RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

4 м/c,

южн.

750мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Владыка Феофан: в школах не будет Закона Божьего

Владыка Феофан: в школах не будет Закона Божьего

С сентября 2012 года ученики 4-5-х классов школ России получат учебники по новому предмету – «Основы религиозных культур и светской этики». До конца марта родители должны выбрать для своих чад один из шести учебных модулей – основы культуры православной,

С сентября 2012 года ученики 4-5-х классов школ России получат учебники по новому предмету – «Основы религиозных культур и светской этики». До конца марта родители должны выбрать для своих чад один из шести учебных модулей – основы культуры православной, мусульманской, иудейской или буддистской, светскую этику или историю мировых религиозных культур. Своим мнением о проблеме выбора, раскручивающихся вокруг нового предмета слухах и предрассудках педагогов и родителей с Chelyabinsk.ru поделился архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан.

Владыка, уже не первый год идут дебаты вокруг нового предмета. Нужен ли он вообще в нашем государстве? Любая религия накладывает на своего адепта определенные ограничения. А у нас, вроде бы, общество победившей демократии...

– Начну немного издалека. Мы должны понимать опасность, с которой сталкивается Россия сегодня: о каких бы успехах ни говорили, но в плане нравственного состояния общество оставляет желать лучшего! Достаточно вспомнить о миллионах молодых людей и детей, уже приобщенных к наркотикам. В школах есть факты, доказывающие растленность наших детей. Не надо далеко ходить: Озерск, убийство девочки в конце прошлого года. (Убийство Татьяны Гайсиной, следствие по которому все еще продолжается. – Прим. автора.) Я побывал в Озерске. Надо сказать, что одноклассники погибшей девочки прекрасно знали о ее связи со взрослым мужчиной. Конечно, понимали это и мама, и учителя. Но ни в ком не билась тревога! Такая связь становится нормой!

Теперь к новому предмету. Посетил много школ в Челябинске и области, общался с директорским корпусом, с учителями, с сотрудниками муниципальных отделов образования. Пришлось задуматься: почему иногда встречаешь, мягко говоря, непонимание? Ясно, что работает инерция почти столетнего выкорчевывания всего национального, всего самого важного для нашего народа. С одной стороны, свобода, демократия! С другой, общество все еще закомплексовано. Мы перепутали свободу и вседозволенность. Что это за свобода – свобода не работать, свобода, о которой кричат правозащитники, – уход от несения воинской службы и других гражданских повинностей. Это та свобода, которая на поле произвола ведет к развалу личности и подрывает государство и общество!

Но как родителям и детям выбрать тот учебный модуль, который подойдет им? Ведь многие опасаются как раз того, что на уроках будут пропагандироваться определенные конфессии.

– С этим сталкивался много раз. На уровне муниципальных отделов образования я постоянно ощущал неприятие грядущего новшества вообще. «А я не пущу священников на родительское собрание, таково мое убеждение!» – заявляли мне чиновники. И им, чиновникам на местах, нет дела до федеральных проектов, где написано, что «право выбора модуля стоит за родителями и детьми с участием заинтересованной конфессии». То есть, прежде чем выбирать, родители имели право побеседовать со священниками, понять, что из себя представляют основы православной или иудейской культуры! Но некоторые (далеко не все!) директора и чиновники считают, что все зависит именно от них! Зачем тогда было затевать все это дело? Ведь если один чиновник определяет, какой именно модуль пускать в школу, то это как раз и есть старая, атеистическая система образования. Мне прямо заявляли: «Захочу, и у нас все классы будут изучать буддизм!». Кричим о демократии, а идем к ней методами советского периода! Да почему же выбор должен определять директор? Завтра он скажет, что все с его подачи выберут сатанизм...

Но все-таки священников на родительские собрания, посвященные выбору образовательных модулей, допускали. Значит, чиновничью инерцию удалось преодолеть?

