Жительница Усть-Катава, мать троих несовершеннолетних детей Елена Незовибатько обратилась в суд с иском к Министерству обороны России и челябинскому военкомату с требованием выплатить 2,5 миллиона рублей положенных по закону пособий. Муж женщины скончался от пневмонии в военном госпитале, будучи действующим военнослужащим контрактной службы. Однако военное ведомство требования не признает, считая, что смерть не связана с исполнением обязанностей службы. Подробнее – в материале Сhelyabinsk.ru.
«Спорная» смерть
Старший сержант Андрей Незовибатько служил по контракту в городе Острогожске Воронежской области. В феврале 2010 года мужчина, которого дома ждала жена и трое маленьких детей, простыл, стоя в наряде. У солдата заболело ухо, но особого значения в войсковой части этому не придали, даже не отправили мужчину в госпиталь. В результате запущенная болезнь дала осложнения, и в июне с гнойным отитом военнослужащий попал в госпиталь. Вылечить солдата не смогли даже в главном военном клиническом госпитале имени Бурденко, где он скончался 20 ноября 2010 года. Причиной смерти, согласно заключению военно-врачебной комиссии (ВВК), стал сепсис, двусторонняя пневмония и острый правосторонний гнойный отит. Из списков военнослужащих солдата исключили 29 ноября 2010 года, указав, что смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
У солдата в Усть-Катаве осталась жена Елена и трое маленьких детей – две девочки и мальчик, старшему их которых сегодня 16, а младшему восемь лет.
«Страховые выплаты я получила, однако положенные мне и моим детям единовременное пособие по случаю гибели мужа-военнослужащего, а также ежемесячное пособие выплачивать отказываются, дети получают только пенсию по потере кормильца, и то меньше той, что положена при гибели в связи с исполнением обязанностей военной службы, – рассказала Елена Незовибатько. – Военный комиссариат области заявляет, что пособие мне выплачено не может быть, так как в заключении ВВК не установлена причинная связь заболевания с исполнением обязанностей военной службы. Но он умер, будучи военнослужащим, в военном госпитале! Какая еще связь им нужна?»
При этом если обращение женщины в военный комиссариат Челябинской области с просьбой назначить детям ежемесячные пособия в должном объеме было хотя бы рассмотрено, то заявление для оформления документов на единовременное пособие, по ее словам, вообще принимать отказываются, ссылаясь на отсутствие причинно-следственной связи между смертью и службой.
«По заключению военно-врачебной комиссии заболевание было получено в период военной службы... – говорится в ответе челябинского военкомата Елене Незовибатько. – Выплата ежемесячной денежной компенсации предусмотрена в случае гибели военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы».
Пытаясь добиться справедливости, Елена Незовибатько дошла даже до приемной президента России в Москве и попала туда на личный прием граждан. Ее обращение приняли и пообещали рассмотреть, но в марте 2014 г. прислали ответ, что ее вопрос относится к компетенции органов судебной власти и Министерства обороны.
В свою очередь, в Минобороны России решение вопроса спустили в Центральный военный округ, а тот отписался, что задача разобраться в проблеме поставлена перед военным комиссаром Челябинской области.
Таким образом, жалобу на челябинский военкомат спустили... в челябинский военкомат. После этого Елене не осталось ничего, как подать иск в суд.
За правдой – в суд
Как пояснил представитель вдовы в суде Алексей Ковалев, в настоящее время в Центральный районный суд Челябинска направлен иск о взыскании с военного комиссариата Челябинской области и Министерства обороны одного миллиона 990 тысяч единовременного пособия и около 600 тысяч различных недополученных с 2010 года ежемесячных пособий на детей, одно из которых должно выплачиваться пожизненно.
В Центральном районном суде Челябинска пояснили, что в ходе предварительного судебного заседания представитель ответчика исковые требования не признал в полном объеме и попросил суд отказать в удовлетворении иска.
«Военный комиссариат Челябинской области в данном случае неправильно трактует закон, к тому же отказывается признавать это, – сказал Алексей Ковалев. – В законе «О воинской обязанности и военной службе» четко прописано, что военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, то есть находящимся при исполнении обязанностей, в случаях нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно. Андрей Незовибатько умер, будучи военнослужащим, в военном госпитале и был уволен уже после смерти. В данном случае, согласно закону, для принятия решения о выплате единовременного пособия заключения ВВК о причинно-следственной связи заболевания со службой не требуется».
Алексей Ковалев пояснил, что такое заключение требуется в том случае, если умерший человек был, к примеру, уволен со службы или находился в отпуске.
Юрист при этом привел в пример аналогичный спор, завершившийся отказом от иска в связи с добровольным удовлетворением требований. Так, в этом году к Ковалеву обратились родные умершего в госпитале сотрудника ФСБ, которым также отказывались выплачивать пособие в связи с отсутствием заключения ВВК о причинно-следственной связи болезни и службы.
«Был направлен иск в суд, однако когда с нашей подачи ответственные за оформление документов на выплаты сотрудники ведомства разобрались в трактовках закона, то попросили нас отказаться от исковых требований, – отметил Ковалев. – Родным погибшего все выплатили и извинились перед ними. Почему в случае с Незовибатько мы столкнулись с такой каменной стеной – не понимаю».
Итоговое судебное заседание по делу состоится 31 октября. Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА