Решение об отказе в инвалидности Алисе Поповой, которой трамваем отрезало пальцы на ноге, принято строго в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Об этом 7 июня заявила и.о. заместителя руководителя бюро по экспертным вопросам, врач по медико-социальной экспертизе Наталья Бутасова. В бюро настаивают: девушке инвалидность не положена. Мнения экспертов о непростой ситуации, в которой оказалась челябинка, – в материале Chelyabinsk.ru.
24-летняя Алиса уже несколько лет не может добиться присвоения ей инвалидности. 12 лет назад ей отрезало все пальцы на левой ноге трамваем, которым управлял стажер. «Я переходила проспект Победы в районе больницы скорой помощи, и в это время трамвай тронулся – стажер, который находился за управлением, меня не заметил. Я получила очень сильный удар по голове, а на ноге отрезало все пальцы», – рассказала Алиса.
12 лет назад Алисе Поповой отрезало все пальцы на левой ноге трамваем, которым управлял стажер.
Школьницу быстро доставили в больницу вместе с пальцами, которые собрали в пакет. Но пришивать их не стали. Вместо этого взяли кожу с живота и натянули ее на участок, где раньше находились пальцы. «После этого случая от трамвайного депо мне дали только проездной на трамвай на год и инвалидность, – продолжает девушка. – Пособие было небольшое, но его хватало хотя бы на специальную ортопедическую обувь, потому что в обычной обуви ходить я теперь не могу – вместо пальцев на ступне огромный комок. Обычная обувь, даже если она больше на несколько размеров, натирает до мяса».
По словам Алисы, через год после трагедии родители оплатили косметическую операцию, которая уменьшила размер патологической области на ступне, но избавиться от нее не удалось. Когда пришло время подтверждать инвалидность, ее просто сняли.
Став взрослой, Алиса вновь попыталась восстановить инвалидность, чтобы за счет пособия хотя бы приобретать обувь, на которую уходит около 40 тысяч в год, но в 2014 году в инвалидности ей отказали. В этом году девушка снова попыталась восстановить справедливость, но в понедельник, 6 июня, последовал очередной отказ, причем достаточно грубый. Разговор со специалистом Алиса записала на диктофон.
На специальную обувь для девушки уходит в год порядка 40 тыс. руб.
На приеме в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) Алиса пожаловалась, что нога у нее болит, без специальной обуви кожа на ступне стирается до мяса, причем и на здоровой ноге тоже, так как на нее теперь приходится основная нагрузка. Однако эксперт на это заметила: «Можно сделать операцию с лоскутом», а на возражение, что на это нужны деньги, добавила: «Зарабатывать надо!»
В итоге девушке в очередной раз отказали в инвалидности и посоветовали приспособиться «жить с тем, что есть». «Вследствие травмы от 2004 года у Алисы Поповой имеются незначительные нарушения статодинамических функций, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не являются основанием для установления инвалидности», – прокомментировала во вторник Chelyabinsk.ru и.о. заместителя руководителя бюро по экспертным вопросам, врач по медико-социальной экспертизе Наталья Бутасова.
По словам эксперта, решение бюро принято строго в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами по медико-социальной экспертизе. Эксперт добавила, что в случае несогласия девушка может обжаловать его в течение месяца в экспертном составе бюро, а потом и в федеральном бюро МСЭ.
Однако не столь однозначно к ситуации относятся юристы. Прослушав запись разговора, адвокат Павел Андреев отметил, что в деятельности сотрудников бюро МСЭ усматривается нарушение этических норм в работе с теми, кто претендует на инвалидность. «Совершенно очевидно, что человек без пальцев на одной ноге не может иметь такое же качество жизни, как и человек, у которого они есть. Даже если какой-то формальный критерий для определения трудоспособности не выполнен, все-таки с людьми нужно работать по-иному», – заметил он.
Однако если отойти от лирики, то юрист не сомневается, что решение бюро необходимо обжаловать либо самостоятельно, а лучше – через прокуратуру. «В такой ситуации прокурор имеет право провести проверку законности решения бюро и подать иск в защиту интересов этой девушки», – отмечает эксперт.
Юрист уверен, восстановить справедливость возможно и другим путем – взыскать стоимость лечения и ортопедической обуви с виновника трагедии. «Законные представители Алисы после трагедии не обратились в суд, и напрасно. С того, кто причинил вред (им является юрлицо, с которым в трудовых отношениях состоял водитель трамвая), взыскивается в полном объеме стоимость лечения, ортопедической обуви, моральный вред, – уточнил Павел Андреев. – Несмотря на то что формально сроки исковой давности прошли, причинно-следственная связь нынешнего состояния с тем событием прослеживается, и иск предъявить можно».
На беду Алисы сейчас откликнулись не только юристы, но и врачи. Дело в том, что пластическая операция по уменьшению объема ступни в ее случае может носить не только эстетический характер, но и улучшить качество ее жизни, помочь без потерь для здоровья носить обычную обувь и не тратиться на ортопедическую. На консультацию девушку уже пригласил главный внештатный специалист регионального минздрава по пластической хирургии Александр Пухов.
Ситуация Алисы в очередной раз показала, насколько беспомощен человек, пытающийся в одиночку отстоять свои права. Хочется надеяться, что эта история окончится в пользу пострадавшей девушки, это как минимум подарит надежду другим таким же людям с ограничениями в здоровье, оставшимся без инвалидности, один на один со своей проблемой. Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.
Фото: Фото и документы предоставлены Алисой Поповой