Вы любите ходить по магазинам? Ответ женской половины человечества очевиден. Остальному большинству, если верить последним исследованиям, такое занятие тоже нравится, хотя признаваться в этом по-прежнему считается не по-мужски. Да и как иначе: в нашей перегруженной заботами жизни шопинг зачастую становится формой досуга, вполне сопоставимой с активными видами отдыха. Смотрите: здесь мы двигаемся, стремимся к результату; если повезет – достигаем его вместе с чувством глубокого удовлетворения. И оно оказывается тем глубже, чем больше вероятность нахождения рядом заинтересованного в вас собеседника. Согласитесь, приятно примерить костюм и услышать: «Мы с тобой искали его полдня! Не зря потратили время, теперь ты – настоящая бизнес-леди». Это в идеале. В действительности чаще всего бывает по-другому.
Как правило, в нашем распоряжении оказывается ровно три варианта развития событий. Первый: вы идете за одеждой с любимым человеком. Начинается совместное путешествие по магазинам с его обреченной фразы: «Я и не спорю: очень важно, как ты выглядишь. Да, я хочу выбирать тебе шарфик». С кислой улыбкой он маячит где-то позади неприкаянной тенью и немым укором совести поглядывает на вещи, которые продавец несет в примерочную. Обычно ему нравится каждая кофточка, даже та, которую еще не сняли с плечиков. Причем вспомнить отличие одной от другой наш мужчина просто не в состоянии.
Вариант второй. Любимый предпочел шопингу гараж с автомобилем, и вы идете за покупками с близкой подругой или сестрой. Опять же здесь возникает несколько условий: ей в этот день абсолютно нечем заняться, она тоже запланировала именно сегодня купить себе что-то из одежды и у нее – обязательно! – должно быть хорошее настроение. А то ведь нас, женщин не в духе, хандра может завести куда угодно. «Это неправда!» – возмутитесь вы? Возможно. Скажу только одно: если подруга приглашает меня отправить выходной псу под хвост, но у нее в результате появятся оригинальные босоножки – я наговорю ей что угодно и предпочту провести воскресенье у телевизора. Более того, уверена, что и она, в свою очередь, поступит так же – поэтому лишний раз не приглашаю ее гулять по магазинам.
Последний, далеко не худший вариант – вы, отказавшись от посторонней помощи, отправляетесь за обновками в одиночестве. Благо, вкус у вас есть и в тенденциях моды вы научились разбираться не вчера. Единственное «но». Повинуясь врожденному чувству коллективизма, начинаете искать поддержки у первого встречного – у продавца. Не хочу сказать ничего плохого о тружениках этой нивы, но они с завидным постоянством работают в русле портняжек из сказки братьев Гримм «Голый король». Да, они разбираются в качестве товара и могут оценить сочетаемость цветов и тканей, с этим никто не спорит. Особенно приятно, если эти убеждения совпадают с вашим намерением купить вещь. А если оно отсутствует? В таком случае вам грозить узнать много нового о своей фигуре: что на такие размеры одежда не шьется вовсе и эти брюки нужно брать непременно, разве что сразу заглянуть в ателье...
Все сказанное выше роилось в моей голове, пока я слушала соседку Марину. Она, даже не переступив порога, взахлеб рассказывала, как выбирала себе куртку с шопером. Причем, не в пример столичным магазинам, пользовалась его услугами бесплатно. Так и не дослушав ее историю до конца, но узнав, где в Челябинске такое возможно, я торопливо попрощалась с гостьей и включила компьютер. Как оказалось, у меня в запасе было время до 31 мая, чтобы успеть заполнить заявку-анкету на www.gorki74.ru. Прекрасно понимая, что моему гардеробу в настоящий момент не требуется ничего, я твердой рукой принялась набивать текст в анкете.
Элеонора Кулькова, 25 лет, хочу выбрать костюм для работы по демократичной цене.
Набрав заветный пароль «123», я кликнула на «Отправить». Каково же было мое изумление, когда спустя пару часов телефонная трубка пригласила меня на бесплатную консультацию в семь часов вечера в торговый комплекс. Еле дождавшись конца рабочего дня, я отправилась в «Горки».
