Город Челябинские кинозвезды войдут в историю

Челябинские кинозвезды войдут в историю

Челябинцы могут стать участниками уникального проекта, идея которого принадлежит нашему земляку, известному российскому киноведу Вячеславу Шмырову. Он начал работу над «Кинословарем Южного Урала» и просит театралов и поклонников кино присылать интересные факты из жизни режиссеров и актеров, родившихся в Челябинской области.

1 из 4

Удивительные истории

Знаете ли вы, что создатель лучшего фильма о Шерлоке Холмсе стал англоманом в Челябинске? Об этом кинорежиссер Игорь Масленников рассказал Вячеславу Шмырову во время кинофестиваля в Челябинске. Как выяснилось, таких историй хватит на целый «Кинословарь Южного Урала».

Идея создания уникального справочника с рабочим пока названием «Кинословарь Южного Урала» у известного российского киноведа Вячеслава Шмырова родилась не случайно. Он давно живет в Москве, но в родном Челябинске бывает довольно часто, потому что с 2000 года проводит здесь кинофестивали – сначала это было «Новое кино России», теперь – «Полный артхаус». О кино Вячеслав Шмыров знает все или почти все, однако и для него встречи с кинозвездами на южноуральской земле порой становятся настоящими открытиями.

«Например, пригласили мы на кинофестиваль создателя знаменитого российского фильма о Шерлоке Холмсе режиссера Игоря Масленникова, а он приехал в Челябинск с конкретной целью – найти здание библиотеки заводоуправления ЧТЗ! – восклицает Вячеслав Шмыров. – Зачем? Оказалось, что его семья во время войны жила в этой библиотеке. Мы с ним нашли это здание, и вдруг он произнес удивительную фразу: “Вся моя англомания – из Челябинска”. Оказалось, что в этой библиотеке он прочитал всего Диккенса. Я думаю, снять такой фильм о Шерлоке Холмсе, какой снял Игорь Масленников, не прочитав всего Диккенса, было бы просто невозможно».

По мере встреч истории накапливались. Вячеслав Шмыров стал эту информацию собирать и классифицировать. Одни актеры и режиссеры, как Сергей Герасимов, Сергей Мирошниченко, Вера Сторожева, Инга Оболдина и другие, родились и выросли на Южном Урале. Другие, как Андрей Смирнов, Игорь Масленников, Евгений Весник, Леонид Марягин, оказались здесь в годы эвакуации. Для Леонида Оболенского Южный Урал стал местом ссылки. А актеры Леонард Варфоломеев, Юрий Цапник, работая на челябинской сцене, в кино довольно активно снимались.

«Почему экранизация “Тихого Дона” Сергея Герасимова и сегодня считается лучшей? – вопрошает Вячеслав Шмыров. – Да потому что все детство знаменитого кинорежиссера прошло в уральской казачьей среде. О том, что казачество – это его природа, его личные впечатления и воспоминания, говорит не только “Тихий Дон”, но и фильм “Учитель”, где Герасимов тоже показывает казачий быт, этику поведения, ритуальность отношений между мужчиной и женщиной... Все это можно найти у фольклористов и у Шолохова, но нельзя этого передать с такой степенью достоверности, если не впитал всего сам. Убеждает в фильме “Тихий Дон” именно эта достоверность самой среды, которую впитывал режиссер в Чебаркульском районе, где прошли его детские годы».

По словам Вячеслава Шмырова, «Кинословарь Южного Урала» вместит более тысячи имен актеров и режиссеров, судьбы которых так или иначе связаны с нашим регионом.

1 из 5

Если помните

«К примеру, многие знают, что здесь в эвакуации был Малый театр, но почти не исследован исторический момент, что какое-то время в Копейске в эвакуации находился Ленинградский театр имени Николая Акимова, в том числе и сам Николай Павлович Акимов, – подчеркивает кинокритик. – И важно найти информацию: кто был в то время в труппе, возможно, в Копейске был кто-то из знаменитейших актеров – Сергей Филиппов, Эраст Гарин, Лидия Сухаревская, которые в то время работали с Акимовым».

По словам автора будущего кинословаря, собрать информацию о тех, кто родился на уральской земле, проще, чем о тех, кто здесь жил какое-то время, снимался, у кого с Челябинском связаны особые воспоминания. Не все можно найти в мемуарах и журналистских статьях, хотя сегодня Интернет хранит массу информации, а потому Вячеслав Шмыров обратился с просьбой к южноуральцам – присылать свои воспоминания о встречах с кинозвездами. Всю информацию можно отправлять на электронный ящик киноцентра имени Леонида Оболенского kino_llo@mail.ru.

«Профессиональные связи настолько тесны, что таких историй может быть очень много, – уверен Вячеслав Шмыров. – Как попал в кино замечательный челябинский артист Леонард Варфоломеев? Его пригласил сниматься автор “Челябумбии” Валерий Быченков, который был вторым режиссером на многих картинах “Ленфильма”, в том числе, на фильме “Воздухоплаватель”. Он и пригласил на главную роль Леонарда Варфоломеева. После этого у Варфоломеева было несколько ролей в кино.

А режиссер Валерий Огородников, который родом из Нижнего Тагила, был просто влюблен в челябинский спектакль «Бал манекенов», он даже цитирует в одном из своих фильмов сцену из этого спектакля – отрезание ножницами головы. И вот он в фильм “Взломщик”, где главную роль играл Константин Кинчев, на роль отца пригласил Юрия Цапника. Так началась киностраница в жизни Юрия Викториновича.

А Людмила Аринина – звезда кинематографа – когда-то работала в челябинском драматическом театре. В этом году ей, кстати, исполнится 90 лет. О ней редко здесь вспоминают, хотя она проработала на челябинской сцене более 10 лет, играла Тамару в “Пяти вечерах”, а это очень показательная роль.

Мы хорошо знаем режиссера документального кино Сергея Мирошниченко, но есть еще Петр Солдатенков, который работал на челябинском ТВ. Сейчас он живет в Питере. Это человек очень скромный, не любит выпячивать себя. Но одна только история, как он поддержал Владимира Высоцкого, которому стало плохо во время концерта, стоит многого.

Одним из режиссеров фильма “Вий” был Константин Ершов, который родился в Челябинске. Многие ли это знают? Оператором еще одного знаменитого фильма “Весна на Заречной улице” стал челябинец Радомир Василевский. Челябинец Юрий Клепиков – сценарист фильма Асановой “Пацаны”, фильмов “Мама вышла замуж” и “Ася Клячина”. Это необычайно почитаемая фигура в питерском кино.

Думаю, что немало подобных историй могут рассказать челябинские театралы и киноманы. Такие живые воспоминания людей очень важны, и я с огромной благодарностью включу их в в словарь».

1 из 18

Гора самоцветов

Более тысячи имен! Дух захватывает, если вообразить этот отряд известных в мире кино челябинцев.

«Это своего рода гора самоцветов, – соглашается Вячеслав Шмыров. – Потому что за каждым именем стоит яркая личность. Но о многих из них мы знаем очень и очень мало, а сохранить эти истории важно. Создание таких словарей, справочников, энциклопедий – это актуализация нашей с вами истории. Мне вообще близко кинематографическое краеведение, потому что я езжу по российским городам и вижу, что в каждом городе есть нечто свое, особенное. И это хорошо. Такого своеобразия должно быть больше, его нужно подчеркивать. Поэтому кинословарь Челябинской области может стать одной из составляющих этой особенности региона».

Как выяснилось, никакого государственного заказа на создание такого словаря пока нет. Вячеслав Шмыров составляет его, что называется, по зову сердца и в свободное от работы время. Пока словарь существует в электронном формате. Эта версия, вероятнее всего, появится на сайте киноцентра имени Леонида Оболенского.

«Надеюсь, что к будущему фестивалю «Полный артхаус» дело продвинется и мы проведем по этому поводу какое-то мероприятие в рамках фестиваля, – пообещал Вячеслав Шмыров. – Электронная версия словаря будет более полной, подробной. Что касается издания “Кинословаря Южного Урала” в бумажном варианте, то на это, конечно же, потребуются средства. Надеюсь, что у правительства Челябинской области возникнет интерес к этому изданию. Словарь может стать подарочным изданием с достойными иллюстрациями, потому что собственную историю надо уважать».

Шмыров Вячеслав Юрьевич. Родился 5 октября 1960 года в Челябинске. Учился на филологическом факультете и на факультете журналистики Уральского государственного университета (Свердловск). В 1987 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа имени С. А. Герасимова (мастерская Е. Д. Суркова и Л. Х. Маматовой).
Работал научным сотрудником ВНИИ киноискусства, директором культурных программ Киноцентра на Красной Пресне, главным редактором и заместителем директора по творческим вопросам и связям с общественностью Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, директором Российского агентства «Информкино».
Избирался президентом Федерации киноклубов России, заместителем председателя правления Московского союза кинематографистов.
Как критик и киновед печатался в журналах «Искусство кино», «Советский экран», «Сеанс», «Киносценарии», «Театр», «Огонек», газетах «Культура», «Литературная газета». Автор книги «Изъятое кино». С 1999 года – издатель и главный редактор журнала «Кинопроцесс» (премия «Золотой овен», 2000).
Награжден премией Союза кинематографистов СССР в области киноведения и кинокритики (1988), почетным призом Фестиваля архивного кино «Белые столбы» «За личный вклад в отечественную киножурналистику» (2006).
Инициатор и организатор акции «Неворованное кино» в Москве (1992, президент – кинорежиссер, народный артист РФ А. С. Кончаловский). Соорганизатор Международного кинофорума в Ялте (1994), Суздале (1995), фестивалей отечественного кино в Вологде, Челябинске, Самаре, Чебоксарах и других киноакций.
Автор идеи и сопродюсер фильма «Прибытие поезда» (1995, режиссеры А. Балабанов, Д. Месхиев, А. Хван, В. Хотиненко, приз кинопрессы, 1995; премия FIPRESSI на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи, 1996). Награды: в 1987 году СК СССР (Третья премия за статью «В поисках прошлого»), в 1995 году – Приз кинопрессы (Лучшему киноведу года (за книгу «Изъятое кино. 1924-1953»), в 1995 году Приз кинопрессы (Лучшему фильму года, фильм «Прибытие поезда (к/а)»).

Фото: Фото Олега Каргаполова, Евгения Емельдинова, Алины Черепановой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Мнение
Супер-Маша и Кристина: в прокат вышел фильм «Не одна дома» с Миланой Хаметовой — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Рекомендуем
Объявления