почему выбор комиссии, присуждавшей награду, пал именно на вас?

– Международное общество анализа, его приложений и вычислений (президент общества Майкл Ружанский работает в Империал Колледже в Лондоне) раз в два года на протяжении лет пятнадцати проводит конгрессы. Каждый раз конгресс проходит в новой стране – США, Японии, Германии, Канаде, Италии, Турции, Великобритании. В этом году он прошел в России. На каждом конгрессе присуждают награды для молодых ученых (до 40 лет). На первых конгрессах вручали несколько наград, затем стали вручать по одной, максимум по две. В 2011 году этой чести удостоился и я, третий среди представителей России, первый среди немосквичей. Представление на соискание награды конкретными участниками в комитет по награждению (Award Committee) высылают математические общества или отдельные профессора. Затем в комитете рассматривают все присланные представления и выбирают лучшее.

В представлении сконцентрирована информация о научных достижениях соискателя и приложен список его научных публикаций. Естественно, это должны быть работы в международных научных журналах (основные российские математические журналы, например, таковыми являются, поскольку имеют англоязычный вариант, за публикацию которого, кстати, авторам платят гонорар).

Что эта награда значит для вас?

– Мне приятно признание международного общества. Я получал гранты, стипендии Всероссийского уровня. Но гранты дают для проведения исследований, а ISAAC Award – это признание значимости уже проделанной работы, да еще на международном уровне.

Чем запомнилось награждение?

– Церемония открытия очередного Конгресса ISAAC проходила в Российском университете дружбы народов в торжественной обстановке. На мероприятии присутствовало около пятисот представителей математического сообщества: среди них было очень много моих знакомых – маститых коллег из научных математических центров: Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Воронежа. Многие поздравляли меня после торжественного награждения. Не скрою, признание коллег очень приятно.

Вы являетесь членом Американского математического общества. Повлиял ли этот факт на присуждение ISAAC Award?

Цитата из представления: Владимир Федоров занимается исследованиями, посвященными развитию теории полугрупп операторов и ее приложений к уравнениям в частных производных. В его работах была построена теория вырожденных полугрупп операторов в локально выпуклых пространствах. Результаты теории вырожденных полугрупп Владимиром Федоровым были использованы при исследовании прямых и обратных задач, задач оптимального управления для уравнений соболевского типа, вопросов управляемости для них. Посредством использования общих результатов были исследованы различные задачи для систем уравнений в частных производных, встречающиеся в естественных и технических науках. Владимиром Федоровым опубликована одна монография (совместно с проф. Г.А. Свиридюком), более 60 работ в престижных журналах в области теории операторов, уравнений математической физики, теории обратных задач, теории управления и представлено более 30 докладов на международных научных конференциях. Под его руководством защищены четыре кандидатские диссертации. В международном научном сообществе проф. Владимир Федоров известен как главный редактор научного направления «Математика. Механика. Информатика» журнала «Вестник ЧелГУ», член Редакционного совета журнала «Вестник ЮУрГУ. Математическое моделирование и программирование», член Редакционной коллегии журнала «International Journal of Mathematical Modelling and Numerical Optimisation» (Великобритания). Кроме того, он является членом Челябинского регионального научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ, членом Американского математического общества, ревьюером реферативного журнала этого общества Mathematical Reviews. Для развития своей научной тематики Владимир Федоров получал несколько грантов правительства РФ, правительства Челябинской области, фонда Сороса, гранты Российского фонда фундаментальных исследований, в том числе по программе «РФФИ-Урал», поддерживаемой губернатором Челябинской области (один из них продолжается – до 2012 года), грант президента РФ для молодых российских ученых – докторов наук.

– Возможно, но не думаю, что это сыграло существенную роль. В представлении к награде, в частности, было упомянуто, что я уже лет пятнадцать состою членом Американского математического общества, в частности, являюсь ревьюером в реферативном журнале этого общества. Журнал называется Mathematical Reviews, в нем печатаются краткие обзоры всех вышедших в мире математических статей, попавшие в поле зрения редакции. Вот уже много лет мне присылают статьи, и я пишу обзоры. Это не связано напрямую с деятельностью общества ISAAC, но, возможно, это добавило небольшой штрих в общую картину при принятии решения о присуждении награды.

Победа царицы наук

В свое время, окончив школу №58 с золотой медалью, вы поступили на физфак ЧелГУ. Что заставило вас изменить решение, и сделать выбор в пользу матфака? Кто повлиял на это решение?

– Я шел в ЧелГУ с намерением заняться наукой. Это было принципиально мое решение, я осуществил свое намерение и считаю, что не прогадал в этом смысле. После школы подавляющее большинство выпускников (и я не был исключением) считают, что математика – не наука, а некий инструмент для получения новых знаний. И во многом это действительно так. Но многие воспринимают этот инструмент как законченный, завершивший свою эволюцию. Они считают, что здесь не будет ничего нового: все уравнения решены, все формулы известны.