Вообще, насколько я помню, родина шоперов – Америка, точнее Голливуд. Именно тамошним звездам особенно важно всегда выглядеть достойно. Однако им либо времени на самостоятельный шопинг не хватает, либо вкуса, либо и того и другого сразу. Поэтому грамотный помощник стал для них необходимостью. С недавних пор подобная услуга стала доступна и для крупных российских городов. Первые шоперы местного производства появились лет шесть назад. Это были, как правило, стилисты глянцевых журналов, визажисты, парикмахеры и продавцы-консультанты. Постепенно к услугам шоперов стали прибегать бизнесмены, политики и звезды. А самих шопинг-консультантов стали готовить на специальных курсах в имидж-агентствах или в дизайнерских колледжах. Основная задача шопера – грамотно составить гардероб своему клиенту.
В надежде на последнее я зашла в «Горки», где меня уже ждал персональный шопер – миниатюрная девушка Майя. Первым делом я поинтересовалась – имеет ли она специальное образование. Оказалось – да, есть московское и местные курсы, которые проводятся здесь постоянно. Когда мы поднялись на второй этаж комплекса, она жестом пригласила сесть.
– Элеонора, расскажите немного о себе, так нам будет гораздо легче сориентироваться с выбором одежды.
– Я работаю руководителем отдела персонала в одной из производственных фирм Челябинска, – начала я. Чего точно мне нужно от Майи, я не могла толком ответить даже сама себе, поэтому решила рассказать про трудовую деятельность: пусть решает, в чем нуждается покупательница. – Работа неоднозначная, поэтому и одежда должна совместить в себе многое. Бывает, в один день приходится и на совещании у директора присутствовать, и знакомить новичков с коллективом, и ехать по области выбирать базу для уик-энда компании. Мне нужно выглядеть представительно в одном случае, не давить авторитетом на собеседника в другом и быть удобно одетой в третьем. Причем, вы знаете, мне бы очень хотелось отвлечь внимание от ног.
– Хорошо, – согласилась Майя. – Я остановила выбор на четырех бутиках, где мы с вами займемся шопингом. Вы хотели бы в результате приобрести какую-то конкретную деталь гардероба? – уточнила она, когда мы зашли в Camaieu.
Я пожала плечами: ряды всевозможных блузок-юбок-брюк ничего кроме тоски не навевали. Знаем мы эти детали: сейчас начнется примерка всего подряд, и к третьему отделу будешь ненавидеть себя и весь мировой швейпром в целом.
– Элеонора, у вас есть любимые цвета в одежде? – как ни в чем не бывало, продолжила моя новая знакомая.
– Я не знаю. Когда на мне что-то яркое – становится неловко, что на улице задерживают на мне взгляд. Тогда я быстро достаю серые и темно-зеленые вещи. И начинает раздражать, что никто не обращает внимания... – начала углубляться я в воспоминания.
Майя тем временем доставала с вешалки трикотажные кофточки, смотрела на них секунду-другую и убирала. Задержавшись на одной дольше других, прервала мой монолог:
– Посмотрите, пожалуйста, на меня.
– Зачем? – оторопела я.
– Мне нужно провести тест, – улыбнулась она и пояснила: – Каждому типу женщин подходят разные цвета. Вот у вас карие глаза, смуглая кожа и темные волосы. Нежно-розовый придаст вам свежесть. А чтобы выделиться, стать ярче и выразительней, мы подберем к пуловеру... – она снова обратилась к блестящим плечикам, – красный топ.
За красным топом последовал аналог цвета топленого молока и мы добрались до моей больной темы. Честно говоря, дожив до двадцати пяти лет, я ни разу не задумалась над тем, как устранить неразрешимую проблему под названием «покупка брюк». По обыкновению, я заходила в какой-нибудь торговый центр, терпела несколько примерок, затем хамила продавцу насчет скудного ассортимента и покупала очередную юбку. Дело в том, что стандарт пошива этой детали гардероба не предусматривает одновременного наличия у женщины тонкой талии и полных ног.
– Вы знаете, Элеонора, – прервала мою горестную тираду Майя, – есть много способов сместить акценты. Можно привлечь внимание к верху: здесь нам нужна многослойность, ведь не случайно мы смотрим пуловер и топ разных цветов; подойдет одежда в горизонтальную полоску или с дополнительной декоративной отделкой. Этой же цели послужат бусы, а визуально расширить плечи помогут, к примеру, погончики. Низ же должен быть в цветовой гамме на тон ниже...
– Вот например, – обрадовалась я, вытянув счастливый билет сегодняшнего вечера – темную пышную юбку с мудреными оборками.