– Сначала хочу поблагодарить министерство образования Челябинской области. Заместитель министра образования Елена Коузова, начальник управления образования Челябинска Светлана Портье, десятки работников на местах отнеслись к нашей работе с полным пониманием, без всякого протекционизма. Но вот родители во многих школах, не побоюсь этого слова, зашуганы. Введены в заблуждение. Родителям рассказывают какие-то сказки: мол, коллектив выбрал два модуля – «Светская этика» и «Основы мировых религий», а на другие в школе нет денег! Вот такие учебники есть, а других нет! Бедный родитель, может, и хотел бы, чтобы ребенок изучал основы православной или мусульманской культуры, но его вводят в заблуждение! Священник выступает на общешкольном родительском собрании. А потом родители расходятся по классам, и учитель начинает свою обработку: «У нас апробированы именно вот эти, светские модули! Других нельзя!». Повторюсь, какая же это демократия?

А не было бы демократичнее, если бы в школах выступали не только православные священники, но и муллы, ребе?

– Приглашают всех – мусульманских, иудейских священников, буддистов... Да вот только никому, кроме нас, это не надо... Я много раз общался с Раевым (Ринат Раев, главный муфтий УрФО. – Прим. автора.), он говорит: да нам этого не надо, мы воспитываем своих дома. Та же ситуация с иудеями, с буддистами – они не стремятся занять какое-то место в школах.

То есть активно одно православие?

– Приведу пример. Я лично выступал перед учителями и родителями в одной школе. И вот при родителях завуч меня начала с такой злобой поправлять: «Что значит «мы русские люди»? Мы – россияне!». А в зале-то сидят в основном славяне, к ним я и обращался. Я пытаюсь объяснить: я не обращаюсь к татарину и башкиру, я говорю с русскими людьми о том, что мы – русские люди, что мы – носители своей культуры. «Мы россияне, я сказала!». А ведь я немало проработал в Общественной палате РФ заместителем председателя комиссии по толерантности и межнациональным вопросам. Немножко разбираюсь в том, что есть «россияне». Но речь-то идет о культурном коде нашего, русского народа. Согласитесь, когда на какой-то свой национальный праздник собираются татары – это нормально! Вот татарский праздник, татарские обычаи, татарская кухня. Это правильно! Но почему я не имею права упомянуть о том, что я – русский? Есть такая этническая общность со своей культурой – русские люди. Мы должны сохранить свою культуру, один из стержней которой – православие. Я не националист, я борюсь с этим. Но я и не космополит. Я русский человек, который имеет свою традицию, свою культуру, веру. Разве я не имею на это права? А вот такие невоздержанные наставления – это и есть путь к экстремизму и национализму. Ребенок что-нибудь скажет в школе со словом «русские» и вот такая учительница начнет долбить его: что ты говоришь о своей русскости, мы тут все одинаковые... Он расскажет дома, у родителей может вскипеть сердце – и из этого клубочка все и прорастет дальше. Иногда наше неразумие псевдодемократов и ведет к росткам национализма.

А может, противодействие как раз и связано с тем, что директора не хотят в своих школах религиозной пропаганды?

– Да, директорский корпус обычно начинает с того, что «у нас светское государство, церковь отделена от государства»... Простите, да не Закон Божий мы вводим! Предмет исключительно культурологического характера! Он будет способствовать определению будущих нравственных ориентиров в душе школьника, будущего гражданина! Любить Родину – долг твой. В жизни не бывает безнаказанности! Если ответственность не придет от родителей, то она придет от Бога! Да, мы расскажем о Боге. Но решение каждый будет принимать сам. Конечно, здесь же закладывается и понимание нравственных заповедей. И немаловажно для родителей – именно здесь будет четко сказано об их почитании. Так, как сказано в Библии: «чти отца своего и мать свою, благо тебе будет и будешь долголетен на земле!». Благо у детей, бросивших родителей, сегодня не очень-то есть. Да и с долголетием на земле проблемы: кладбища-то молодеют. 30, 40, 50 лет...

Даже если не препятствуют школы, выбором мучаются сами родители...