Да, есть такой стереотип, особенно среди школьников.

И я в свое время так думал. Исходя из этих соображений, между матфаком и физфаком выбрал последний. Но, проучившись год на физфаке, свое решение изменил. Во многом на это решение повлиял мой будущий научный руководитель, профессор Георгий Анатольевич Свиридюк, читавший у нас на первом курсе лекции по математическому анализу (в те годы он был еще доцентом). После года учебы на физфаке я пришел к выводу, что при всей моей симпатии к физике математика моему сердцу милее. Оказалось, что и в математике можно получать новые научные результаты. В математике все строго, все рассуждения и все положения четко следуют из других положений и общих законов логики. В конечном счете меня привлекла именно строгость математики.

Большую роль в моей любви к точным наукам сыграла учитель математики, которая была у меня классным руководителем в 58 школе – Тамара Васильевна Ворожищева. За это я ей очень благодарен.

Но решения о том, куда поступать, и о дальнейшем переходе на матфак я принимал сам. В те годы я был уже достаточно взрослым для того, чтобы родители как-то могли повлиять на это решение. Мои родители к выбору специальности отношения не имеют, вся их жизнь связана с железной дорогой. Мой отец Евгений Владимирович, всю жизнь проработал «путейцем». Я думаю, что в Чурилово и сейчас его помнят, он много лет был начальником 11-й дистанции пути. Деятельность мамы, Зинаиды Васильевны, была связана, с одной стороны, с общественным питанием, а с другой – с железной дорогой. Будучи по образованию технологом общественного питания, много лет она формировала бригады вагонов-ресторанов, позже у нее был свой пельменный цех. У мамы замечательный талант, сродни таланту Корейко из «Золотого теленка»: она может в уме перемножать очень большие числа.

Так наследственная любовь к математике у вас от мамы

– Я думаю, что и от отца в равной степени. И, кстати, родной младший брат отца Александр Владимирович Федоров – механик в Академгородке в Новосибирске, профессор. В общем, математик. Пример дяди также сильно повлиял на выбор профессии.

А своего сына вы хотели бы видеть в науке?

– В общем-то я ничего не имею против того, чтобы сын занимался наукой. Тут есть свои плюсы. Мало денег, но много удовольствия от творчества и, конечно же, самореализация. Но свой путь он должен выбрать сам. Как скажет, так и будет.

Математика в Челябинске и за его пределами

Вы завоевали признание на международном уровне. Не возникали ли мысли об эмиграции?

– Жить за границей я никогда не хотел. В принципе, туда приятно приезжать, но ненадолго. Потом начинаешь скучать по дому. Возможностей, например, в американских университетах, конечно, гораздо больше, начиная с финансирования. Дело не только в зарплате, но даже и по зарплате это видно. В среднем вузе в Челябинске профессор получает тысяч двадцать, а в это время на телевидении говорят, что это средняя зарплата по региону в целом… Зачем же тогда учиться, получать звания и степени, если доход профессора сравним с доходом неквалифицированного рабочего? Конечно, к званию профессора стремятся не ради денег, но на примере уровня заработной платы проявляется пренебрежение государства высшей школой. Сегодня очень популярны разговоры о необходимости повышения зарплат учителям, но почему-то я ни разу не слышал о необходимости повышения зарплат преподавателям высшей школы. Хотя нужно отметить, что в ЧелГУ с 1 июня зарплаты повысили достаточно неплохо, процентов на 15-25%, а не просто на 5%, как это бывает в России. На родной вуз грех жаловаться. (Улыбается.)

В одном из интервью вы говорили, что студент матфака, особенно мальчик, должен ставить перед собой амбициозные цели, например, защиту докторской. Но ведь далеко не все увлечены чистой наукой Каковы сегодня перспективы для выпускников математического факультета?

– Есть такой стереотип, что на специальности «математика» готовят учителей. Это не так. ЧелГУ – классический университет, и, обучаясь по специальности «математика», студенты получают фундаментальное классическое образование, не имеющее отношения к педагогике. Упомянутый стереотип сильно вредит набору на специальность «Математика», учителем математики сейчас никто из абитуриентов не хочет быть. Причем, «не хочет» – очень мягко сказано. Говорю об этом как декан, четыре года проработавший непосредственно в приемной комиссии.

Какие специальности у абитуриентов сегодня пользуются наибольшим спросом? Куда в основном идут выпускники после окончания вуза?

