В Челябинске состоялся концерт золотого медалиста XV Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского Дмитрия Маслеева, который превзошел все ожидания публики. Корреспондент 74.ru побеседовал с известным музыкантом, которому сегодня уделяет внимание пресса всего мира.
Дмитрию Маслееву всего 28 лет, но помимо безупречности техники, стиля, виртуозности и даже блеска, этого пианиста отличает зрелое, глубокое и очень чувственное прочтение музыки.
В Челябинске музыкант в рамках фестиваля, посвященного Сергею Прокофьеву, исполнил первую и вторую сонаты этого великого композитора, а также произведения Рахманинова, Скарлатти, Бетховена, Листа.
После концерта пианист рассказал, что с большим удовольствием играет музыку Прокофьева. «В ноябре я буду участвовать в проекте Валерия Гергиева, – поделился планами Дмитрий Маслеев. – Несколько пианистов исполнят все сонаты Прокофьева в пятичасовом концерте в Мюнхене, мне достались первые три».
– Существует ли сегодня между пианистами некая соревновательность в виртуозности?
– Конечно, и это вполне нормальное явление, просто не надо ограничиваться только этим качеством. Но это, несомненно, интересно. Правда, я не люблю разговоров о спортивности на музыкальных конкурсах. В музыке соревновательность – не совсем правильно. Я бы сравнил конкурс Чайковского с Олимпиадой только в качестве масштабности события, но ни в коем случае не по сути, потому что на музыкальных конкурсах надо думать не о результатах, а о музыке.
– Однако во время XV конкурса Чайковского накал, судя по данным СМИ, был нешуточный?
– Да, находясь в те дни в Москве, особенно в радиусе консерватории, можно было физически ощущать, как наэлектризована этим событием атмосфера. За что большое спасибо организаторам конкурса, прессе, телевидению. Это на самом деле очень стимулирует.
– После концерта в Челябинске вы в три часа ночи садитесь в поезд, а в субботу вечером у вас уже концерт в Омске. Каково это?
– Это неправильно и неудобно. Не обо мне речь, я нормально переношу нагрузки, но я люблю готовиться к встрече с публикой.
– Какие концерты вызывают у вас большее волнение – в России или на больших концертных площадках мира?
– Это не зависит от того, в России я выступаю или за рубежом. Скажем, в Большом зале консерватории в Москве у меня волнение априори более высокое, чем где-либо еще. Это же зал альма-матер!
– В каждом новом зале вас ждет новый инструмент – это стресс для пианиста?
– Иногда бывает зависть к скрипачам, которые могут с собой возить свой инструмент. (Смеется.) Хотя и скрипки Страдивари в разных условиях ведут себя по-разному. Но все залы, где я уже выступал, с хорошими роялями, в основном это «Стейнвей». Не всегда это инструменты новые, как у вас, но они хорошо настроены. Знаю, что рояль у вас появился благодаря настойчивости Дениса Мацуева, большое ему спасибо, что он встречается с руководителями регионов и убеждает их покупать новые инструменты. Поэтому у нас есть возможность играть на хороших инструментах, но более всего выигрывает слушатель, конечно же.
– Вы много работаете, на увлечения остается время?
– После своего первого конкурса, это было на втором курсе консерватории, я всю премию потратил на фотоаппарат «Сони», поддался на рекламу. Но и сегодня остался верен этой марке. Снимаю все, что нравится. Я же понимаю, что не профессионал. Чтобы стать профессионалом в фотографии, надо, как и в музыке, этим всерьез заниматься. Иногда выкладываю свои фотографии в Сети. Но не всегда беру с собой фотоаппарат на гастроли. Делаю это намеренно. Боюсь, что буду меньше времени уделять фортепиано. (Смеется.)
Пианист также высказал желание познакомиться со знаменитым челябинским фотографом Сергеем Васильевым.
После короткого сибирского тура Дмитрий Маслеев отправится на гастроли в Белград, Дубай, Петербург, Мюнхен, Лион. Но 31 декабря надеется провести дома (пианист родом из Улан-Удэ), пока на предновогоднюю ночь концерты не запланированы. А 2017 год вновь будет бурным на гастроли.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой челябинской филармонии