В Челябинской области на детский телефон доверия в этом году поступило 30 тысяч обращений, в том числе 56 звонков касались жестокого обращения в семье, 30 жалоб пришло от детей и подростков, девять – от родителей. Об этом сообщила 27 ноября в епархиальном управлении на круглом столе «Базовые знания и навыки для эффективной помощи семьям с проблемами домашнего насилия и жестокого обращения с детьми» заведующая отделением службы «Доверие» центра соцзащиты «Семья» Алия Гатиятуллина. Подробности и мнения специалистов по решению проблемы – в материале Chelyabinsk.ru.
По данным полиции, в этом году на Южном Урале выявлено 90 фактов жесткого обращения родителей с детьми.
Как было заявлено на круглом столе, над решением проблемы насилия в семье в настоящее время работают сотрудники сферы социальной защиты населения, правоохранительных органов, чиновники, представители различных конфессий, в частности, Русская православная церковь. Однако ни у кого нет универсально рецепта, способного остановить домашнее насилие против детей, женщин и стариков. Все действуют исключительно в своем направлении.
Как отметила начальник отдела социальной защиты детей и семьи минсоцотношений Инна Околелова, справиться с проблемой домашнего насилия можно только совместными усилиями. «У нас есть ряд учреждений, профессиональных специалистов, которые ежедневно работают по этой теме, накопили огромный опыт по различным видам насилия в семье, – сказала она. – Мы нацелены на поиск новых форм работы с неблагополучными семьями. Мне кажется, что в 1990-е годы была потеряна связь родителей с детьми, бабушками и дедушками. Хочется повысить авторитет семьи в современном мире, и для этого нужна помощь общества».
Начальник отдела по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Челябинской области Максим Гулов рассказал, что со стороны полиции деятельность направлена на предупреждение жестокого обращения с детьми со стороны законных представителей, родителей. Если все же преступления не избежать, то после его выявления родители привлекаются к административной ответственности, затем их ставят на учет, осуществляют за ними контроль по выполнению родительских обязательств.
«Причины вокруг нас, в семье, – считает полицейский. – Исходя из социально-экономического развития большую часть времени родители проводят на работе, а дети предоставлены сами себе – без контрольно смотрят телевизор, выходят в Интернет. Для детей это является развлечением, но в Сети есть полный набор того, что не следует видеть ребенку до 18 лет».
Пристальное внимание проблемам насилия в семье уделяют уполномоченные по правам человека и правам ребенка в Челябинской области. Омбудсмен Маргарита Павлова отметила, что насилие может зародиться и во внешне совершенно благополучной семье. «Сегодня пришла на прием девушка, которая страдает психическим заболеванием, и испытывает трудности общения со своими родными, в основном со стороны отца, – рассказывает Маргарита Павлова. – Сейчас мы думаем, как помочь этой девушке, чтобы сохранить и ее внутренний мир, и прекратить психологическое насилие. Семья внешне благополучная».
По словам уполномоченного по правам человека, насилие в семье очень многогранно и имеет высокий уровень латентности. «Только когда происходит какое-то преступление, мы узнаем, что в этой семье что-то случилось и что-то было не так, – сказала Маргарита Николаевна. – Очень часто не знают, как работать с этой проблемой, потому что, действительно, есть грань невмешательства в семейную жизнь, но случаи, когда действительно происходят преступления и начинаются разговоры и выпады в сторону власти: куда смотрит опека, где были органы полиции? В тоже время мы все хотим, чтобы в нашу жизнь не вмешивались. Государство реагирует, когда нужно изымать детей из семьи, когда все меры по сохранению этой семьи исчерпаны, когда может совершиться преступление в отношении ребенка».
По словам митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима, решение проблем насилия в семье может лежать в духовной сфере. «Мы видим примеры того, как эти преступления совершаются в семьях с любым достатком в отношении детей, женщин, – сказал владыка Никодим. – Примеров множество, обсуждать этот вопрос надо не только осуждая самих насильников, но, прежде всего, решая те вопросы, из-за которых эти вещи происходят. Когда людям объясняешь, что насилие приводит к разрушению не только семьи, но и самого человека, который совершает это насилие, и, как правило, это приводит к последствиям и еще худшему насилию в отношении самих насильников. Когда объясняешь, что за все, что сделал человек, когда-нибудь придется дать ответ, некоторые люди начинают думать по-другому и по-другому вести себя в семье».
Как ранее сообщал Chelyabinsk.ru, 4 октября в Северном районе Миасса 15-летний Антон Ш. убил мать и тяжело ранил отца. По некоторым версиям, приступ агрессии был вызван тем, что от ребенка требовали хороших оценок и в тот день его отвлекли от компьютерной игры. Школьнику предъявлено обвинение в убийстве и покушении на убийство двух и более лиц (ч. 1 ст. 105 и ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ). По решению суда он взят под стражу на два месяца. Детали трагедии и мнения экспертов – в рубрике «Подробности» на сайте Chelyabinsk.ru.
Маргарита Павлова, комментируя ситуацию, высказала мнение, что школьник попал под чье-то дурное влияние извне и напомнила, что давно ратует за введение в южноуральских школах уроков медиабезопасности.
Как ранее информировал наш сайт, губернатор Челябинской области Б. Дубровский после трагедии в Миассе поручил органам образования региона системно обучать правилам безопасного поведения в современной информационной среде, включив такие уроки в школьную программу.
Фото: Фото Олега Каргаполова