Город Диссидент, оставшийся верным Родине

Диссидент, оставшийся верным Родине

Михаил Шемякин в советские время получил клеймо диссидента, подвергался принудительному психиатрическому лечению, а после был выдворен из СССР. Несмотря на это, художник подчеркивает свою русскость и кавказские корни. В челябинском музее изобразительных искусств 28 апреля открылась его выставка «Художник и театр». В интервью Chelyabinsk.ru Михаил Шемякин рассказал о том, почему не хочет вернуться на Родину, но продолжает работать с Россией, а также какие проекты хочет реализовать в нашем городе.

Диссидент, оставшийся верным Родине | 74.ruДиссидент, оставшийся верным Родине | 74.ru

«Думаю, у этого города большое будущее, если сюда будут приглашаться интересные архитекторы»

– Почему для Челябинска выбрана именно эта театральная тематика?

– Я не мог сразу сделать здесь научную выставку. Привези я экспозицию на тему моих исследований «Вертикаль и горизонталь в абстрактном искусстве», многим ли интересно было бы видеть работы, где кто-то провел линию так, а кто-то по-другому?

Я выбрал театральную тематику для того, чтобы показать, чем занимается Шемякин в театральной жизни. Тем более что в этом году исполняется 15 лет моему «Щелкунчику», которого показывали во Франции, Англии, Венеции, Германии. Думаю, будет интересно посмотреть, как он создавался.

Я специалист по Гофману, потому что в вырос в Кенигсберге – моей отец был комендантом этого города, потом я жил в Саксонии. Поэтому мне дух Гофмана и немецких романтиков очень близок.

– Что представлено на вашей выставке?

– Это все, что связано с моей театральной деятельностью. Правда, здесь нет фотографий последней работы. В декабре прошлого города я поставил свою пьесу «Нью-Йорк. 80. Мы» в театре у Стаса Намина. Это страничка из моего дневника 80-х годов: мастерская, кабак.

Здесь представлены фотографии моих масок, костюмов. Например, те, которые я выполнял для машиностроительный фирмы Daewoo. Они заказали пассажиров в духе «шемякинских карнавалов», и, когда представлялись новые машины, внутри сидели такие персонажи. Мне было жалко с ними расставаться и, когда они уехали в Корею, было грустно

Также на выставке можно увидеть эскизы к моим балетам и перфомансам, которыми я занимался в Венеции. По контракту с Россией я делал «Великое посольство», где мы представили карликового Петра I с супругой и великана. Одновременно проходила битва между Постом и Масленицей по картине Питера Брейгеля: тощие люди изображали Пост, сражались кусками сыра, дохлыми крысами, а игравшие Масленицу – колбасами, окороками и были толстыми.

1 из 7

– Есть ли в ваших работах элементы политики?

– Я не занимаюсь политикой. Я в свое время отсидел в психушках, особенно клинике Осипова при КГБ, где с инакомыслящими расправлялись. Поэтому у меня патологические отвращение к политике.

– Чем вы вдохновляетесь, создавая театральные образы?

– В моей библиотеке есть большой отдел, посвященный одежде. Например, в истории был случай, когда одна художница сделала платье из бифштексов. В нем она гуляла только один вечер на вернисаже, а потом то ли собаки съели, то ли она зажарила его. Вот такие «тараканы» я исследую вместе с психологами.

Я вдохновляюсь образами XVII и XVIII веков. Делаю своеобразные вытяжки и создаю модели, которые бы соответствовали духу спектакля.

– Не планируете ли привести спектакль в Челябинск?

– Я редко вожу свои балеты, так как в них тяжелая бутафория. Кроме того, должна совпадать сцена. Во Франции из-за этого пришлось одну или две декорации переписывать, а это накладно. Наиболее легкая – спектакль «Нью-Йорк. 80. Мы». Этот – с удовольствием.

«Один бывший министр образования Андрей Фурсенко заслуживает тюремных нар за то, что он натворил с образованием».

– Планируете ли дальше сотрудничать с Челябинском?

– Сегодня мы были в Академии культуры и искусств. У меня была встреча с учащимися, плюс студенты-режиссеры показали несколько небольших пьес на тему моей скульптуры «Дети – жертвы пороков взрослого». Очень интересно было.

Также мы говорили об образовательной программе для Челябинска. Возможно, мы будем ее делать. Если вы знаете мою деятельность как искусствоведа и историка, это воображаемый музей Михаила Шемякина, тематические экспозиции с участием художников. Здесь будут принимать участие ваши художники, а материал научный мы привезем из Америки или Франции. Такие научные программы помогают воспитать молодых художников и искусствоведов.

Мы говорили с ректором ЧГАКИ, он заинтересован в проекте. Владимир Рушанин – замечательный человек, который ратует за образование. Сегодня таких мало. Один бывший министр образования Андрей Фурсенко заслуживает тюремных нар за то, что он натворил с образованием.

1 из 7

– Поделитесь первыми впечатлениями о Челябинске. Накануне к нам приезжали режиссер Александр Сокуров, репер Баста и телеведущий Владимир Соловьев, которые не очень лестно высказались о городе.

– Я был только в Академии культуры. Накануне мы приехали, поужинали, и было уже темно, поэтому я не видел Челябинска. Здесь своеобразная старая архитектура. Думаю, у этого города большое будущее, если сюда будут приглашаться интересные архитекторы. Город новый, здесь нет древних построек, можно создавать новые архитектурные монументы, и получится суперсовременный мощный город. Если государство не будет жмотиться. Но обычно руками разводят: денег нет и прочее... И это печально.

А вообще я очень люблю российскую глубинку.

«Тяжело жить в стране, людей которой ты презираешь»

– Как там жизнь за рубежом?

– Я 19 лет живу во Франции, но мне интересно работать с Россией, потому что здесь иная энергетика, очень интересная молодежь, есть желание что-то делать. В восьмидесятом году я уехал из Парижа, прожив там десять лет, потому что меня раздражала беспомощность и отсутствие желания у людей что-то делать. Когда я вернулся 30 лет спустя, я понял, что тогда оставлял прекрасную и динамичную Францию.

Там мы просто живем, чтобы быть ближе к России, моей малой родине – Кавказу. Тяжело жить в той стране, людей которой ты не просто не любишь, а презираешь. Презираешь за неспособность работать. Социализм там убил все, они живут как дети: если ничего не делать, то тебе все будет оплачивать государство или такие люди как я, а я плачу бешеные налоги. Франция – жуткое болото. И похожая ситуация во всей Европе. Видимо, наступает время, когда нация старится и деградирует.

Мы переехали туда с моей супругой-американкой. По любви к Достоевскому она выучила русский, прекрасно владеет языком. А вот Россия, в отличие от Франции – динамичная мощная страна.

Даже когда я живу за границей, подчеркиваю, что я русский художник. Я никогда не пытался офранцузиться или американизироваться, хотя я очень люблю Америку. Но когда я понял, что я могу быть рядом с Россией, собрал багаж и приехал.

– Хотели бы вы вернуться в Россию?

– Переехать сюда невозможно. Чиновники меня не пропустят и придушат. Например, когда я вез балетные эскизы со своей подписью, меня на таможне задержали и сказали, что если вы подпишите свою работу, придется ехать в Москву и ждать, когда их оценят, и платить налог. А если я поеду со всеми своими картинами, библиотекой, сколько лет будет длиться мой переезд?

– Какая страна лучше всего подходит для вашего творчества?

– Пожалуй, Америка – самая приемлемая для меня страна. Там я обратился к большим полотнам, скульптурам. Американцы любят эксперименты. Но я должен служить своей Родине, которую не выбирают. У меня из две: малая и большая, потому что я наполовину русский, наполовину кабардинец. Я горжусь тем, что принадлежу к немодному сегодня лицу кавказской национальности.

«Сегодня искусство в растерянности. Официальные художники потеряли свой статус, их государство не кормит».

– Какие тенденции вы наблюдаете в современном искусстве?

– Раньше мы занимались искусством ради искусства. Сегодня все равняются, кто в какой галерее работает, за сколько продается. А сегодня рынок рухнул, и вообще ничего не продается.

Мы занимались искусством, потому что мы не могли без этого жить. Ночью мы писали картины, а днем работали на тяжелых работах. Я работал грузчиком на городской помойке. Сегодня искусство в растерянности. Официальные художники потеряли свой статус, их государство не кормит. Коммунисты были умными и понимали что искусство – колоссальный показатель народной культуры, поэтому столько уделялось союзу художников. Школа соцреализма была великой: Дейнека, Фаворский, Митрохин. Кравченко, Лебедев. Но нас все «с разбегу о телегу». Поторопились развалить Советский Союз.

«Коммунисты были умными и понимали что искусство – колоссальный показатель народной культуры»

– Вы все время одеты в черные сапоги, жилетку и фуражку. Расскажите о своем образе.

– Нет никакого образа. Этот вопрос задают только в России. Я живу в деревне и хожу в сапогах, потому что там много змей. Если вы знаете такого философа Василия Розанова, он писал целое исследование о том, что такое сапоги для русского человека. Это принцип работы, в сапоге человек себя чувствует приготовленным к чему-то: к маршу, работе, бою. Вы надеваете мягкие тапочки, тут же возникает мысль о халате, колпаке, трубке, камине. Я сын военного, и всегда отец заставлял их надевать.

Фото: Фото Олега Каргаполова

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
Гость
ТОП 5
Рекомендуем
Промокоды
Скидка 7% от 700 ₽ на любой заказ, максимальная скидка 100 ₽Скидка 7% от 700 ₽ на любой заказ, максимальная скидка 100 ₽
Скидка 7% от 700 ₽ на любой заказ, максимальная скидка 100 ₽
Заканчивается 7 декабря, 2025
Скидки 1000 от 4000, 1500 от 6000, 2000 от 8000, 2500 от 10000, 3500 от 15000 на товары на один любой заказ по промокодуСкидки 1000 от 4000, 1500 от 6000, 2000 от 8000, 2500 от 10000, 3500 от 15000 на товары на один любой заказ по промокоду
Скидки 1000 от 4000, 1500 от 6000, 2000 от 8000, 2500 от 10000, 3500 от 15000 на товары на один любой заказ по промокоду
Заканчивается 19 ноября, 2025
Скидка 5 000 ₽ при бронировании от 40 000 ₽ на горнолыжные размещения на каждое бронирование в приложении или на сайтеСкидка 5 000 ₽ при бронировании от 40 000 ₽ на горнолыжные размещения на каждое бронирование в приложении или на сайте
Скидка 5 000 ₽ при бронировании от 40 000 ₽ на горнолыжные размещения на каждое бронирование в приложении или на сайте
Заканчивается 19 ноября, 2025
Все промокоды