– Наибольшим спросом пользуется направление подготовки «Компьютерная безопасность». Это бренд для всего матфака, а, может быть, и для ЧелГУ. С одной стороны деятельность, связанная с безопасностью, всегда была в России престижной. С другой стороны – человек, умеющий профессионально программировать, найдет себя на любом производстве. Вот такое удачное сочетание. К примеру, любому банку сегодня необходимы специалисты в сфере компьютерной безопасности. Спрос на специальности «фундаментальная информатика и информационные технологии» и «прикладная математика и информатика» есть, но меньше, чем хотелось бы. Хотя выпускники этих специальностей программируют не хуже. Многие боятся грозного слова «математика» в названии специальности.

Если же говорить именно о математиках, то в Челябинске нет чисто математических центров, таких, например, как Институт математики им. С. Л. Соболева в Новосибирске или Институт математики и механики в Екатеринбурге. Соответственно строить научную карьеру можно, только работая преподавателем математики в одном из вузов города.

В основном выпускники самой фундаментальной специальности «математика» преподают в челябинских вузах?

– Нет, я не сказал бы, что это массовое явление. В силу того, что у наших выпускников за годы учебы хорошо сформировано логическое мышление, в наличии отличные навыки той работы, которую мы называем программированием, проблем с поиском работы не возникает. Многие успешно работают в крупных государственных и бизнес-структурах, некоторые открывают свой бизнес.

Казус Перельмана и сверхскоростной нейтрино

Прецедент с отказом Григория Перельмана от премии, присужденной ему Математическим институтом им. Клэя за доказательство гипотезы Пуанкаре, был создан достаточно давно, но тем не менееИнтересно узнать ваше мнение по поводу отказа. Вы согласны с поступком ученого или считаете, что это чудачество?

– Я считаю это чудачеством, но это его право. Сегодня меня гораздо больше волнует другое событие в научном мире. Недавно в новостях я увидел сюжет о том, что появились некоторые подтверждения того факта, что нейтрино может двигаться быстрее скорости света. Мне кажется, что ничего в этом удивительного нет, даже если это и так. Люди держатся за теорию Эйнштейна, как в свое время держались за теорию Ньютона. Но пришел Эйнштейн со своей теорией, и при этом законы Ньютона-то никто не отменял. На определенном уровне точности все законы Ньютона выполняются. Но когда мы переходим, например, в микромир, это уже не так. Почему бы не существовать каким-то более общим законам, которые включают в себя законы Эйнштейна как частный случай? Всякая теория описывает окружающую действительность лишь до какой-то определенной степени точности. Я не верю, что есть какие-то формулы, которые в точности соответствуют природе. Когда мы переходим к более тонким, чем ранее, материям, приходится корректировать и формулы. Это, конечно, лишь мое скромное мнение.

Сюрпризы

и плоды реформы образования

Сегодня благодаря ЕГЭ у многих выпускников появляется новое ощущение, что это не им нужно образование, а они нужны вузу. С некоторых пор возможности абитуриентов по рассылке заявлений в разные вузы ограничены законодательно. Изменился ли уровень поступающих или все осталось по-прежнему?

– Эти изменения немного упорядочили систему поступления. Вал заявлений-пустышек, которые абитуриенты пишут на все направления подготовки подряд, схлынул. Хотя бы этого не стало. Иначе часто получалось так, что такой абитуриент-«многостаночник» вроде бы проходит по конкурсу, а затем прибегает со словами: «Я даже не думал, что меня сюда возьмут, я не хотел...» А если не хотел, то зачем же писал заявление? Сейчас такое тоже есть, но в меньшей степени. А насчет выпускников школ... Многие преподаватели говорят, что с каждым годом ситуация становится все хуже и хуже… Демографическая яма ли тому виной, или качество преподавания в школе, но тем не менее это факт. Думаю, что во многом это результат последних реформ в средней школе. То ли еще будет.

Еще весной 2011-го Дмитрий Медведев говорил о том, что сегодня необходимо создавать в среде абитуриентов моду на инженерные специальности. Как вы думаете, подобная «инициатива сверху» может реально повлиять на набор абитуриентов?

– Сейчас среди молодых больше популярны чиновничьи специальности. Люди же видят, что происходит вокруг. Если бы они видели преуспевающего инженера, который строит коттедж в чудном месте. Но они-то видят, что коттеджи строят не инженеры. Но надо сказать некоторые усилия по пробуждению интереса к инженерным и естественнонаучным специальностям сегодня предпринимаются. Например, в ЧелГУ в 2011 году студенты первого курса всех естественнонаучных факультетов, имеющие сумму баллов ЕГЭ не менее 215, будут один семестр получать тройную стипендию. В одной из соседних областей губернатор на два года гарантировал всем абитуриентам-победителям (и призерам) всероссийских олимпиад стипендию в пять тысяч рублей в течение двух, кажется, лет, при условии, что они будут учиться в одном из вузов области. (В советское время, даже в 80-х какое-то время, бывало, что студентам классических университетских специальностей «математика», «механика», «физика» платили в полтора раза большую стипендию, и платили при этом даже студентам с тройками).

Все эти меры направлены на то, чтобы заинтересовать людей и направить их на естественнонаучные и технические специальности. Но абитуриенты же понимают, что учиться на этих направлениях непросто, здесь не получится гулять весь семестр, а после все выучить за одну ночь. Здесь нужна система. Думаю, что по большому счету социальную моду может изменить лишь ситуация в обществе. Когда в почете будет высокая квалификация специалиста.

Какой совет вы бы дали родителям, если у ребенка в школе плохо с математикой?

– Я не методист, конечно… Способности обычно даются человеку изначально. Но это лишь одна сторона медали. Студенты, лишенные способностей к математике, могут многого добиться за счет упорного труда. При этом не требуется ничего сверхъестественного или сверхтрудозатратного. Надо просто ходить на все занятия, пытаться все понимать и делать. Со временем слово «пытаться» в этой формулировке отпадет за ненадобностью. И преподаватели к такому старательному студенту относятся с гораздо большей симпатией, чем к тому способному, который не ходит на занятия.

Но, как правило, если человеку не дается математика, он опускает руки и пытается искать обходные пути. Вот это неправильно! Если нет способностей к математике, ну напрягись, зарекомендуй себя, и тебя оценят без всяких способностей, и ты сам многое освоишь в этом предмете. Я бы советовал студентам работать. Они этого, как правило, не любят. Если ты весь семестр не решал задачи, ты их за две недели ни за что не освоишь, если ты не семи пядей во лбу. Студенты младших курсов этого не понимают, старшекурсники понимают, но работать все равно не хотят. Есть небольшая часть людей, которые действительно увлечены учебой и наукой. Таких звездочек всегда немного, но, слава богу, они есть, и вот как раз их количество не иссякает. Средний уровень, к сожалению, падает, но количество звездочек на поток не уменьшается. Хоть это радует.

Прогулки по «лесу» и баскетбол как искусство

Как вы любите проводить свободное время? Наслышана о том, что вы болельщик.

– У нас есть многолетняя компания приятелей, совместно играющих в баскетбол. Мы играем два раза в неделю, но, к сожалению, регулярно посещать тренировки у меня не всегда получается… Недавно был чемпионат Европы по баскетболу. Вообще, баскетбол – мой любимый вид спорта. Я в нем вижу много смысла, красоты, координации, настоящего высокого (во всех смыслах) искусства. Гораздо больше, чем, например, в футболе. С огромным удовольствием я смотрел чемпионат Европы по баскетболу. Матчи сборной России посмотрел по телевизору, почти все остальные – через Интернет. Получил большое удовольствие! Ну а вообще я и футбольный, и хоккейный болельщик, но, как правило, мои болельщицкие пристрастия простираются на уровень сборных либо международных клубных соревнований (Еврокубки, и так далее). Интересны мне и другие виды спорта, например, недавно я следил за ходом чемпионата мира по легкой атлетике. Очень увлекательное зрелище. Я люблю болеть почти за все виды спорта, в которых участвуют россияне и где есть шанс, что они одержат победу. Обязательно слежу за ходом Олимпиад.

Раньше я часто ходил в походы с турклубом ЧелГУ «Саламандр», два раза был с ними на Иркуте. Но на сегодняшний день в походе не был вот уже года четыре. Меня продолжают звать с собой, и я надеюсь все-таки однажды вырваться.

Что любят читать математики в свободное от науки время?

– Особенно много я читал в юношеские годы. Сейчас, конечно, на это остается гораздо меньше времени. У моего десятилетнего сына весьма своеобразные литературные вкусы. Он не любит читать художественную литературу, объясняя: «Зачем тратить время, это все ненастоящее, все сказки… Лучше я почитаю энциклопедию». Я считаю, что это неправильно. Но заставлять его читать, думаю, тоже не стоит... А я люблю получать удовольствие от атмосферы, в которую погружаешься при чтении. Любимые писатели – Ремарк, Булгаков, нравится не такой уж популярный у нас Ивлин Во. (Это, конечно, навскидку, кого вспомнил). А когда у меня немного времени, но вместе с тем хочется отдохнуть и почитать что-нибудь легкое, я открываю «Мир растений» Алексея Смирнова. Мне нравится читать про особенности различных деревьев, водорослей, грибов, как они растут, как происходит их размножение, распространение и так далее. Прочтешь несколько страниц, словно бы по лесу погулял.

Не так давно я был в Москве у друга, ихтиолога Валерия Речкалова. Еще недавно он заведовал кафедрой на факультете экологии ЧелГУ. Валерий провел мне экскурсию по Московскому океанариуму. И что интересно: многие вещи, касающиеся обычных, неморских аквариумных рыбок, я помнил сам, и рассказывал Валерию, ему это сильно нравилось. (Улыбается.) Если бы я не стал математиком, возможно, выучился бы на биолога.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления