
Поделиться

Поделиться
В 2010 году темпы посткризисного восстановления экономики обеспечили рост объема казны Южного Урала. Об исполнении регионального бюджета за прошедший год рассказал министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.
– Андрей Вадимович, насколько выросли доходы областного бюджета по сравнению с прошлым годом?
– Рост составил 25% – это 82 млрд 804 млн рублей. Основная часть этих средств (72% общего объема доходов) – собственные доходы области, полученные за счет налоговых и неналоговых поступлений – это 59 млрд 195,3 млн рублей, что на 57% больше, чем в 2009 году. По данному показателю мы оцениваем финансовое состояние региона, которое в 2010-м восстанавливалось достаточно быстрыми темпами, но по итогам года еще не достигло докризисного уровня.
– За счет чего сформированы собственные доходы?
– В основном за счет четырех налогов: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на имущество организаций и акцизов. Поступления налога на доходы физических лиц в 2010 году составили 19 млрд 982 млн рублей с приростом 12%. Увеличение поступлений обусловлено ростом фонда заработной платы. Сумма доходов по налогу на прибыль составила 19 млрд 118,4 млн рублей и увеличилась по сравнению с 2009 годом почти в четыре раза. Таким образом, налог постепенно возвращает позиции основного доходного источника областного бюджета.
Поступления налога на имущество организаций в 2010 году составили 9 млрд 175,6 млн рублей с увеличением на 29%. Прирост обусловлен отменой льгот по областным и муниципальным учреждениям, а также увеличением стоимости имущества.
Акцизы составили 7 млрд 603,1 млн рублей. Поступления выросли на 57% к предыдущему году в связи с тем, то были увеличены ставки акцизов и нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию в бюджет области.
Объем средств, поступивших в область с федерального уровня, уменьшился в 2010 году на 17% и составил 23 млрд 806,3 млн рублей.
– С чем это связано?
– Снижение связано с тем, что в кризисных условиях области оказывалась существенная финансовая поддержка. В 2010 году поступление собственных доходов бюджета стабилизировалось и такого объема помощи уже не выделялось.
– Каково основное назначение полученных целевых средств?
Это социальные выплаты населению, в том числе на обеспечение жильем отдельных категорий граждан; содействие занятости людей, капремонт многоквартирных домов и переселение из аварийного жилья, поддержка сельского хозяйств, ремонт автомобильных дорог, реализация мероприятий в области здравоохранения и образования.
Кроме того, из федерального бюджета получены кредиты на 1 млрд 310,7 млн рублей, в том числе 770,6 млн рублей на поддержку пострадавших от засухи сельхозтоваропроизводителей и 540,1 млн рублей на дорожное хозяйство.
– Насколько увеличился объем расходов областного бюджета ?
– Общий объем расходов по сравнению с 2009 годом увеличился на 20% и составил 83 млрд. 339,8 млн. рублей. Более половины этой суммы (54%) передано в виде трансфертов муниципалитетам. Остальные средства израсходованы на областном уровне по следующим основным направлениям.
На обеспечение деятельности областных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и реализацию областных мероприятий в этих сферах направлено 16 млрд. 706,5 млн. рублей с приростом 15%. В первоочередном порядке обеспечивалась выплата заработной платы бюджетникам с учетом увеличения фонда оплаты труда с 1 сентября 2010 года на 10%.
На обязательное медицинское страхование неработающего населения направлено 5 млрд 267 млн рублей.
Объем государственной поддержки сельского хозяйства составил 4 млрд 484,6 млн рублей с приростом 78% в связи с финансированием мероприятий по преодолению последствий засухи.
Работы по ремонту, содержанию и строительству областных дорог профинансированы в сумме 2 млрд 525,5 млн рублей. Всего на дороги области, с учетом финансовой помощи городам и районам, направлено 7 млрд 661,2 млн рублей с увеличением к 2009 году в три раза.
На обеспечение занятости населения направлены средства в сумме 3 млрд 984 млн рублей.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность увеличились по сравнению с предыдущим годом на 20%, до 3 млрд 217,1 млн рублей.
Объем трансфертов местным бюджетамвырос на 23,5% и составил 44 млрд 917,5 млн рублей. Половина этих средств (22 млрд 369 млн рублей) направлена на реализацию переданных государственных полномочий. Это больше уровня 2009 года на 19%, в основном за счет увеличения расходов по социальным выплатам, таким как: предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла, оплата услуг ЖКХ федеральным льготникам, соцподдержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячные детские пособия.
Значительные средства (6 млрд 249 млн рублей) направлены муниципалитетам на выплату зарплаты учителям и обеспечение учебного процесса в школах.
Вторая половина областных трансфертов (22 млрд 548,5 млн рублей) передана на решение вопросов местного значения – рост по сравнению с предыдущим годом составил 29%. В том числе 11 млрд 959,4 млн рублей с приростом 68% направлено в виде нецелевой финансовой помощи – дотаций.
– С чем связано увеличение объемов трансфертов?
– В основном с усилением поддержки инвестиционной деятельности в муниципалитетах. В частности, финансовая помощь на развитие сети муниципальных дорог увеличилась в 11 раз, до 5 млрд 135,7 млн рублей. Кроме того, восьми муниципальным образованиям выданы бюджетные кредиты на общую сумму 920,4 млн рублей.
– Можно сказать, что обязательства бюджета выполнены в полном объеме?
– Да, все важные для жизнедеятельности области обязательства бюджета выполнены. Кредиторская задолженность областного бюджета отсутствует.