– Я обращаюсь к родителям: если вы хотите, чтобы в вашей жизни было меньше слез, вы должны дать возможность детям научиться самому главному – умению отделять добро от зла. Есть ли это умение у наших детей сейчас? Одна девочка говорит, что хочет стать киллером, другая – пойти на панель и выйти замуж за олигарха. А ведь вам же, отцам и матерям, будет легче, когда ребенок будет понимать, что нельзя воровать и обманывать, что нужно любить Родину, что нужно помнить о неизбежности ответственности за проступки! Ответственно заявляю, что на уроках «Основ православной культуры» не будет миссионерской деятельности! Идти ли в церковь – каждый решит для себя сам. Но наши предметы – это инструмент для формирования нравственного ориентира в ребенке.

Владыка, но вы как высокое лицо в православной церкви, естественно, считаете именно православную культуру самой важной.

– Я буду только рад, если на Южном Урале появятся классы, изучающие ислам, иудаизм, буддизм. Эти вероучения также способствуют формирования главного в человеке – его нравственного стержня. Но модули «Светская этика» и «Основы мировых религиозных культур» всерьез не принимаю. Ну не воспримет четвероклассник историю мировых религий!

Многие светские педагоги воспринимают новый предмет как неизбежное зло, дополнительную нагрузку. Не нивелируют ли они своим равнодушием ожидаемый положительный эффект?

– Согласен с вами. Но это вопрос временный. Естественно, что сразу не наберешь на этот предмет отличных педагогов! Но со временем появятся и они! Понятно, что с самого начала не будет ни идеальных преподавателей, ни идеальной методики, ведь процесс только стартует. Но для чего мы создали координационный совет? Именно чтобы нововведение не стало таким – отстрелялись и забыли. Вместе с министерством образования отследим все, выявим недостатки, создадим стройную систему!

С перспективами ясно. Но некоторые противники нового предмета заявляют, что не школа, а родители должны воспитывать детей. Родители сами привьют им все необходимые нравственные нормы, а школа должна давать именно факты, знания.

– А как у нас в России обстоит с институтом семьи? У нас семь миллионов наркоманов! Если бы родители действительно прививали детям необходимые моральные нормы, не было бы половины сегодняшних проблем! Увы, традиции семьи в России утеряны. Забота о хлебе насущном вытесняет все и мешает родителям заниматься ребенком, в том числе и нравственным воспитанием. В этом как раз проблема нашего общества и системы образования. У школ уже тоже изъяли обязанность заниматься воспитанием. А это ложный путь, в какой-то степени и он дезориентирует общество! Родители, бывает, сами далеки от нравственности! Так пусть ребенок хоть в школе получает необходимое! Государство ведь берет на себя обязанность вакцинации ребенка от многих болезней, чтобы он вырос физически здоровым. Так пусть оно сделает и прививку нравственности, раз уж нет надежды на семью!

Ребенок побывает на этих «уроках нравственности», а потом вернется во двор к матерящимся сверстникам, домой к пьющим родителям – и просто забудет все, что проходил в школе!

– Именно поэтому предмет станет сквозным, его будут изучать до окончания школы. В сентябре стартует у четвероклассников, одновременно будут готовиться программы для пятых, шестых классов – и так далее. Забудет ли? Иногда человека удерживает от каких-то поступков одна единственная мысль, заложенная когда-то в детстве. Так и мы должны заронить в детей побольше таких мыслей, а главное – понимание добра и зла. И тогда у него уже заработает понятийный внутренний аппарат, и он не будет из интереса употреблять наркотики и заниматься развратом! А часто через детей родители приходят к вере! Но у меня сейчас мысли о другом. Стоит начинать воспитание с детского сада. Главный вопрос сейчас – кадры и финансирование. Буду стараться открывать православные детские сады и школы. Это – наша надежда. Вдобавок как раз сейчас идет разговор на самом верху об уравнивании в правах частных и государственных школ.

Есть ли уже данные, как разделились голоса родителей в выборе учебных модулей? Сколько человек выбрали основы православной культуры, сколько – мусульманской? Кто за светскую этику?

– Могу сказать, что есть школы – и в Челябинске, и в Челябинской области – где все выбрали основы православной религии. Есть такие, где атеистам удалось настоять на своем и родители записали детей на светскую этику или историю мировых религиозных культур. Есть другие. Но я не готов пока оперировать цифрами. Давайте дождемся официальных результатов.

Фото: Фото Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления