Челябинск посетил необычный гость. Александр Ветушинский – современный философ, сотрудник Московского центра исследования видеоигр, преподаватель кафедры онтологии и теории познания МГУ. С 13 августа он путешествует по крупным городам России и читает занятные лекции о видеоиграх. Как прошла встреча в ботаническом саду ЧелГУ, читайте на Chelyabinsk.ru. А после лекции Александр ответил на вопросы гостей и журналистов.
– Александр, вы утверждаете, что видеоигры благостно влияют на психику людей? Но игроманию расценивают как болезнь, как вы к этому относитесь?
– Я не утверждаю, что видеоигры – благо. Я утверждаю, что они случились в наше время, и это факт. Моя задача – попытаться разобраться, что это, где это может нести пользу, а где – вред. Могу заявить, что проводятся исследования, и сегодня установлено, что положительное влияние видеоигр больше негативного. Один из примеров – геймификация, то есть перенос игровых элементов в неигровые ситуации. Геймификацию уже успешно используют в бизнесе (Например, некоторые пиццерии предлагают у себя на сайте самому собрать пиццу из ингредиентов. – Прим. авт.). А еще игры делают людей, которые более оптимистично смотрят на вещи. Даже в тех играх, где проигрыш, игровая смерть неизбежны, выясняется, что геймеру важно продержаться на секунду дольше, чем другие. Оптимизм встроен в механику игры. Геймеры знают, что можно все изменить, и изменить даже в одиночку, достаточно понять, как это устроено.
– И все-таки, как не уйти в виртуальный мир с головой и не заболеть?
– Случаев игромании именно как болезни мало, и они встречаются в азиатских странах. Покемоны, кстати, не имеют к этому никакого отношения, речь идет о MMORPG (Многопользовательские ролевые онлайн-игры, например, World of Warcraft. – Прим. авт.). А вообще видеоигры – это такой же досуг, как погулять или поиграть в футбол, причем не самый плохой. Игры позволяют что-то узнать, чему-то научиться. Если ребенок играет три часа, в этом нет ничего страшного. А вот если несколько суток подряд, практически не вставая, не может пойти приготовить бутерброд, это другое дело. Взрослые геймеры в Азии надевали подгузники, чтобы ничто не отвлекало от игры. Вот это – зависимость. В Азии и центры специальные есть, где такие проблемы лечат. А у нас нет, потому что и проблемы нет. Когда говорят, что кто-то поиграл несколько часов и у него зависимость, – это заблуждение.
– Как давно вы исследуете видеоигры? Вам не приходилось слышать от старшего поколения, что вы занимаетесь ерундой?
– Изучаю игры с 2012 года, и ничего подобного я не слышал. Современная культура – большая загадка. Ученые изучают древность, и к ним нет вопросов, а теоретики современности изучают культуру, в которой мы живем сейчас. И видеоигры – важная ее часть. Самый успешный видеопроект – не «Аватар» Джеймса Кэмерона, а игра GTA 5, которая собрала первый миллиард долларов за три дня продаж. И если не изучать игры как часть культуры, то мы не будем понимать, где мы живем. И я не предлагаю только хвалить игры или только ругать. Я предлагаю: давайте не будем делать голословных утверждений, а разберемся, поработаем с фактами и исследованиями, задействуем команды психологов. Если у кого-то дома был диск с той или иной игрой, а потом он пошел и совершил преступление, нельзя утверждать, что это только потому, что был диск. Это контрфактическое заявление, оно не проходит ни по одному критерию научности.
– Как вы считаете, почему игра про покемонов стала такой популярной, притягательной для миллионов геймеров?
– Здесь несколько причин. И я даже зайду сначала с другой стороны. У Pokemon Go две базовые характеристики. Во-первых, там нет ничего нового. Во-вторых, это первая игра в своем роде. Уникальность в том, что эти два тезиса оказались совмещены. Ничего нового, потому что технологии дополненной реальности, которые задействованы в этой игре, уже работали в Ingress. В игре, вокруг которой, к слову, СМИ так много не ходили, и аудитория ее была меньше. С другой стороны, это вторая линейка игр компании Nintendo после Mario, – а Марио в свое время был популярнее в США, чем Микки Маус. Ясно, что продукт Nintendo обречен на успех. Итак, причины популярности Pokemon Go: крупный игрок рынка видеоигр – Nintendo, суперузнаваемый персонаж – покемон и использование дополненной реальности. Ingress не был полноценной игрой. Он был сделан для того, чтобы Google заполнял свой сервис карт Google Maps фотографиями. Я напомню, в Ingress задача игрока была не допускать загадочную материю на свою территорию, фотографируя на свой телефон объекты реальной инфраструктуры. Эти фото отсылались в Google, и это позволяло корпорации не нанимать для съемок реальных людей на зарплату. У Google не было задачи сделать игру, была задача обеспечить бесплатную рабочую силу мотивацией. А Nintendo сделали именно такую игру, чтобы геймеры получали фан.
– В этом просветительском туре вы распространяете свои идеи. Как успехи?
– Я бы скорее сформулировал это так, что привлекаю людей к своим исследованиям. Современный интеллектуал должен сегодня заявлять о себе. И идеалы просвещения никто не отменял. Чем мы умнее и образованнее, тем меньше подвержены опасностям окружающего мира. Можно опасаться Pokemon Go, но я готов прийти с дипломом МГУ и объяснить, что в этом опасности никакой нет. Мы рассказываем, что изучением игр сегодня можно заниматься всерьез, на высоком академическом уровне. Ни один коллега не относится пренебрежительно к нашим исследованиям, потому что знает, как и чем мы занимаемся.
Фото: Фото автора, иллюстрация Альберта Раста