26 октября на сцене Челябинской государственной филармонии состоится премьера уникальной для нашего города хореографической постановки «Аркаим». Сами создатели называют этот проект по-настоящему рисковым и дерзким, ведь многое в нем делается в впервые. Однако, если идею удастся воплотить в жизнь, возможно, спектакль станет отправной точкой для появления в Челябинске современного музыкального театра. Детали постановки пока держатся в секрете, но автор сценария «Аркаима», челябинский поэт и драматург Константин Рубинский в беседе с корреспондентом Chelyabinsk.ru немного приоткрыл завесу тайны.
– Константин, как возникла идея сделать хореографическую постановку об Аркаиме?
– Идея этой хореографической притчи пришла в голову художественному руководителю Челябинского ансамбля танца «Урал» Борису Соколкину около года назад. Он решил отойти от чисто фольклорного танца и сделать что-то универсальное с современной хореографией. Своей идеей Борис Николаевич поделился со мной и известным челябинским композитором Татьяной Шкербиной. Татьяна написала замечательную музыку – очень зримую, широчайшего эмоционального диапазона – например, глубина и трепетность некоторых лирических музыкальных сцен просто поражают.
Мы с удовольствием взялись за проект, сделали все достаточно быстро. Но весной, когда работа была уже закончена, Борис Николаевич умер. Возникла непродолжительная пауза, после чего нынешние молодые балетмейстеры «Урала» Светлана Лукина и Алексей Разин сказали, что готовы продолжить работу над проектом.
Для воплощения идеи были приглашены художник Сергей Александров из Екатеринбурга (мы вместе работали в двух спектаклях Екатеринбургского театра музыкальной комедии), а также моя хорошая знакомая Сусанна Цирюк – музыкальный режиссер из Санкт-Петербурга. Сусанна человек потрясающей энергии и дарования, является автором переводов ко многим известным мюзиклам, в частности, «Ромео и Джульетта», «Нотр-Дам де Пари». Кстати, именно ей принадлежит канонический перевод знаменитого хита «Belle». Однако, Сусанна, прежде всего, славится как режиссер, работает по всей России. В общем, команда собралась совершенно потрясающая, мне очень интересно работать с этими людьми.
– Можешь немного приоткрыть тайну сюжета?
– На самом деле, сюжет очень условный, поскольку на первый план все же выходит хореография. Что касается фабулы… Пару лет назад я побывал на Аркаиме, и на меня очень большое впечатление произвело то, что многие люди едут туда не с какими-то научно-исследовательскими целями, не просто подышать этим воздухом, а развлечься. Сидят в палатках, бренчат на гитарах, курят травку, напиваются – то есть воспринимают Аркаим как какой-то попсовый объект. Так вот, в основу сюжета я положил конфликт между прошлым и будущим. Между древними ариями, которые имели многовековую мудрость, умели жить в гармонии с природой, соблюдать принцип «не навреди», и современным миром – более мздоимным, потребительским, оставляющим после себя грязь.
Главным героем спектакля является археолог Андрей, который попадает в прошлое с помощью старинного амулета. Потом этот амулет находят туристы под руководством своего лже-гуру и тоже проникают в древний Аркаим. Не обошлось без романтической истории: два человека из разных времен – Андрей и жрица Ясна – влюбляются друг в друга. Но главный вопрос, на который нет единого ответа, почему же древние арии сожгли Аркаим и ушли? Я придумал совершенно фантастическую версию: произошло это по вине нашего современного поколения, из-за вторжения настоящего в древний мир. Основная идея, слоган спектакля: «Мы в ответе за прошлое». И финал в постановке открытый, чтобы люди могли задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем.
– Почему именно Аркаим выбран местом действия в спектакле?
– Мы были удивлены, что тема Аркаима в искусстве отображена очень мало. А ведь это очень богатый материал для построения всяких фабул, коллизий. Можно и фильмы снимать, и спектакли ставить. Прошлое меня просто завораживает. Это абсолютно другая цивилизация, которую мы не знаем. Нашли там что-то, откопали, сдули пыль, но менталитет тех людей так остается для нас загадкой. Поэтому и столкновение миров у нас в притче такое драматичное.
– Что представляет собой спектакль с точки зрения хореографии?
– Как и в сюжете, здесь смешивается прошлое и настоящее: современные танцевальные элементы и доязыческие обряды и движения древних ариев. Думаю, балетмейстерам очень интересно работать с этим материалом, потому что есть простор для фантазии. Никто же точно не знает, как выглядели арии, как одевались, какие у них были ритуалы.
Для безусловно талантливого, да и просто шикарного ансамбля «Урал» эта постановка – возможность расширить горизонты, поработать в новом направлении. Надо сказать, это новое направление для всех нас. Я впервые написал танцевальное либретто, Татьяна впервые создала музыку в таком жанре, Сусанна впервые ставит хореографическую притчу. Так что, все мы с большим трепетом относимся к спектаклю.
Еще хочу отметить, что для постановки мы задействовали лучшие силы. Музыку к спектаклю записывали Челябинский симфонический оркестр под управлением Адика Абдурахманова и камерный хор Валерия Михальченко.
– Надо сказать, что хореографическая постановка станет новым направлением и для Челябинской филармонии…
– Да, директор филармонии Алексей Пелымский решился, в общем-то, на блестящую авантюру: нереально сложно поставить полноценный спектакль с музыкой, эффектами и хореографией на сцене, которая совершенно для этого не предназначена. Она вытянутая, узкая, не имеет специальных приспособлений. А ведь Сусанна придумала потрясающие трюки, которые требуют не просто театральной, я бы даже сказал, шоу-сцены.
Тем не менее, Алексей Николаевич решился на это и сделал все, чтобы воплотить проект в жизнь. Если все получится, Пелымскому удастся сделать театральное направление в филармонии. Это будет совершенно уникальная вещь, ведь современного музыкального театра в Челябинске нет. Думаю, даже если будет его подобие, наш город сможет замахнуться и на мюзиклы, и на музыкальные спектакли.
– Другие челябинские сцены не рассматривались в качестве варианта?
– Рассматривались, конечно. Сусанна даже изначально предложила поставить спектакль во дворце спорта «Юность», потом думали про оперный театр. Но, мне кажется, формат хореографической притчи не вписывается в Челябинске ни в одну сцену. К тому же, многое зависит от человека, который берется за это. Алексей Пелымский в отличие от многих других руководителей умеет делать дерзкие шаги. Он не боится нового, не боится показать свою филармонию с какой-то другой стороны, мол, посмотрите, мы можем сделать и шоу, и театр. Другой вопрос, насколько удастся реализовать все наши идеи на филармонической сцене, но по задумке все должно быть очень зрелищно. И мы безумно благодарны Алексею Николаевичу за то, что он идет навстречу абсолютно во всем.
– До премьеры осталось чуть больше месяца, на какой стадии находится спектакль?
– Сейчас идея находится на стадии хореографического воплощения. Идут активные репетиции, делаются декорации. Не хочу раскрывать секреты, но поверьте, все будет очень красиво. 26-го октября мы выходим на премьерную дистанцию.
– Почему решили поставить притчу именно в Челябинске?
– Просто потому, что в России Аркаим не так известен, как на Южном Урале. Конечно же, мы хотим, чтобы спектакль номинировался на театральные премии. Не столько для того, чтобы получить награду, а чтобы была возможность свозить его на центральные конкурсы и показать в России. Дерзко заглядывая вперед, мне хочется надеяться, что в стране этот спектакль увидят.
– При выходе на российскую сцену придется объяснять зрителям, что такое Аркаим…
– Безусловно. Даже для челябинских зрителей существуют некоторые пояснения. Вот-вот должен выйти компакт-диск с музыкой к спектаклю, в буклете которого (так же, как и в программке) обязательно будет небольшое эссе про Аркаим и краткое либретто, чтобы даже неподготовленный зритель мог понять фабулу.
Хочу отметить, что нам с Татьяной Шкербиной на первых этапах работы над постановкой очень помог директор историко-культурного центра «Аркаим» Геннадий Зданович. По сути он являлся нашим научным консультантом: очень многое рассказал, многое подтвердил, давал рекомендации по одежде и обрядам древних ариев. Так что при выходе на российского зрителя мы все вместе придумаем исторический экскурс и поясним, что же такое Аркаим.
Напоследок хочу отметить, что у нас уже есть еще одна дерзкая идея. Позже мы хотим сделать мета-вариант этого спектакля – шоу на самом Аркаиме. Думаю, должно получится невероятное зрелище.