В Магнитогорске завершено расследование уголовного дела о маршрутных войнах. Перед судом предстанут лидер криминальной группировки и пять ее участников, которые обвиняются в рэкете маршрутчиков, а также поджогах «газелей», угрозах и избиениях водителей в целях «прогнуть» под себя городскую власть, устанавливающую правила перевозок, и весь лакомый рынок. Какой данью злоумышленники обложили предпринимателей, как их вынуждали платить, какие решения чиновников невольно спровоцировали волну насилия и почему ситуация по аналогичному сценарию начинает повторяться в Челябинске – в материале Chelyabinsk.ru.
Магнитогорская группировка, по версии следствия, державшая в страхе маршрутчиков, была весьма многонациональной: лидер – 53-летний чеченец, его друг и подельник – уроженец Афганистана; дама, принимавшая активное участие в запугивании водителей, – армянка. Среди непосредственных исполнителей поджогов маршруток и нападений на водителей – русские и татарин.
Согласно материалам уголовного дела, деятельность преступной группировки условно можно разделить на два направления. Первое было классическим рэкетом. Как сообщил заместитель прокурора Ленинского района Магнитогорска Станислав Петров, в 2010 году обвиняемые требовали от двух предпринимателей, занимающихся маршрутными перевозками, платить им по 280 тысяч рублей ежемесячно. В случае отказа угрожали избиением и уничтожением транспорта. Так, в июне того года рэкетиры силой вышвырнули водителей двух «газелей» из машин и забрали транспорт. Автомобили вернули, только когда строптивый предприниматель заплатил 100 тысяч рублей.
Второе направление преступной деятельности напрямую связано с реформацией маршрутных перевозок в Магнитогорске. Напомним, в декабре 2010 года глава города Евгений Тефтелев внес на утверждение местным депутатам программу новой транспортной политики. Документ предполагал «легализацию» маршруток за счет оснащения их электронными идентификаторами, а также платное предоставление права работы на маршруте, которое будет даваться на пять лет в ходе торгов и только одному перевозчику на линии. Народные избранники одобрили программу, что вызвало открытую бурю негодования части перевозчиков, за которыми впоследствии закрепилось определение «нелегальные».
«Основной фигурант уголовного дела, организовавший преступную группировку, близок к маршрутному бизнесу, находится в дружеских отношениях со многими перевозчиками, так называемыми «нелегалами», – объясняет подоплеку Станислав Петров. – Перед конкурсом они собирали всех и решали, каким образом воспротивиться его проведению и вообще реформированию всего рынка маршрутных перевозок. В итоге придумали – начали запугивать перевозчиков и говорить: кто пойдет на конкурс, те будут биты. А с 1 февраля 2011 года, когда начали осуществлять маршрутные перевозки по новым правилам, члены преступной группировки стали воплощать свои угрозы в жизнь в отношении тех перевозчиков, которые не стали саботировать проводимый конкурс».
С первого же дня действия новых правил для «легализовавшихся» через конкурс перевозчиков начался сущий ад. По утрам на конечных остановках суровые ребята с битами и травматическим оружием блокировали маршрутки, не давая выехать на линию. У тех, кто пытался ослушаться, силой забирали водительские документы, путевые листы или даже машину. Впрочем, позднее все это вернули. Три «газели» были облиты горючей жидкостью и попросту сожжены. Зафиксирован случай обстрела одной из маршруток металлическими шариками прямо на линии, когда в салоне находились пассажиры. К счастью, тогда никто не пострадал, оказались лишь разбиты стекла.
Интересно, что женщина, попавшая на скамью подсудимых с остальными обвиняемыми, по данным, собранным в ходе следствия, участвовала в запугивании маршрутчиков, ничуть не уступая мужчинам. Она запросто могла подрезать «газель» на дороге, вытащить шофера из салона, попутно саданув ему кулаком, и передать угрозы от лидера преступной группы: мол, лучше делать так, как он велит, иначе хуже будет. Водители-мужчины не оказывали агрессивной даме серьезного сопротивления, видимо, понимая, кто за ней стоит.
