8 апреля в челябинском театре оперы и балета состоится премьера новой версии «Евгения Онегина». Отечественную классику доверили зарубежной команде – режиссеру Михалу Знанецкому и художнику по свету Зофии Довьят из Польши и итальянскому художнику-постановщику Луиджи Сколио. Они «посадят» на сцене березы и зальют ее водой. Корреспонденты 74.ru побывали на генеральном прогоне оперы и попытались выяснить, смогли ли иностранцы понять русскую душу.
Михал Знанецкий уже не раз ставил русскую классику на крупнейших сценах мира. Так, опера «Евгений Онегин» появилась в репертуарах театров Аргентины, Уругвая, Хорватии и Польши. А вот в России он работает впервые. И хотя постановка уже по сути обкатана, здесь для него особенно ценно общение с артистами, которым с детства знакомы и понятны произведения Пушкина.
Режиссер признался, что хотел передать эпоху композитора Чайковского, написавшего оперу, и не пытался создать новую версию произведения. Однако зрителя могут удивить неожиданные повороты. Так, финальная встреча Онегина и Татьяны происходит на диване, а сама девушка одета лишь в нижнее платье.
Весьма оригинальны декорации, которые поначалу даже шокировали челябинских артистов. Так, последнее действие происходит на воде. «Солисты оперы очень испугались воды: опасались, что перед премьерой заболеют или потеряют голос. Но когда начались репетиции с использованием бассейна, они почувствовали, что это помогает добавить новую энергию, – отметил Михал Знанецкий. – Так, обычный полонез становится не классическим танцем, а чем-то иным. В последней сцене Онегин пропускает через руки воду и понимает, что потерял Татьяну навсегда».
«Сильно не спорили с режиссером, ведь это уже готовая постановка. Партия сказала: “Надо!”, – призналась исполнительница роли Ольги Лариной, артистка челябинского театра оперы и балета Анастасия Лепешинская. – В бассейне примерно 20 сантиметров воды. Для этого у нас есть модельные резиновые сапожки».
Для каждого показа будет использоваться около четырех тонн жидкости. Еще один элемент оформления – зеркала высотой с трехэтажный дом. Ту самую «русскость» передают березы, которые вырастают в начале первого действия. Впрочем, других национальных элементов на сцене больше не было за исключением разве что изображения храма Спас-на-Крови.
Для постановки оперы «Евгений Онегин» было пошито более 200 костюмов. На каждый показ требуется четыре тонны воды.
Костюмы разрабатывались в Челябинске. Перед художником Еленой Сластниковой ставилась непростая задача, ведь необходимо было подстраиваться под заранее определенные декорации и свет, поэтому простора для фантазии оставалось мало.
«Мы делали не реконструкцию, а некую форму, которая вписывается в задачу режиссера. Сельская сцена с березами у нас в серо-стальной гамме, бал – в черно-зеленой, а феерия на воде – в белом, и только Татьяна в кораллово-розовом платье, – рассказала Елена Сластникова. – Большую сложность создавала вода. Для костюмов на третье действие использовались современные материалы, которые быстро сохнут и не становятся тяжелыми, когда намокнут. В конце Татьяна сбрасывает свое платье в воду, а потом снова надевает его».
Всего было пошито более 200 костюмов, ведь в опере задействовано большое количество артистов, и в каждом действии они выходят в новых нарядах.
По мнению режиссера, история Татьяны Лариной и Евгения Онегина актуальна и по сей день. В нашем обществе остаются холодные мужчины, которым чужда любовь, и несчастные Татьяны. «Раньше писали письма, сейчас есть Facebook и WhatsApp. Но порой мы часами подбираем слова, чтобы признаться в своих чувствах», – говорит Михал Знарецкий.
Что касается национального колорита, то приходится признать, что его достаточно мало. То ли потому, что после Петра I мы отчаянно стремились угнаться за европейской модой, то ли потому, что «умом Россию не понять»…
В афише Челябинского театра оперы и балета «Евгений Онегин» представлен 8 и 9 апреля, а также 8 мая.
Фото: Фото Олега Каргаполова, Виктории Яковлевой, Елены Кривошеевой