У каждого района Челябинска есть яркие особенности. Но самым интересным в этом плане можно назвать Калининский. Узкой лентой тянется он с востока на северо-запад через весь город и без преувеличения является историческим срезом его развития. Здесь вы найдете самые старые храмы, уцелевшие особняки и покосившиеся деревянные домишки XIX века, предприятия первых советских пятилеток, сохранившийся частный сектор 60-х и новостройки самого большого спального района. Всем этим пестрым, сложным хозяйством девятый год управляет глава района Петр Владимирович Дементьев. Мы говорили с ним об уроках истории, реалиях текущего момента и надеждах на успешное будущее.
– Петр Владимирович, какие проблемы решать особенно сложно в районе с такой спецификой – имею в виду растянутость его территории аж на 30 километров?
– Конечно же, транспортные. Милиция у нас находится на востоке, а выезжать чаще всего приходится на северо-запад. Возникли эти проблемы из-за отделения 20 лет назад части нашей территории, которая теперь называется Курчатовским районом. Прежнее здание милиции на улице Чайковского было общим, теперь это Курчатовское РУВД. Мы, конечно, постепенно решаем эти проблемы. Отдельное здание появилось у паспортно-визовой службы. Хотя служба по-прежнему остается на востоке района, но проблема очередей решена, сейчас там нормальный процесс обслуживания. Для милиции и прокуратуры подобраны земельные участки под строительство в районе улицы Братьев Кашириных и Свердловского проспекта. Правда, процесс строительства несколько затормозился, потому что это в основном федеральные деньги, а сегодня их недостаточно. Но в перспективе, думаю, мы все равно построим эти здания. По этой же причине сегодня возникают проблемы с предоставлением скорой медицинской помощи. Нам требуется дополнительная подстанция скорой помощи в северо-западной части района, чтобы соблюдать временные нормативы по выезду к больным. Для строительства подстанции также выделена площадка в районе улиц Ижевской и Чайковского, но само строительство, по уже названным причинам, передвинулось по срокам. Пока предполагается открыть дополнительный травмпункт. Теперь помимо старого – на улице Российской – еще один появится на территории МКБ №3.
– До недавнего времени к транспортной проблеме можно было причислить еще и огромный поток жителей северо-запада, который ранним утром устремлялся из спального района на предприятия города, а вечером возвращался. По-моему, само время эту проблему решило – на северо-западе района появились новые стабильные предприятия, образовалось много рабочих мест.
– Сегодня, конечно, трудно говорить о стабильности, но люди, действительно, могут найти работу, не выезжая из района. И северо-запад перестал быть только «спальней» города. На территории Калининского района появилась промышленно-коммунальная зона – от улицы Чичерина до Салавата Юлаева, где расположились предприятия – дилеры различных автозаводов. На каждом из них работает от 100 до 500 человек. К примеру, фирма «Регинас» насчитывает порядка 700 работающих. Это в основном высококвалифицированные люди, большинство из них имеют как минимум среднее техническое образование и это по большей части жители нашего района, частично Центрального и Курчатовского. Им не надо сегодня ехать в Ленинский и Тракторозаводский районы, где сосредоточена промышленность Челябинска. И таких предприятий у нас больше 20. Думаю, со временем появятся еще. Торговля у нас активно развивается. Только торгово-производственные комплексы «Молния» дали району сотни рабочих мест.
– И остались старые предприятия, которые создают на востоке и в центре района сложную экологическую обстановку. Трудно сегодня идет модернизация очистных сооружений на ЧЭМК?
– Я бы ситуацию плачевной не назвал. Предприятие, несмотря на этот кризис и прошлые, очень много денег вкладывает в экологию. То, чего не делалось на протяжении 70-летней истории ЧЭМК, сегодня делается интенсивно. И, думаю, перспективы ЧЭМК связаны только с этим. Не будет очистных сооружений, значит, не будет завод работать. Сегодняшние владельцы предприятия это хорошо понимают. История Челябинска такова, что сначала в городе строились заводы, а потом вокруг них размещались жилые зоны, чтобы пешеходная доступность была: свисток прогудел – рабочий котомку взял и побежал на завод. Тогда никто не знал слова «экология». Люди стремились поселиться около завода. Когда начали строить жилье на северо-западе, так люди отказывались туда ехать, им хотелось жить ближе к проходной. Сегодня же предпочитают экологически благополучные районы. Требования людей растут, и ситуация экологическая тоже меняется. Я помню времена, когда кожзавод еще работал в нашем районе и за ЧЭМКовскими отвалами, где были плотины, вода в Миассе имела темно-коричневый цвет и ядовитый запах. Напротив поселка Новое Поле, на другом берегу Миасса, в Каштакском бору, располагался лагерь для отдыха детей, который ЧТЗ принадлежал. Летом там отдыхало более 1000 ребятишек. Так мы были вынуждены построить бассейн для купания, потому что в реке не только купаться было нельзя, но и подойти к ней. А сегодня в Миассе вновь появилась жизнь – лягушки квакают, рыбу можно ловить.
