Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джеймс МакЭвой, Анжелина Джоли, Морган Фримен, Теренс Стэмп
Раннее утро. Менеджеры среднего звена с неразрешимой заботой на челе спешат по своим душным офисам. Вряд ли только в нашем городе маршрутки с неохотой проглатывают угрюмых специалистов, чтобы через несколько минут выплюнуть их наружу.
Сегодня выдался удачный день: ты успеваешь досеменить до работы чуть раньше начальницы. Стараясь не цокать каблуками, преодолеваешь бесконечный коридор, скрываешься за тяжелой дверью кабинета. Включаешь компьютер и напряженно смотришь на телефон. Вот-вот должен раздаться резкий звонок, и голос из трубки истерично заверещит прямо в ухо: «Чем ты сейчас занимаешься?!».
– Босс, классное прикрытие!
– Прикрытие? Для чего?
– Ну... Для братства киллеров.
– Называй его, как хочешь. Вообще-то это ткацкая фабрика.
– Так вы шьете или пришиваете?
Знакомая ситуация? Тимур Бекмамбетов, похоже, знает ее не понаслышке. В своем голливудском дебюте ставку он сделал именно на эту тему. Премьера картины «Особо опасен» в развлекательном комплексе «Мегаполис» сопровождалась соответствующим перфомансом. Молодые люди в строгой одежде с клипбордами в руках встречали гостей презентации. Картину офисного абсурда дополнила песня группы «Ленинград», исполненная по бумажке солистом челябинского коллектива, и танцевальными композициями.
Сюжет фильма, созданного на основе комиксов, пугающе реален на уровне ощущений. Затюканный специалист экономического профиля Уэс Гибсон (Джеймс МакЭвой), для которого «улыбаться на корпоративе – самая тяжелая работа, что светит за весь день», вдруг начинает чувствовать себя как-то иначе, по-другому. «Мне не наплевать в последнее время на то, что мне на все наплевать. Это меня беспокоит», – размышляет он за кадром голосом Сергея Безрукова.
А наплевать ему есть на что. Отец бросает его еще до рождения. Начальница, запрятав глубоко в себя закостеневшие комплексы, не устает изводить мелкого клерка истошным визгом. Неопрятная подруга с мерзким голосом не чувствует к нему ничего, кроме презрения, и изменяет с единственным другом. В один прекрасный день он, покупая в магазине очередную порцию успокоительного, встречается взглядом с красивой незнакомкой.
Пара секунд – и она хватает Уэса в охапку, отстреливаясь от небритого мужчины лет пятидесяти. И сообщает вконец растерявшемуся молодому человеку, что его отец был профессиональным убийцей и что он обязан отомстить за родителя. И что только ему, ни разу не державшему в руках пистолета, дан талант отстреливать летящим мухам крылья.
Естественно, чтобы понять, что мир перевернулся с ног на голову и никогда не вернется в обратное положение, ему требуется некоторое время. Проходит всего ночь – и перед нами оказывается совершенно другой человек.
«Я просто пытался быть тем, кем я не был», – приходит к выводу Уэс и начинает искать себя, настоящего. Такого, который не боится начальницы и может сравнительно спокойно, достойно и громогласно послать ее куда подальше от имени всего коллектива. Хватануть изо всех сил клавиатурой по физиономии коллегу-друга за все его предательства, да так, что вылетевшие кнопки неожиданно сложатся в «Пшел на...». Отпустить нудную подругу и на целых шесть недель погрузиться в самого себя. А заодно – стать киллером номер один в тайном синдикате убийц, распутать загадку смерти отца и поцеловаться в кадре с самой Анжелиной Джоли.
– Я знаю, что у него не было ни одного промаха. Но это было до меня.
Голливудская звезда в нынешней премьерной ленте не вышла за рамки привычного амплуа. Жестокая, но справедливая убийца ловко учит новобранца премудростям собственной профессии. Когда сама или другие наставники перегибают палку, Уэс отходит от ушибов в парафиновой ванне. С трудом разлепив веки, видит странного мужика с печальными глазами. Стремясь облегчить страдания, тот вливает в облепленный парафином рот Гордона жидкость из крышечки стеклянного сосуда.
– Это водка? – вопрошают мутно-белые губы.
– Да.
– Ты русский?
– Да, – отвечает незнакомец с чуть потеплевшим взглядом.
Роль у русского невеликая – второго плана. Но его появление на экране вызывает в зрительном зале волну одобрительного шума. Что называется, не Бекмамбетовым единым! Символ Дневного и Ночного дозоров Константин Хабенский добрался не только до темных сил, но и до голливудских холмов.
К слову сказать, приобщение блокбастера американского производства к нашему отечеству проявилось не только в участии популярного российского актера. Это и таблички магазина: «Спасибо за покупку», и задорный ответ банкомата на русском языке: «Недостаточно средств. Ты придурок». И бесподобная погоня Джоли за скоростным поездом на настоящей «копейке» с грунтованным задним крылом.
Кроме того, Тимур Бекмамбетов внес в красивый динамичный экшн родную классику. Кто виноват в том, что рутина офиса убивает душу человека? Что делать, чтобы не потерять себя в царстве прогресса окончательно? На эти вопросы предстоит ответить персонажу Джеймса МакЭвоя, но не в обличии бесстрастного глянцевого героя. Актер переживает каждое состояние Уэса, пропускает его через себя. Любая эмоция отражается на его лице. Он словно выпадает из киношной истории, в очередной раз не сумев сдержать неподдельного страха, слез или нечаянной радости, и становится обычным парнем из соседнего офиса. В довершение всего бесправный клерк, ставший в одночасье убийцей-суперменом, бросает в зрительный зал: «Раньше я был таким же жалким типом, как и вы...»
И все. После этой фразы бессмысленно рассуждать о достоинствах картины, о том, что режиссер шагает в новое для себя пространство, смешивая разные жанры: экшн, детектив, производственную драму. Главное в другом. Герой так или иначе расставил приоритеты в своей жизни. А зритель? Зритель, затолкав в письменный стол недописанные рабочие бумаги, отправился отдохнуть в «Мегаполис» на премьеру кино. Потому что он, как и Уэс Гордон, четко знает, чем хорош конец рабочего дня. Тем, что завтра все начнется сначала.