Два года назад ввели санкции, кардинально изменившие ситуацию практически во всех ключевых отраслях, включая производство продовольствия и ритейл. В апреле 2014 года США и Евросоюз ограничили доступ России к западным рынкам капиталов и новым технологиям, что сказалось на экономике страны. В ответ Россия ввела запрет на ввоз импортного продовольствия. Однако полки магазинов не опустели. Как работает местная пищевая промышленность, воспользовалась ли она курсом на импортозамещение, и какую роль в этом сыграли торговые сети? Подробности – в материале Chelyabinsk.ru.
В пищевой промышленности доля импорта на начало 2014 года достигала 40 процентов. Суммарный годовой объём импорта, попавшего под продуктовое эмбарго, оценивался в девять млрд долларов. Большинство российских производителей, в том числе представители бизнеса Южного Урала, восприняли продуктовые санкции как шанс для российской экономики избавиться от чрезмерной внешней зависимости и уникальную возможность для собственного развития. Но в любом случае на реализацию этих планов требовалось время и ресурсы, а значит, структура рынка не могла быстро измениться.
За два года в Челябинской области рост производства в сельскохозяйственной продукции в фактических ценах составил 36%. Если в 2013 году в регионе производили продукции на 88,6 млрд рублей, то в 2015 году – уже на 120 млрд рублей, сообщили в областном минсельхозе. Реализовано 24 крупных инвестпроекта на сумму 39,5 млн рублей – это дополнительные площадки для массированного увеличения поголовья птицы и сельхозживотных на агрокомплексах. Например, поголовье свиней на предприятиях области перевалило за 800 тысяч, а ещё в начале 2015 года было чуть более 500 тысяч. Всё это даёт возможность развиваться следующему «переделу» – пищевой и перерабатывающей промышленности.
По итогам 2015 года в Челябинской области на 7,4% к предыдущему году увеличилось производство мяса и субпродуктов (было произведено 349,7 тыс. тонн), на 11% – колбасных изделий (73,15 тыс. тонн), на 34% – мясных полуфабрикатов (131,7 тыс. тонн), на 16% – масла сливочного (3,26 тыс. тонн), на 8% – рыбной продукции (2,58 тыс. тонн), на 15% – масла растительного нерафинированного (6,1 тыс. тонн), на 5% – макаронных изделий (298,4 тыс. тонн).
«У нас есть все условия, чтобы развивать и другие направления, увеличивать ассортимент товаров, – говорит министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков. – Думаю, именно санкции подстегнули предпринимателей вложить средства в строительство новой утиной фермы. Сегодня южноуральцы могут попробовать мясо утки изысканной французской породы по достаточно приемлемой цене. На период начала санкций пришёлся пик строительства новых тепличных комплексов с технологией полного досвечивания, и в результате на прилавках наших сетей и магазинов появились огурцы и помидоры, выращенные в агрокомплексах Чурилово и Агаповский».
За время, прошедшее с момента введения Россией запрета на импорт ряда продуктов питания, доля отечественных товаров в розничной торговле превысила 90 процентов. Так, целый ряд отраслей пищевой промышленности сегодня обеспечивается самостоятельно за счет локальных отечественных компаний без привлечения зарубежных игроков рынка. К примеру, по итогам 2015 года, в торговых сетях X5 Retail Group (торговые сети «Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель») доля местных производителей по таким продуктам, как хлеб, мясо, рыба, молоко и другие, на Урале достигла 26%. Активно расширяется ассортимент в ключевых товарных категориях. В числе новых местных поставщиков хлебобулочных и кондитерских изделий – ТК «Кондитерский мир», кондитерская фабрика «Пермская», «ВИТЕК», Воткинский хлебокомбинат, Тавдинский хлебозавод», хлебокомбинат Нефтеюганский, Ирбитский хлебозавод, «Хлебная легенда», ИП Валеев Тимур Рафимович, в молочной гастрономии – «МОЛОКО», «Молсбыт», «КМЗ», «Белорецкий маслосыркомбинат», «Новоуральский молочный завод», «Молоко Урала», «Фермерские продукты», в фруктах и овощах – «Агрофирма Перспектива», «Фруктовый терминал», «Экопродтрейд», «Мегасервис», «Грин» и другие. Всего более 50 новых местных поставщиков пополнили своей продукцией ассортимент торговых сетей X5 и внесли немалый вклад в экономику региона.
Не секрет, что для местных поставщиков сотрудничество с крупными федеральными сетями – залог стабильной и долговременной работы на рынке, а само попадание в сети сродни успешной сдаче важного экзамена. Например, один из поставщиков, ИП Валеев Т. Р., поставляет хлебобулочные изделия в магазины «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». «Каких-либо проблем при вхождении в состав поставщиков Х5 Retail Group мы не испытывали. Хотя понимали, что должны соответствовать высокому уровню, чтобы отвечать всем требованиям федеральной компании, – рассказывает руководитель отдела продаж этого предприятия Антон Попов. – Сотрудничество считаем взаимовыгодным: мы поставляем качественный товар, Х5 обеспечивает нам прирост прибыли. Стабильно через Х5 только в Челябинске продаем 18 тонн хлебобулочных изделий».
Федеральные сети задают высокую планку, придают новый импульс развитию местных товаропроизводителей, повышают их конкурентоспособность и открывают для них новые возможности. Так, раньше сотрудники ИП Валеев Т. Р. расфасовывали продукцию в так называемые «бабушкины пакеты», то есть в обычные полиэтиленовые пакеты. Товар быстро стал популярным, рекорды продаж били один за другим. «Но через некоторые время потребитель потерял к интерес к продукции, – продолжает Антон Попов. – Рынок требует изменений. Чтобы привлечь больше потребителей, планируем перейти на более красивый, привлекательный дизайн упаковки. Сейчас как раз работаем над ней, продолжаем эксперименты с фасовкой товаров, которые и по сей день имеют “место на полке” в магазинах Х5 Retail Group».
Эффективная организация сбыта продукции важна не только для работы предприятий, но и для населения. В течение последних двух лет были заключены соглашения о сотрудничестве Минэкономразвития и Минсельхоза Челябинской области с такими сетями, как «Пятерочка», «Молния», «Седьмой Континент», «Красное и Белое», «Проспект», «Тандер» (Магнит), «Дикси», «Ашан», «Лента», предусматривающие продвижение товаров местных производителей, а также недопущение дефицита товаров. «Это также повышает конкуренцию и в итоге влияет на оценку качества продукции местных производителей и ценовую политику, – отмечает министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков. – При этом нужно учитывать, что формирование цен крупнейших ритейлеров находится не в Челябинске».
89% рынка розничных торговых сетей в Челябинске и области составляют федеральные сети сегмента дискаунтер – магазины, торгующие в розницу по ценам, приближенным к оптовым. Сергей Сушков добавил, что Минсельхозом по просьбе предприятий также оказывалось содействие в вопросе вхождения в сети продукции таких производителей и компаний, как Саткинский хлебокомбинат, агрохолдинг «Здоровая ферма», агрокомплекс «Чурилово», «Первый вкус» и «Русский чай».
C каждым годом растет интерес потребителя к продуктам местного производства. Торговые сети чутко реагируют на эти настроения. «Мы стараемся учитывать интересы покупателей, изменения их предпочтений, поэтому увеличиваем и долю продукции местного производства на полках наших магазинов, – говорит заместитель директора Уральского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group Виктор Долгушин. – Обеспеченность покупателя свежей продукцией местного производства дает возможность выбора, что очень благоприятно влияет на формирование лояльности к нашим магазинам».
Фото: Фото предоставлено компанией Х5