– Это нам кризис 90-х помог.
– Все вместе: и кризисы, и все остальное. Сейчас не надо любой ценой гнать продукцию, которая никому не нужна. И в реку уже не позволили бы сбрасывать кислоты, как это делал кожзавод, где никаких очистных сооружений не было. Сейчас, я знаю, и ЧТЗ, и «Мечел» имеют замкнутый цикл водоочистки.
– Уже несколько лет идут разговоры об очистке реки Миасс и превращении ее берегов в зону отдыха горожан. Но сегодняшняя ситуация в экономике вряд ли позволит от разговоров перейти к делу?
– С рекой связаны все хорошие ожидания калининцев. Будет чистой река – будут хорошие места для отдыха. Это, конечно же, одно из лучших мест, где город мог бы отдыхать. Сегодня уже разработаны программы по очистке Миасса, и глава города в конце прошлого года провел совещание, на котором была принята концепция развития реки Миасс. Там прозвучало несколько проблем, которые необходимо для этого решить. И самая главная – очистка сбрасываемой в реку воды. От Шершневской плотины до ЧГРЭС в реку из нескольких десятков коллекторов сбрасывается масса воды. Это ливневка, которая собирается с поверхности Калининского, Курчатовского, Центрального районов и без очистки попадает в реку. По старым нормативам ливневая вода должна содержать лишь механические примеси, но не должно быть в ней ни мазута, ни органики. А у нас это все есть. В прошлом году вторая половина лета была засушливой, дождей не было вообще, а труба метрового диаметра наполовину была заполнена водой, которая сбрасывалась в реку. Можно предположить, что ливневка используется еще и как технический коллектор. Я, конечно, за руку никого не ловил, но вывод сам напрашивается. Если начать чистить русло реки, там, наверное, найдешь всю таблицу Менделеева. Поэтому самое главное – надо решить проблему очистки всей сбрасываемой в реку воды, а это требует громадных денег. Другая проблема – реконструкция береговой полосы, чтобы она стала приспособленной для отдыха. И, наконец, превращение реки в легкие города – то есть посадка деревьев.
– Какие же поколения дождутся всего этого?
– Не как глава района, но как его житель хотел бы и надеюсь дожить до этого времени.
– Все большей экологической проблемой становятся автомобильные пробки, и Калининский район в этом плане очень уязвим.
– Потому что мы – транзитный район. Сегодня у нас несколько точек для практически постоянных пробок: Ленинградский мост, улица Кирова (частично проблема снята), Братьев Кашириных, Северо-Крымская, Свердловский проспект и Тополиная Аллея. Поэтому сейчас главная наша задача – сократить проезд транзитного транспорта через Калининский район. А для этого необходимо построить развязки, о чем постоянно говорит глава города Михаил Юревич. Строительство развязки на Братьев Кашириных, которое уже идет, позволит выезжать на улицы Свободы, Красноармейскую, Российскую, Труда без пересечения перекрестков и пробок. Запроектирован мост на перекрестке Краснознаменной–Энгельса, который позволит разгрузить район, когда появится микрорайон на Краснопольской площадке. Машины можно будет сразу направить на Энгельса, не дать им блуждать по всему нашему району. Запроектировано также продление Университетской набережной в сторону плотины и, параллельно с этим, строительство моста в Центральном районе. Чтобы снять пробки на Ленинградском мосту, предполагается строительство моста (проектирование идет), связывающего улицы Куйбышева и Механическую. То есть люди, которые сегодня передвигаются по проспекту Победы, не доезжая Свердловского, могли бы попасть в восточные и юго-восточные районы, в сторону Кургана, Красноармейского района по этому мосту. Он пройдет мимо проходной ЧГРЭС и ЧЭМК. Когда эти проекты будут реализованы, Калининский район решит все транспортные проблемы. Сроки строительства – ближайшие пять лет, они нас воодушевляют.
– Сказать, что нам удалось по максимуму сохранить старый Челябинск, было бы большой неправдой. Почему взрывали храмы в 30-х – понятно. Однако и сегодня уроков из этого не извлекаем.
– Правда, история помаленьку уходит. Недавно проехал по Труда – еще ряд зданий дореволюционной постройки снесено. Но это маленькие скособоченные домишки, в основном деревянные, они уже сами по себе отжили. Челябинск был небольшим уездным городом, и шедевров архитектуры осталось мало. В принципе, все значимое было построено на одном пятачке и частично сохранено. В Калининском районе, за исключением Красных Казарм, храмов и отдельных старинных домов, нет ничего, что не жалко было бы снести сегодня. С одной стороны, городу с памятниками архитектуры не повезло, но с другой – он изобиловал строительными площадками. И сегодня Челябинск – прекрасный город с широкими улицами и проспектами, современными зданиями и развитой инфраструктурой.
– Но ведь мы не очень бережно относимся и к архитектурным памятникам советской эпохи – это я про кинотеатр «Родина».
– Мы считаем: что до революции было построено – это памятники, а что после – это мы сами построили, можно ломать. (Смеется.) Доля истины в этом есть. После революции строились в основном функциональные здания: надо было разметить оружейный завод – поставили коробку, и все. А до революции, прежде чем построить, денежки считали и думали – как да что? Те же купцы специалистов нанимали, поэтому и появлялись шедевры. Но на территории Калининского района есть и памятники архитектуры советской эпохи. К примеру, дворец культуры ЧЭМК, где в 30-40 годы располагался театр оперетты. Там прекрасный зал с отличной акустикой. Надо такие здания сохранять. А кинотеатр «Родина» зарегистрирован как памятник архитектуры местного значения. И сегодняшнему владельцу этого здания, который ведет проектирование и реставрационные работы, выданы условия. Но нет-нет да появляются в прессе статьи с рассуждениями о целесообразности сноса этого здания и строительства современной «башни». Конечно, место очень привлекательное. Но лично я не одобряю таких инициатив. Это уникальное здание само по себе, и оно прекрасно вписывается в ансамбль: филармония, оперный театр. Я часто бывал в этом кинотеатре: хороший холл, где раньше всегда играл оркестр, просторные буфетные. И, конечно, если с «Родиной» что-то случится, многие горожане будут недовольны. Площадка, на которой стоит кинотеатр, и территория вдоль реки Миасс, где раньше картины продавали, газончики были, должна стать зоной отдыха. Если там все застроить, человек будет подавленно себя чувствовать.
– Калининский район, по-моему, в плане мест для отдыха вообще обделен. Ведь и на северо-западе нет ни скверов, ни аллей для прогулок.
– Да, район надо продолжать застраивать, но надо его уже начинать обустраивать, приспосабливать для жизни и для отдыха. Это так.
– Недавно открывшийся спортивный гигант – ледовый дворец «Трактор» – частично проблему отдыха решит?
– Северо-запад по сравнению со всеми другими районами обделен объектами культуры. Поэтому появление спортивно-развлекательного комплекса очень важно для нас. Мы надеемся, что там не только в хоккей будут играть. 12 мая, к примеру, во дворце состоялось ледовое шоу. Предполагается открытие различных спортивных секций для детей, хоккейная школа. Это поможет нам ребятишек отобрать у улицы, им же сегодня в районе абсолютно нечем заняться. А во дворце смогут заниматься порядка 3000 детей, у которых цель в жизни появится. И мы, конечно же, надеемся, что в дальнейшем будут построены здесь и легкоатлетический манеж, и плавательный бассейн.
– Но у жителей ближайших к ледовому дворцу домов появилась дополнительная головная боль – во время игр все дворы и улицы заставлены машинами. Не хватает парковочных мест?
– С парковкой машин нет проблем, вокруг дворца достаточные для этого площади. Вероятнее всего, пока не работает как положено технология парковок. Это опять-таки происходит от бескультурья людей. Не хочется в очереди стоять, чтобы заехать на парковку, вот и бросают машины, где придется. Однако при строительстве ледового дворца предусматривалось, что улицы, которые будут за ним, а также улица 250 лет Челябинску будут использоваться под парковки во время значимых мероприятий. Развитие этой сети дорог в 2009 году, несмотря на кризис, продолжится. И проблема будет полностью снята.
– Автомобильные стоянки по-прежнему остаются одним из самых болезненных вопросов для района и причиной противостояния тех, у кого нет машин, и владельцев авто?
– Доходит до парадокса. Мы проводили такой анализ: поступившие к нам заявления против внутридворовых стоянок, где сотни подписей, проверяли на предмет, все ли подписавшие – «безлошадные». И что выяснялось? Две трети подписавшихся – автовладельцы и ставят машины во дворе. Почему именно в нашем районе эта проблема стоит особенно остро, несмотря на то, что у нас больше всего официальных парковок – столько, сколько во всем городе? Потому что мы развивались последние 10 лет очень интенсивно, каждый год сдавалось порядка 150 тысяч квадратных метров жилья, и все это жилье покупалось. То есть люди к нам приехали обеспеченные, и, конечно, они имеют по одной-две машины. Поэтому нам парковок не хватает. Если заедете в 27-й микрорайон, где уплотненная застройка, увидите – проехать невозможно, особенно ночью. Детские площадки огорожены, а проезды и проходы все заставлены автомобилями.
– Предполагается ли строительство многоуровневых парковок? Западные мегаполисы только так решили эту проблему.
– И мы начали это делать. Уже построена многоярусная парковка на 800 мест на улице Братьев Кашириных. Определены еще три участка для строительства таких парковок: двух – на северо-западе и одной – в центре. Даже в кризисные времена ясно, что, построив такую парковку, можно зарабатывать деньги. При все большем строительстве жилья они будут востребованы. Потому что те территории, на которых временно располагались автостоянки, вскоре будут застраиваться. Но пока удивляет тот факт, что уже построенная многоуровневая парковка занята наполовину, хотя стоимость ее – 50 рублей, в то время как на внутридворовых стоянках – 40. Либо люди недостаточно информированны, либо 10 рублей разницы тоже что-то значат. Но, думаю, проблема эта временная. Люди научатся правильно оценивать риски: ведь сегодня во дворе машину могут поцарапать, угнать и даже сжечь.
– С какими вопросами чаще всего к вам на прием приходят люди?
– Главная – жилищная. Хотя у нас в этом плане нет почти никаких полномочий сегодня. Сейчас у молодежи появится возможность получить ссуду при определенных условиях и купить квартиру по программе молодых семей. Есть программа для бюджетников. Но пока они трудно реализуются: денег мало у населения, и денег мало у государства. Вторая проблема – аварийное жилье. Есть несколько таких домов в районе, которые надо расселять, это мы делаем при поддержке города и области. Третья проблема – качество жилищно-коммунальных услуг, хотя большинство вопросов можно решить самостоятельно. Просто люди или не знают своих прав, или идут к нам по привычке: им легче дать нам поручение, чем работать с управляющей организацией, менять ее, обращаться в суд по компенсационным выплатам. Не привыкло пока население самостоятельно решать и вопросы благоустройства. Люди не почувствовали себя хозяевами, они забывают, что территория, на которой стоит дом, – это их территория, а площадки, скамейки, песочницы – это их собственность. Есть вопросы и по здравоохранению, образованию, детским садам. В каждой почте есть письмо по месту в детсаду. Но последние два с половиной года у нас ведется большое строительство детских садов, особенно на северо-западе, и там проблемы решены. А вот в центральной части района и в заречье – пока остаются. Но мы и здесь находим площадки под строительство. На Каслинской будем строить детский сад, на Кожзаводской.
– Сегодня вам, наверное, намного легче решать многие проблемы, потому что вы знаете Калининский район как свой собственный дом?
– Можно уже из кабинета не выходить, чтобы сказать, что в той или иной точке находится. Но убежденность, что ты в районе знаешь все – это плохо. И я ее остерегаюсь. Конечно, девять лет назад мне было намного труднее. Надо было знакомиться с людьми, искать пути подхода, а иногда и обхода, чтобы решить проблему. Сегодня я всех хорошо знаю, и все знают меня. Не могу пожаловаться на людей – руководители предприятий на любую просьбу отзываются по части материальной поддержки района, участия в общих мероприятиях. Хорошие у нас контакты, и потому легко работать.