Только за прошлый год криминальные автоюристы принесли южноуральским страховым компаниям ущерб на 178 млн рублей. Об этом было заявлено сегодня, 10 ноября, на круглом столе «ОСАГО в Челябинске».
По данным страховщиков, количество заключенных договоров ОСАГО за год в Челябинской области снизилось с 697 819 до 680 496. Наш регион продолжает оставаться проблемным, в связи с чем 2 августа на Южном Урале начал работу «Единый агент», позволяющий страховщикам продавать полисы ОСАГО других компаний. Воспользовались этой системой на сегодня 5734 автомобилиста.
«Введение “Единого агента” – мера вынужденная. Основные ее причины – высокая убыточность на рынке ОСАГО и ограниченность услуг, когда автомобилисты испытывают сложности в приобретении страховых полисов, – объяснил директор челябинской дирекции уральского окружного филиала СК “Согласие” Тимур Жаппаспаев. – А вот причины убыточности в Челябинской области и ряде других “токсичных” регионов – в активности недобросовестных автоюристов. Используя различные схемы, как легальные, так и нелегальные, они предъявляют страховым компаниям не столько саму сумму ущерба, нередко завышенную, но и все сопутствующие судебные расходы, оценки экспертизы и так далее».
Эксперты утверждают: 80% автоюристов применяют нелегальные схемы для увеличения страховых выплат. Еще 10% действуют легальными методами, а оставшиеся – ходят по грани, используя различные лазейки и «дыры» в законе.
Среди основных схем работы автоюристов участники круглого стола назвали: выкуп права требования у участника ДТП за 30-40% от реальной суммы нанесенного ущерба; завышение суммы ущерба; инсценировку аварий; намеренное затягивание сроков сбора необходимых документов, проведения оценки и осуществления выплаты с последующим требованием неустоек.
При этом, как отметил начальник отдела урегулирования убытков Южно-Уральского филиала компании «Альфа-страхование» Александр Маликов, каналов выхода на потенциальных клиентов у недобросовестных автоюристов более чем достаточно: «СМС-рассылки, Интернет, объявления на столбах и даже данные оперативных служб – нередко автоюристы приезжают на место аварии даже раньше сотрудников ГИБДД и навязывают автомобилистам свои услуги, – говорит Александр Маликов. – Напомню, в случае ДТП, согласно действующему законодательству, необходимо в первую очередь обратиться в свою страховую и предъявить автомобиль для осмотра, иначе можно не получить возмещения по ОСАГО».
На проблему поддельных полисов «автогражданки» обратила внимание заместитель директора челябинского филиала СК «ВСК» Марина Кирпичникова. По словам эксперта, проблема эта общероссийская – по разным оценкам, в стране используется от 1 млн до 4 млн фальшивых полисов ОСАГО. ГИБДД Челябинской области с начала года выявила 608 подделок на территории Южного Урала.
«Водители могут и не подозревать, что их полис фальшивый, особенно если приобретался он не в офисе страховой компании или не через официальный сайт, – говорит Марина Кирпичникова. – Подчеркну, что оригинальный полис ОСАГО не может стоить 1,5-2 тысячи. Проверить его подлинность можно на сайте РСА».
Напомним, недавно в продаже появились новые розовые полисы ОСАГО с дополнительной защитой от подделки.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com