В связи с развязанной «нелегалами» войной, криминальная ситуация в Магнитогорске настолько осложнилась, что вмешался даже первый вице-губернатор Олег Грачев.
«Постоянно обсуждаем эту ситуацию с Евгением Тефтелевым, – заявил 4 февраля (после сожжения «газелей». – Прим. автора) Олег Грачев. – Но я как сторонний наблюдатель не понимаю: нелегальные перевозчики жгут маршрутки, перекрывают движение, нелегальные автобусы сопровождаются на джипах... Что это за блажь? Нелегалы у нас там чего-то диктуют! Давить гадину в зародыше! Показывают они тут, кто хозяева... Смотри-ка, нашлись братки!»
В итоге работы, проведенной сотрудниками полиции Магнитогорска, были задержаны, как уже упоминалось ранее, шестеро членов преступной группировки, в том числе ее лидер. Все обвиняемые мужчины в настоящий момент находятся под стражей в следственном изоляторе, женщина – под подпиской о невыезде. Им предъявлены обвинения в вымогательстве организованной группой в особо крупном размере, уничтожении чужого имущества путем поджога, грабеже, умышленном причинении вреда здоровью средней и легкой тяжести, побоях.
Отметим, что лидер преступной группировки уже неоднократно имел проблемы с законом, однако серьезных наказаний ему удавалось избежать. В конце 90-х он уже обвинялся в вымогательстве, но тогда суд переквалифицировал совершенное им преступление на пограничный, более мягкий состав – самоуправство. В 2000 году в отношении него расследовалось уголовное дело о причинении тяжкого вреда здоровью – тогда он попал под амнистию в честь 55-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. В этот раз, если его вина будет доказана в суде, ему вряд ли удастся избежать реального срока лишения свободы.
«Расследование уголовного дела представляло особую сложность, – рассказывает старший помощник прокурора Челябинской области Оксана Моржеухина. – Проведено большое количество экспертиз, допрошено множество свидетелей и потерпевших. Расследование уголовного дела проводило Главное следственное управление ГУ МВД России по Челябинской области с дислокацией в Магнитогорске. После утверждения прокурором обвинительного заключения материалы уголовного дела направлены для рассмотрения по существу в Орджоникидзевский районный суд Магнитогорска. Санкция статьи за наиболее тяжкое преступление предусматривает в качестве наказания лишение свободы на срок до 15 лет».
Особую актуальность данное уголовное дело приобретает в свете последних событий на маршрутном рынке Челябинска, который также пытаются криминализировать. После того, как власти города приняли решение выдавать лицензии только тем перевозчикам, которые предпринимают меры к обновлению автопарка (объявив цель вытеснить разваливающиеся «газели» и заменить их микроавтобусами марок Ford, Peugeot, Fiat и Mercedes. – Прим. автора), участились случаи нападения на новые автомашины. Последний такой яркий пример зафиксирован 4 января 2012 года. Около семи часов вечера на остановке «Улица Энергетиков» в Ленинском районе неизвестные напали на маршрутное такси №7 марки Mercedes.
«Один из нападавших разбил боковое зеркало и фару, другой в это время прокалывал колесо. Выйдя из автомобиля, водитель заметил трех убегающих парней, одетых в одежду темного цвета и черные перчатки, особых примет не заметил, – сообщили в пресс-службе УМВД по Челябинску. – По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ (хулиганство)». Расследование данного происшествия пока не дало результатов. Полиция просит всех, кто стал очевидцем этого преступления или кому что-либо известно о нападающих, сообщить информацию по телефонам 267-77-04, 267-77-07, 267-79-87 либо 02».
Легальные перевозчики заявляют о возникновении черного рынка – хорошие автобусы различными методами выводят из строя, а вместо них на линию выходят разваливающиеся «газели» нелегалов. По их подсчетам, число «диверсий» за последние два года достигло сотни. Смогут ли власти и правоохранительные органы Челябинска найти виновных и стабилизировать обстановку? Chelyabinsk.ru следит за развитием ситуации на маршрутном рынке.