Город Станислав Бережнов, руководитель биг-бэнда, заслуженный артист России: «Мы повторяем судьбу "Трактора"»

Станислав Бережнов, руководитель биг-бэнда, заслуженный артист России: «Мы повторяем судьбу "Трактора"»

Сегодня у нас в гостях еще один известный джазовый музыкант. Это не случайно. Челябинск гордится двумя профессиональными джазовыми коллективами, о них знает не только Россия. Они пока еще есть, но лишены муниципального статуса и будущее их довольно туманно. Как все начиналось и почему яркая джазовая вспышка 30-х в России ХХ века может погаснуть в 30-х нового столетия? Об этом и многом другом мы говорили со Станиславом Бережновым.

За кулисами

Станислав Васильевич, вы ведь не коренной челябинец?

– Я родился в Копейске, после войны мы переехали в Челябинск, потому что мама работала оформителем-бутафором в театре драмы. И я вырос за кулисами, был у актеров своего рода сыном полка. Отец у меня играл на трубе, во время войны служил в горьковском оркестре и там создал другую семью. Поэтому мама воспитывала меня одна.

Больше не выходила замуж?

– Вышла в середине 1950-х, и отчим стал мне намного дороже отца. Изумительный человек, ему сейчас 83-й год. Вскоре у меня появилась сестра Ольга, с которой мы очень дружны.

Деды, прадеды – все жили в Копейске?

– Да, дед мой по маминой линии работал в шахте, семья у него была большая и очень дружная – восемь сыновей и дочерей. Младший дядька мой тоже стал шахтером, другой – инженером-металлургом. В Тольятти живет, лауреат Государственной премии. Мама моя в семье была старшей и я – первый племянник, поэтому у теток и дядек своих всегда ходил в любимчиках. Когда отчим познакомился с мамой, она ему сказала: «Федор, у меня семья большая, восемь нас братьев и сестер». Он ей в ответ: «А у меня десять». Мать отчима, бабушку свою, я похоронил два года назад. Она умерла в возрасте 95 с половиной лет. Набожная очень была, вся комната в иконах и Библию читала до последнего дня причем без очков.

Что помните из «закулисного» детства?

– Однажды артист Петр Бузуев, отец Игоря Бузуева, накормил меня повидлом. Это было после войны – голодно, а сладкого и вовсе не видели. А тут полная кастрюля повидла, которое я ел столовой ложкой. Хорошо помню артистов Горянова, Воскресенскую, Кулешова, он был тогда совсем молодой. И они меня помнили, пока были живы, я у них на руках вырос. Жили-то мы почти при театре, маме комнату дали в двухэтажном деревянном доме, который к театру примыкал, она могла прямо дома работать. А потом в коммуналку переехали на Советскую, 61б. Там же жил артист драмтеатра Кислицын, ему сейчас под 90, он наш сосед по саду «Колющенец», флейтист Алик Кравченко из оркестра оперного театра. Дружил я с дочерью тогдашнего директора драмтеатра Лерой Половец, она потом вышла замуж за известного челябинского хоккеиста Анатолия Олькова.

Первые ноты в 17 лет

Как началось ваше вхождение в музыку?

– Летом я частенько жил у деда с бабкой и они возили меня в гости в деревню. Там я научился играть на гармошке «двухрядке», а потом на баяне. Позднее отчим купил трофейный немецкий аккордеон, он очень хотел научиться музыке. Но у него не получилось ничего. Однажды они с мамой ушли в театр, я высчитал, во сколько вернутся, достал аккордеон и в си бемоль миноре подобрал вальс «Плещут холодные волны». Так заигрался, что про время забыл. За этим занятием меня и застали родители, я растерялся, спрятался за аккордеон. Но мама – мудрая женщина – сказала: «Сыграй, сынок, что у тебя получилось». Я сыграл, и отчим решил: «С сегодняшнего дня аккордеон твой».

В музыкальную школу не отдали?