– Если вы хотите чувствовать себя комфортно, стоит отказаться от пестрых тяжелых тканей и юбок с оборками. Будет лучше, если даже обувь окажется без лишних украшений. Мы возьмем эту юбку: однотонная, из легкой ткани, она будет струиться при ходьбе, что очень женственно.
Вскоре к маечкам и пуловеру присоединились две пары брюк, а к моим познаниям современной моды – все плюсы и минусы использования льняных изделий. После того, как я заверила Майю в том, что внутреннего отторжения выбранные ею вещи не вызывают, она отправила меня в примерочную. Все обновки, к удивлению, оказались мне впору. Что-то понравилось, что-то нет, но по большому счету шопинг со специалистом мне начал нравиться.
– Интересно, вам не надоедает одевать людей?
– Нет. Всегда приятно, когда видишь, что у человека загораются глаза и ты помогаешь ему получить положительные эмоции. Даже чувствуешь какой-то адреналин, азарт.
– Как вы определяете, что будете подбирать человеку – по анкете? Что оказывается важнее – внешность, социальный статус, темперамент?
– Пожалуй, все вместе. В конце концов, не так важно, что думаю я по поводу вашей внешности. Главное, как вы ощущаете себя сами, в чем вам комфортно. Моя задача в этом случае – подсказать, как эффектнее подать ваши достоинства...
Затем наш разговор коснулся теплых тонов в одежде, и мы отправились искать их в O’stin. Попутно объясняя своеобразие этой марки – в выборе цвета, тканей и сезонности товара – Майя выбрала мне еще восемь вещей. От мягкой трикотажной кофты мы отказались сразу – горизонтальная линия низа проходила как раз в области моей проблемной зоны, привлекая к ней внимание. Серьезное строгое платье придало мне как руководителю совершенно лишний консерватизм, а удобный льняной пиджак на деле получился слишком спортивным. Остальные вещи привели меня в замешательство: нечто похожее испытываешь, когда в магазине парфюмерии начинает нюхать шестые-седьмые по счету духи.
– Скажите, Майя, – поинтересовалась я, пока мы шли к бутику Mary Stone, – сколько времени обычно проходит от энтузиазма первой примерки до утомленного взгляда на отделы ваших гостей?
– Полтора-два часа вполне достаточно, чтобы подобрать одежду. Перед вами я с клиентом работала час-двадцать пять.
– Клиент – мужчина?
– Нет. Я до сих пор работала только с женщинами, мужчины пока не обращались, а зря.
– А к какому возрасту женщина начинает понимать преимущества шопинга со специалистом?
– Средний возраст – тридцать лет, хотя бывают и женщины постарше, и 20-летние девушки.
– Что чаще всего просят помочь подобрать?
– По-разному. Одни приходят и уже точно знают, какую нужно вещь – цвет, фасон, тип ткани. Другие решают уже в процессе, иногда покупают совершенно незапланированную одежду – настолько удивляются новому образу в зеркале.
Тем временем в моем зеркале сменились юбки от Mary Stone на брюки от OGGI, затем – снова на юбки от INCITY... Все смешалось в одну кучу. Но одно я поняла точно: светлый пуловер, красный топ и черная юбка из легкого шелка мне теперь жизненно необходимы. После покупки я поблагодарила Майю за помощь, и на ее финальный вопрос о мыслях после сегодняшнего вечера, не задумываясь, ответила:
– В моем гардеробе просто обязаны появиться две вещи красного цвета: сумочка и туфли. Здорово, что эта мысль наконец-то пришла мне в голову!
Конечно, этот вечер не перевернул мою жизнь вверх дном: внутри я осталась прежней. Боюсь, и внешне не кардинально изменилась за те час сорок, что провела в обществе шопера. Допускаю даже, что и без Майи нашла бы те вещи, которые не снимаю уже третий день. Возможно, не сразу и не в ближайшее время: самой бы мне даже в голову не пришло мерить одежду таких цветов.
Если уж быть до конца честной, знаете, что в этой ситуации стало самым важным? То, что я почувствовала себя значимой личностью, не прилагая к тому ровно никаких усилий. Была ценна сама по себе – как собеседник, как клиент, как женщина. Остановилась в потоке дел, семейных забот, домашних обязанностей – и взглянула на себя глазами другого человека. Со стороны виднее: моя жизнь стоит того, чтобы радоваться ей безо всякой причины!
Элеонора КУЛЬКОВА