Если почитать отзывы о деятельности ООО «Древпром», финансовой компании из Башкирии, то возникает ощущение, что страна разделилась на два лагеря: в первый вошли сторонники и поклонники этой компании, и они так яростно защищают тех, кто создает для них иллюзию возможности жить красиво, не прикладывая никаких усилий, что иногда не хватает литературных выражений. Простим им это, ибо, как говорил еще Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист, когда видит выгоду в 300%, а здесь всего лишь нецензурные слова – разве это преступление? А такая прибыль, какую предлагает «Древпром», Марксу и не снилась! Во второй лагерь вошли те, кто хоть как-то пытается объяснить суть дела и предупредить о возможном близком крахе (возможно, при этом хотя бы кому-то помочь сохранить свои деньги!). Но они явно в меньшинстве.
Первые финансовые пирамиды появились еще в 17 веке (!). Какие только виды обмана не изобрели аферисты. Я и сама, к сожалению, имею самое непосредственное отношение к массовому обману: в 1993-1994 годах мне пришлось поработать в одной из крупнейших в то время финансовых компаний (правда, замаскированной под лицензируемую деятельность с ценными бумагами). Как специалист я быстро поняла, в чем суть этого бизнеса. Однако мои не менее квалифицированные коллеги со всей страны задавали искренние вопросы волгоградскому руководству компании: скажите, пожалуйста, а в какие проекты мы инвестируем ту массу денежных средств, которые в картонной таре раз в неделю мы вам отправляем? И что нам говорить нашим вкладчикам?
Кто помнит те времена – периодически в прессе появлялись сообщения о проблемах в «отдельно взятой» финансовой компании в отдельно взятом городе. Но не хотелось этого замечать: ведь у нас в городе все хорошо. Да и правительство периодически продляло временные разрешения на деятельность подобных компаний.
Деньги кончились внезапно, за два-три дня. Сотрудники стали увольняться – и даже не получили даже компенсации за отработанное время. Надо сказать, что зарплаты у сотрудников были обычные, не космические. Астрономическими были лишь те суммы, которые выкачивались из российских городов и пропадали в неизвестном направлении. Как известно, правительство спустило на тормозах все дела, связанные с пирамидами...
После этого размах этой деятельности сократился в разы – но она не исчезала никогда. Я следила за новостятми, но из заслуживающих внимания событий моя память сохранила только два: как Мавроди организовал очередную пирамидную аферу в США и как там же в 2008 году раскрыли две крупнейшие в истории пирамиды – Мэйдоффа (50 млрд долл.) и Стэнфорда (15 млрд долл.). При этом первая из них была замаскирована под солидный инвестиционный фонд и регулярно в течение 20 лет выплачивала 12-13% годовых! Говорят, если бы не ипотечный кризис, эта пирамида могла бы еще жить и жить, и никто бы не знал, что это пирамида…
По другую сторону пирамиды в середине 90-х гг. я видела людей, у которых горели глаза от близкой и такой реальной возможности получить много денег, не работая (но ведь и не воруя и не убивая!). У кого не было свободных денег (а времена были такие, что мало у кого были свободные деньги), продавали необходимые вещи, в том числе квартиры, чтобы наварить и купить еще что-то. Как раз тогда рынок недвижимости только-только появился после первой приватизации квартир – вот тут-то и расцвели пирамиды
Проценты, которые обещались вкладчикам в середине 90-х гг., достигали 650% годовых. В оправдание этих людей можно сказать лишь то, что тогда практически еще не было полноценных банков, кредиты было получить трудно, класть в банки было страшно, потому что, собрав приватизационные деньги, многие из них немедленно исчезли вместе с этими деньгами! Поэтому банкам не верили, а лично Мавроди или Властилине – верили и даже боготворили своих благодетелей! Как и Воланд, могу сказать: а ведь люди практически не изменились за эти 20 лет!
Что такое «Древпром»?
И вот, впервые после середины 90-х, появилась компания, уже по размаху близкая к бывшим специалистам по отъему денег у населения. Компания предлагает заемщикам погасить их долги за комиссию в размере 20-35% от суммы кредита. Гениально! Попробуйте понять, в чем здесь суть! Могу даже предложить читателям проверить себя: сразу ли вы поймете, в чем подвох? Понятно, что не за красивые глаза нам денег дают. Но непонятно – в чем их выгода? Недавно в Интернете появилась схема, объясняющая логику деятельности компании: компания инвестирует полученные от клиентов деньги в высокодоходный бизнес, в том числе в микрофинансовые организации. Доходность следующая (как пишут специалисты компании, правда, анонимно): «мы прокручиваем деньги под 1% в день в два оборота»! Однако «Древпром» в Государственном реестре микрофинансовых организаций не числится, а значит, и соответствующего статуса не имеет; возможно, он лишь выступает их кредитором. Микрофинансовые организации возвращают кредитные ресурсы с огромными процентами – из них и оплачиваются (якобы) наши кредиты. Якобы – потому что подтверждения инвестированию привлеченных средств нет. Принимайте на веру. Но даже если это отчасти и так, то деятельность микрофинансовых организаций, как утверждают официальные источники, в ближайшее время будет регулироваться правительством более тщательно и такого размаха этой деятельности уже не будет.
Пирамида – это когда деньги собираются, но никуда не инвестируются, а расходуются на обещанные выплаты вкладчикам. А приток обеспечивается за счет новых вкладов. Для этого требуется:
массовая реклама (Леня Голубков вошел в историю!);
массовое и быстро растущее количество офисов (надо быть ближе к народу!);
красивая легенда, чтобы поверили в благородство целей;
невнятный договор, чтобы предмет был не очень понятен, ответственность компании – ограничена, деятельность не подпадала под лицензирование;
как можно меньше конкретной информации о деятельности компании, все фразы обтекаемы, рассчитаны больше на эмоции, чем на информирование клиентов.
И еще (может быть, это главное!) надо создать вначале прослойку тех самых ярых «боготворителей», которые будут с пеной у рта доказывать, даже с расчетами, что не пирамида это, а если кто не способен с расчетами – другими понятными словами! Как их создать? Очень просто – выплачивать обещанные кредиты. И благодарность людей не будет знать границ! Это лучшая и совершенно бесплатная реклама: кому, как не таким же попавшим в трудную жизненную ситуацию, поверят люди!
Давайте протестируем ООО «Древпром»: есть ли эти признаки?
Реклама и офисы: все как надо! Если плакат – то во все здание. Офисов – уже более 60, и как только открылись в Москве – стали знаменитыми, по всем каналам уже прошла информация – это ли не реклама, и снова бесплатная! Соответствующие органы уже признали часть рекламных слоганов этой компании противоречащими закону о рекламе и вводящими граждан в заблуждение.
И «легенда» «Древпрома» бьет в точку: кредиты стали для многих жителей нашей страны удавкой, которая не дает жить и спать спокойно. Вот если бы просто написали: принесите нам столько-то тысяч рублей, а мы будем платить вам проценты от 200% до 500 % годовых, то… тоже принесли бы, но гораздо меньше. Не так интересно! А вот когда берешь кредит, отдаешь 20% и живи без долгов – это круто. Меня даже знакомые спрашивали: а ты почему не отдаешь свою ипотеку «Древпрому», пусть они выплачивают! На родине «кузницы деревянных», в Стерлитамаке, банки даже перестали выдавать пенсионерам кредиты, потому что они сразу несут эти деньги в «Древпром». В офисах компании столпотворение!
Теперь договор. В уставе компании указано много видов деятельности, включая производство различных изделий из дерева, но основной – денежное посредничество, а именно услуги по оплате кредитов, полученных гражданами в банках. С клиентом заключается договор посредничества, по которому заемщиком в банке остается клиент компании, ответственность ООО «Древпром» (то есть штрафы за нарушение сроков платежей, что можно понимать и как полное их прекращение) ограничена суммой от 3 до 10 тыс. руб. В случае прекращения выплат такой договор не защитит заемщика. Завершать выплаты придется самому. Внимание! Создается впечатление, что это вам «Древпром» дает деньги. На самом деле вы несете деньги «Древпрому» (это именно те 25-50 % кредита), а уж он будет (или не будет) выплачивать их вам с процентами (это завуалировано под платежи вашему банку по вашему же кредиту). По сути вы – вкладчик, «Древпром» – ваш заемщик! Разумеется, из договора ничего подобного не вытекает. Иначе наши граждане, передав деньги «Древпрому», спали бы спокойно. Но практически все признаются: за несколько дней до платежа очень напряженно себя чувствуешь: А вдруг не будет оплаты? А вдруг платеж будет задержан? Потом некоторое облегчение – и так до следующего срока…
Информация. Посмотрите сайт компании: обтекаемые фразы, ничего конкретного: «Наша компания была создана группой профессионалов в самых разных областях, объединенных в одну сплоченную команду, чтобы максимально эффективно выполнять задачи по развитию выбранных направлений», «схема работы компании построена на использовании высокорентабельных легальных финансовых технологий, прибылью от которых мы готовы делиться с нашими клиентами. Будьте с нами, и ваша жизнь изменится к лучшему. А иначе зачем жить?». У меня, например, возник вопрос: а зачем финансовой компании профессионалы в самых разных областях, если нужны профессионалы в области финансов? А секрет «высокорентабельных финансовых технологий» давно открыла пиковая дама!
Я понимаю, что деятельность ООО «Древпром» не предназначена для тех, кто умеет логически мыслить, что-то знает об экономике и финансах, читает деловую прессу (в том числе и этот сайт) и слушает передачи, посвященные финансовым рынкам. Потенциальные клиенты компании – те, кто хочет жить красиво и не по средствам, кто попал в «кредитную ловушку» и не знает, как из нее выбраться, кто склонен рассчитывать на авось, потому что доверяют мошенникам свою кредитную репутацию. Думаю, что эти люди по-прежнему будут мечтать об упавших с неба миллионах вместо того, чтобы ставить финансовые цели и достигать их. Но среди клиентов «Древпрома» есть также люди, в обычной жизни скорее благоразумные, однако в стрессовой ситуации – а невыплата кредита это очень тяжелое бремя! – отчаявшиеся найти выход и хватающиеся за соломинку. Вот именно для этих людей я и написала этот материал.
«Древпром» – это не соломинка. Это частный бизнес, чужой и жестокий, совершенно никем и ничем не регулируемый и не контролируемый (кроме налоговой инспекции, но у нее нет задачи защищать права вкладчиков). И когда г-н Сундуков, директор и учредитель, решит его прекратить (а в том, что это случится, никто не сомневается, поэтому и спешат – чтобы успеть первыми!), офисы хладнокровно будут закрыты, платежи прекращены, и ничто не сможет изменить это решение. И даже если ему придется отвечать за противоправную деятельность по сбору денег с населения – будет ли от этого лучше тем, к кому вернутся его долги перед банком? Можно ли доверять свою кредитную репутацию человеку, решившемуся на такое массовую игру на проблемах людей, не искушенных в управлении личными финансами, понимая, что обман неизбежен?
И последнее. Те, кто сейчас ратует за развитие таких компаний, как «Древпром», и яростно ругает российские банки, которые кредитуют нас под огромные проценты (это отчасти так, но это тема для другой статьи), вдруг в октябре стали писать: «Древпром» скоро станет банком, для этого уже увеличен уставный капитал до 100 млн руб. Хочу сказать: бойтесь этого больше всего! Потому что это будет означать, что ООО, которому вы доверили свои деньги и кредитную историю, уже пришел конец. Если и будет банк (правда, я в это не верю) – это будет другое юридическое лицо, и вряд ли оно будет правопреемником сегодняшнего ООО. А в клиенты банка большинство из сегодняшних клиентов «Древпрома» уже не попадут – потому что надо будет соответствовать признакам кредитоспособности. Но что-то мне подсказывает: сам факт передачи кредита «Древпрому» скоро будет отмечаться в бюро кредитных историй как факт, порочащий репутацию заемщика.
Ирина ПРОСИВИРИНА, профессор, д. э. н., заведующий кафедрой «Оценка бизнеса и конкурентоспособности» Южно-Уральского госуниверситета