– Тогда она была чуть ли не единственной в городе: страна после войны. Да и учились там только скрипачи и пианисты. Я играл на аккордеоне самостоятельно, подбирал все на слух. В школе меня заприметили и в 14 лет, как отличника, теннисиста и музыканта, отправили в международный лагерь в Венгрию. Это был 1956 год. Мы жили – ребята из 17 стран – на озере Балатон.

Год ввода советских танков в Венгрию?

– Это случилось в сентябре. А мы из Будапешта уезжали во второй половине августа вместе с семьями посольства СССР в Венгрии. Значит, эта «заваруха» уже была спланирована. В начале сентября мне пришла открытка от гида-переводчицы, которая с нами в лагере работала: «Будапешт выглядит как после войны». Эта открытка сейчас хранится в музее 10-й школы, которую я окончил. Мне тогда было 14 лет, но я очень переживал и недоумевал – зачем? Потом, конечно же, очень интересовался этими событиями.

Когда познакомились с нотами?

– В 17 лет, когда поступил в музыкальное училище на дирижерско-хоровое. Меня взяли благодаря ходатайству профессора Николая Лисовского, они с женой преподавали а педагогическом институте. Мама дружила с этой семьей, и Лисовский знал, что я хорошо играю и пою. Он договорился, чтобы меня прослушали. Нас с Юрием Галкиным, у которого хоровая школа потом была в Ленинском районе, приняли в училище в порядке исключения. Оба не знали нот, но через короткий промежуток времени всех обставили. Если есть слух – мелодический, интервальный, ритмический, гармонический, тембральный, оркестровый и внутренний – это дается легко. Достаточно было выучить басовый и скрипичный ключи, где находится нота «до» такой-то октавы... Я мог записать музыку, не прикасаясь к инструменту. И если смотрю сейчас в партитуру – слышу, как это все звучит.

На каких инструментах играли в училище?

– Было общее фортепиано и баян. Высот настоящего пианиста я, конечно, не достиг. Когда в 17 лет узнаешь ноты и впервые садишься за фортепиано, пианистом уже не быть. В это время становятся лауреатами конкурсов. Но потом я подтянулся и в оркестрах играл без особых нареканий.

Ночи в стиле джаз

Когда в вашей жизни появился джаз?

– Через год после Московского международного фестиваля молодёжи и студентов (1957 год), когда некоторая музыкальная информация из-за рубежа стала чуть доступнее нам, несколько молодых челябинцев решили создать небольшой городской оркестрик, чтобы «поджазовать». Инициатором был Володя Гожий. Мы порепетировали немного, и я предложил результат нашего труда проверить на публике. Решено было провести концерт в актовом зале нашей 10-й школы (ныне школа искусств на Елькина). Зал был полон. Мы сыграли две пьесы, после этого на сцену поднялся наш директор Глеб Константинович Пластинин и самолично закрыл занавес. А потом приказал всем артистам следовать за ним в кабинет. И мы получили разнос: «Что это вы тут развели буржуазную музыку!?» Мы робко ему говорили про московский фестиваль, но он был непреклонен, а потом, как в «Семнадцати мгновениях весны»: «А тебя, Бережнов, я попрошу остаться...», и получил я от него сполна за весь тогдашний молодежный джаз.

В училище джаз тоже не приветствовался?

– Там была эстрада. У меня тогда появился приемник, и я слушал джаз по ночам на коротких волнах. В час – из-за океана, получасовую передачу о джазе вел выдающийся американский ведущий джазовых программ «Голоса Америки» Уиллис Конновер. А с полчетвертого утра – уже на русском языке – о джазе рассказывала Мария Селиберти. Помню, когда впервые услышал музыку Дюка Элингтона, готов был в обморок упасть от восторга. В перерывах между передачами успевал немного поспать и утром – в училище, благо бежать до него от дома было минут пять. Училище тогда располагалось в уцелевшем здании мужского монастыря, за бывшей ткацкой фабрикой (ныне на этом месте Газпромбанк). До сих пор жалею, что снесли здание нашего училища, такая аура незабываемая была у него, классы располагались в бывших кельях, толстенные стены – никакой дополнительной звукоизоляции не надо.

Практики в джазовом коллективе не было?

– Я начал заниматься аранжировкой. Говорил на уроке по хору, что горло болит, и в уголке аранжировал, никто внимания на меня не обращал. Но стеснялся подкатить со своими партитурами в челябинские оркестры, чтобы проверить, на верном ли я пути? Потом, когда уже работали с Олегом Тергалинским у Михаила Папашики, смог это сделать.

Сегодня история челябинского джаза – это, в основном, воспоминания тех, кто был к нему причастен. Скажите, когда в нашем городе появился первый джазовый оркестр?

– Директор ЧТЗ Зальцман в начале 1930-х вызвал из Киева джазовый оркестр Анатолия Хайкина. Этот оркестр играл в кинотеатре «Гигант», пока Анатолий Хайкин не был репрессирован. Реабилитировали его лишь за два года до смерти сына Александра Хайкина – тоже джазового музыканта, руководителя оркестра, который работал в кинотеатре «30 лет ВЛКСМ». Боюсь, что пока никто всерьез не занялся написанием истории челябинского джаза. Юра Князев в свое время пытался воссоздать эту историю, в СМИ публиковал статьи, мы с ним ездили к вдове Михаила Папашики...

Откуда в Челябинске появился Папашика?

– Он серб по национальности, до войны играл в оркестре Берлина. Каким образом оказался на Урале – не знаю. Но он тоже попал под репрессии. После лагерей, в конце 50-х, приехал в Челябинск и создал здесь первый настоящий биг-бэнд в кинотеатре «Кировец». Папашика пригласил нас с Олегом Тергалинским, его – на контрабас, меня – на аккордеон и фортепиано. На аккордеоне я достаточно техничные вещи играл.

Училище уже было позади?

– Закончил я его плохо, председатель экзаменационной комиссии Исаак Зетель из Свердловской консерватории сказал, что таких студентов, как я, надо раньше выгонять. Историю музыки я плохо знал, потому что не учил, меня всецело поглотила джазовая музыка. А вот по теории мог любому фору дать. После окончания училища меня направили в Аргаяш. Но я решил в консерваторию поступать по горячим следам. И сдал на «пятерки» специальность и сольфеджио в Свердловске, чем немало удивил своих челябинских педагогов. В консерваторию поступал на заочное, хотя уговаривали на вечернее, чтобы потом перейти на очное. Но у меня на первом месте был джаз, мы собирались на гастроли... я отказался от предложения. Из-за гастролей и на сессию заочников опоздал, вместо 6 января приехал 22-го, когда уже все сдали экзамены. На этом моя консерватория закончилась, но я себе доказал, что могу поступить в высшее учебное заведение.

«Мои лаборатории»

Сегодня в Челябинске есть преподаватели по джазу, открыты кафедры, у кого вы учились этому полузапретному тогда плоду?

– Мы с Олегом Тергалинским учились друг у друга. Он отслужил в армии, где играл в духовом оркестре. По сути, это тот же биг-бэнд. У него был курс аранжировки на немецком языке. Олег был сильнее в знании духовых инструментов, а я – в гармонии. Поэтому мы друг друга дополняли и усиливали. Потом вместе писали партитуры, это еще в училище началось, он учился курсом старше на контрабасе. Приносили свои партитуры в оркестр Папашики и проверяли. А слух нарабатывали в оркестре, когда играешь – ты просто нафарширован живыми звуками. Дыхание живого оркестра не сравнимо ни с какими записями. Биг-бэнд Папашики стал для нас первой лабораторией джаза.

У Олега Тергалинского потом был свой оркестр?

– Я бы не так сказал, когда мы вернулись с гастролей – он из Волгограда, я из Кирова – встретились во Дворце железнодорожников, это был 1965 год, и создали оркестр. Он им руководил, а я был пианистом и аранжировщиком, как потом в оркестре Анатолия Кролла в 1966 году. Мы с Олегом создавали оркестр и при Дворце спорта «Юность», правда, он и года не просуществовал. Посчитали, что спорту искусство и культура не нужны. Я поехал с ансамблем работать в ресторанах Сочи, а Олег уехал не то в армянский оркестр, не то в литовский, он и там, и там работал. Тогда была насыщенная гастрольная жизнь. Когда я работал у Кролла, у нас в месяц было по 19 концертов.

Как познакомились с Анатолием Кроллом?

– В феврале 1966 года мы с другом поехали в Нижний Тагил, оркестр Кролла гастролировал в Свердловской области. У него работали Слава Тергалинский и Николай Топчий – челябинцы. Сколько Кролл за все годы задействовал музыкантов нашего города – можно было сделать целый оркестр из одних челябинцев под управлением Анатолия Кролла. Еще и конкуренция была бы. В то время его оркестр работал при Тульской филармонии, Тулу прославил на весь Союз. В Нижнем Тагиле я с ним и познакомился, ему сказали, что я занимаюсь аранжировкой. Он спросил, смогу ли я за день сделать аранжировку пьесы Пола Ньюмана «Эгейн». Я скромно ответил: «Попробую». Написал партитуру и уехал в Челябинск. Мой друг Лешка Серых там еще остался, потом приехал в Челябинск и рассказал, что все обалдели от моей аранжировки, получился чуть ли не шедевр. За время работы с Кроллом я написал много аранжировок, но такой суперудачной больше не случилось. Такие появились позднее, сейчас они звучат в исполнении нашего биг-бэнда.

И в 1966 году Анатолий Ошерович пригласил вас в оркестр?

– Я пришел туда 1 марта 1966 года. Делал аранжировки, правда, ошибки бывали, и Кролл поправлял. Я еще плохо слышал оркестр. Анатолия Кролла я зову челябинским Моцартом. Это настоящий талант, вундеркинд – в три года он играл на аккордеоне, знал нотную грамоту, в 16-17 лет руководил Государственным оркестром Узбекистана. Когда я поступил к нему на работу, то понял, что ничего особенного собой не представляю и ничего не стою. Потому что попал в профессиональный оркестр, где работали лучшие музыканты со всего СССР, где было совершенно другое отношение к делу, другие требования, ритм жизни. Все, что происходило со мной до этого, – самодеятельность.

Как Анатолий Кролл относился к вашим ошибкам?

– Однажды трубач из Одессы Виктор Грицаев воскликнул: «Ошерович, так кто же аранжировку делал – вы или Бережнов?» Потому что Кролл наисправлял мою партитуру прямо на репетиции. Анатолий Ошерович свойственным ему жестом поправил очки и произнес: «Витя, вспомните, каким вы пришли в оркестр». У Кролла я набирался опыта полтора года. И продолжил бы, но мама попросила вернуться в Челябинск, отказать ей я не мог.

«Слишком роскошно пустить все под откос»

Не жалеете, что сменили тогда филармоническую высоту на уровень дворцов культуры, в ресторане здесь играли?

– Возможно, иначе сложилась бы моя судьба, не вернись я в Челябинск. Мог остаться в Питере, в Москве, мне предлагали работу в Ялтинской филармонии... Но без пафоса: я был и остался патриотом своего города.

Сегодня благодаря этому в Челябинске есть биг-бэнд под управлением заслуженного артиста России Станислава Бережнова, правда, он перестал быть муниципальным.

– Парадокс: в Челябинске закрывают джазовые коллективы, а в Магнитогорске открывают. Там скоро будет большой оркестр. А наш коллектив 28 февраля официально подлежит ликвидации, как и «Уральский диксиленд».

Что будете делать?

– Я неисправимый оптимист. Мы с Олегом Тергалинским когда-то мечтали создать в городе джазовый оркестр. Поэтому надо сохранить биг-бэнд в память о тех, кто делал джаз в этом городе: Анатолий и Александр Хайкины, Михаил Папашика, Олег Тергалинский... Будем продолжать работать, но в другом статусе. Пока не знаю, в каком. У нас есть крыша над головой – Институт музыки имени Чайковского, где открыто эстрадное отделение с моим головным участием. Сегодня мои ребята – иллюстраторы в студенческом оркестре и пять музыкантов являются преподавателями в институте. Надеюсь, полный лад и мир с институтом, которые есть сегодня, сохранятся. На днях мы провели собрание, и я просил ребят не торопиться с решениями. Пять с половиной лет в городе был большой муниципальный оркестр, слишком роскошно пустить все это под откос.

Вы пытались противостоять решению гордумы и челябинской администрации?

– «Манекен» боролся, им сократили содержание вполовину, «Уральский диксиленд» тоже восставал, результат нулевой. Я встречался с руководством управления культуры города, нам было сказано, что биг-бэнд получит определенный транш и будет обслуживать все городские проекты. Я просил нас задействовать по максимуму, надеюсь, это поможет удержаться оркестру в 2010 году на плаву, дальше пока не загадываю.

У вас появился новый проект – вечера танцев под биг-бэнд в ДК железнодорожников, уже есть успех?

– Кто побывал на двух вечерах, – в восторге. Проект пока в стадии раскрутки, публика уже появилась, надеюсь, число ее будет расти, на второй вечер пришло гораздо больше людей – процентов на 30. Пока играем один раз в месяц. Летом планируем такие танцы проводить в городском саду имени Пушкина.

Так ли высок интерес к джазу сегодня, если сравнивать с 30-ми, 60-ми прошлого столетия?

– В 1961-1962 годах мы играли танцы в Центральном парке культуры и отдыха, собиралось по 500 человек, и румбу танцевали, и свинг, и фокстрот. Потом появились ВИА, диско... по хронологии.

Челябинск называют джазовым городом, вы с этим согласны?

– Не совсем. Согласен, что фестивали наши знамениты. Но я бы наш городом джазовым не назвал. Я был в Нью-Йорке, Москве, Питере, есть с чем сравнивать. Джазовым можно назвать город, где каждый день есть джазовое мероприятие. Мы живем от фестиваля до фестиваля, иногда проводим концерты. Это мизер, а потому мы и публику не можем подготовить такую, которая бы тонко разбиралась в этой музыке. Джаз не любит обобщения, он настолько разнообразен, что нельзя просто сказать: я пойду сегодня на джаз. На какой? Малый состав, камерный, бэнд? Что будут играть? Наши ребята открыли в Челябинске Jazz Bar, сначала играли несколько раз в неделю, потом реже, раз в месяц, наконец над воротами бара появилась вывеска: диджей такой-то. Я бы очень хотел, чтобы у нас бар или кафе были джазовыми, но для этого надо, чтобы в городе было несколько джазовых коллективов, а не два профессиональных, как теперь.

Можно предположить, что не станет вашего биг-бэнда, «Уральского диксиленда», и стихнет джазовая слава Челябинска? Есть ли молодежь, которая может подхватить инициативу?

– У нас есть очень талантливые ученики, но они уезжают в Москву, в Петербург. Сын Кости Корчагина уехал в Москву, молодой пианист Слава Быстров сейчас в Питере, а Марата Габбасова из Троицка я подготовил в Московскую академию имени Гнесиных, как оказалось, для известного педагога по джазовому фортепиано Игоря Бриля. Человек пять, которые работали в нашем оркестре, сейчас в Москве и Питере. Жаль, конечно, но зачем их удерживать – они должны повышать свой уровень, развиваться. Утешает лишь то, что ты оставил себя в этих музыкантах. Таково наше предназначение. Слава, например, постоянно мне звонит и благодарит. В свое время из хоккеистов «Трактора» можно было сборную СССР создавать, но как начали выдергивать их по разным командам, они растворились. Мы повторяем судьбу «Трактора».

Такое чувство, что время джаза в России проходит, будущим поколениям останутся только легенды?

– Произошел сдвиг в восприятии жизни, сейчас у всех на первом месте деньги. Джаз не годится для сколачивания капитала.

В Америке тоже деньги.

– Какие у нас традиции и какие у них! Очень показательный пример: в одном Нью-Йорке в 1977 году было зарегистрировано в профсоюзе 100 000 джазовых музыкантов, это целый Копейск. Их стало там меньше? Не думаю.

То есть у нас в 1930-х произошла «джазовая вспышка». Сегодня мы греемся лишь в остатке тех лучей?

– Выходит, так. Хотя очень яркая вспышка повторилась в СССР и в 60-х.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
85
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления