Жюри международного конкурса архитекторов Archchel-2020 29 ноября выберет лучшие варианты благоустройства набережной и проекта конгресс-центра на берегу Миасса. Прежде чем приступить к отбору, ведущие архитекторы России и Европы осмотрели площадки проектирования и оценили Челябинск практически со всех сторон. Чем схожи небоскреб с метеоритом, как река делает город счастливым, зачем запрещать производство зеленого и голубого стекла – в материале 74.ru.

Первоначальный замысел предполагал посещение Исторического музея Южного Урала и часовую прогулку по центру Челябинска, но членам жюри рассказали об ансамбле немецких домов в Металлургическом районе, и программа изменилась кардинально. Экскурсия по городу прошла в автобусе и отчасти на улицах, но первым делом архитекторы исполнили свой долг – осмотрели набережную Миасса. Вечером во вторник им предстоит выбрать три лучших варианта ее благоустройства и развития и столько же проектов конгресс-центра на берегу реки.


После воскресного снегопада потеплело и начало экскурсии прошло в обрамлении гигантских снежных куч, среди луж и капели. Участок улицы Труда у концертного зала и картинной галереи перешли вброд. Что об этом думали иностранные гости, осталось скрыто под вежливыми улыбками, зато уроженец Южного Урала президент Союза архитекторов России Николай Шумаков среагировал моментально:
– Почему снег не вывозят? Ужас же сколько его, надо писать об этом в СМИ!
Экскурсию по набережной и улице Труда до первой электростанции (ул. Труда, 66а) для архитекторов провел директор ГК «Элефант» Михаил Смирнов. Архитекторов больше впечатлил офисный центр «Ньютон», нависающий над узорными домиками – объектами культурного наследия. Эксперты качали головами и по несколько раз переспрашивали, кто автор этого проекта – видимо, не сразу поверив, что это творение их коллеги, главного архитектора Челябинска Николая Ющенко.


Преодолев все препятствия на обратном пути к площади Ярославского, члены жюри начали оценивать и окружающие здания. Преподаватель МАРХИ и руководитель архбюро «Рождественка» Наринэ Тютчева фотографировала отдельные здания и ансамбли, а глава архбюро «Студия 44» Никита Явейн, увидев небоскреб «Челябинск-СИТИ», заявил, что нужно запретить производство голубого и зеленого стекла, «чтобы не строили такого». Оценили здание и другие архитекторы. Поднявшись к зданию Заксобрания, Николай Шумаков выразил надежду, что не придется спускаться вниз. Его мысль понял и поддержал известный чешский архитектор Олег Гаман:
– Чтобы не видеть это ужасное здание? Да, не надо.


Осмотрев площадь Революции и дождавшись запоздавшего главного архитектора Екатеринбурга Тимура Абдуллаева, члены жюри направились на вокзал.

Пока автобус ехал вокруг площади и по улице Свободы, Наринэ Тютчева прокомментировала увиденное:
– Я очень рада, что в Челябинске до какой-то степени сохранился исторический центр. Очень жаль только, что он так разбазаривается, и не видно уважения к нему со стороны современных архитекторов. Это довольно досадно.
– Будете об этом говорить с Ющенко?
– Думаю, что да. Как будто в России мало земли и нужно непременно сносить старое и строить новое. В этом есть какой-то коммунистический задор – мы наш, мы новым мир построим, снеся до основанья предыдущий. Из этой парадигмы надо выбираться, пора уже. Но еще не все потеряно, и, если приложить талант, руки и доброе сердце, и, конечно, некоторые средства, всё это может ожить, можно будет дать второе дыхание. Город не безнадежен.

– Вы осмотрели набережную, улицу Труда и Кировку. Насколько современные офисные центры соответствуют окружающей среде?
– Этот голубой «Челябинск-СИТИ» схож с метеоритом, который неожиданно свалился на город и упал почему-то именно сюда, а почему – непонятно. На мой взгляд, достаточно оскорбительно выглядит. Кроме того, архитектурные достоинства этого объекта и пропорции более чем сомнительны, это нельзя назвать архитектурным шедевром. «Ньютон», который мы видели на набережной, с точки зрения архитектуры гораздо более чистый, но настолько не соответствует масштабу места, что не очень оправдан именно там – если бы он стоял среди современной застройки, был бы более уместен.
– Новый 50-этажный конгресс-центр на набережной будет лучше смотреться?
– Очень многое зависит от того, с какой стороны он стоит. Много вариантов, есть разные решения. Как я понимаю, есть две площадки на обоих берегах, которые между собой должны быть соединены. Посмотрев сегодня место и площадку, нам теперь будет понятнее, какие критерии применять при выборе проекта.
– А саму набережную реально благоустроить?
– Честно говоря, набережной я не обнаружила как таковой. (Смеется.) Есть река и должна быть набережная, к реке город должен быть обращен лицом, а не задом, нужно город туда разворачивать, чистить берега и саму реку, что-то с ней делать с точки зрения геологии и гидрогеологии, так как она мелеет и проблемы возникают. Набережная украсит город и создаст единый общественный каркас, что для города тоже очень важно.
Вокзал разделил внимание архитекторов – Олег Гаман пошел к памятнику чехословацким легионерам, коллеги ждали, пока он изучит монумент и выгравированные на нем имена погибших.

После осмотра здания вокзала архитекторов провезли по улице Российской, проспекту Ленина до проходной ЧТЗ, затем по Меридиану и Свердловскому тракту до Металлургического района – конечной целью был ансамбль домов на улице Социалистической, выстроенный трудармейцами – советскими гражданами, немцами Поволжья, которые в 1941 году были депортированы, заключены в концлагеря и брошены на строительство металлургического комбината.

Здания очень впечатлили главу архитектурного бюро All Worldwide Маркоса Роселло. Лондонский зодчий рассказал об этом корреспонденту 74.ru:
– Господин Роселло, вчера вы сказали, что Челябинск не серый, интересный и достоин лучшего. Сегодня осмотрели значительную часть города. Ваше мнение не изменилось?
– Я узнал, что город с очень богатой историей и увидел, как он прошел через несколько этапов в своем развитии. Город постоянно меняется, и это видно даже сейчас. Конечно, он достоин изменений и развития. Но главное, что я говорю в каждом городе, где бываю, в обновлении нужно постоянно помнить о своей истории, учитывать ее и хранить, потому что история города – это самое важное, и если она уходит, то навсегда. Историю в виде зданий нужно беречь. Последнее место, в котором мы были, эти домики в районе ЧМЗ – настолько уникальная вещь, она непременно должна сохраниться! Это то, что должно остаться и поддерживаться в хорошем состоянии. Было удивительно увидеть дом, в котором разваливается крыша, а люди продолжают в нем жить.

– Как вам центр города?
– Очень мне понравился и центр города. Площадь Революции интересно обрамлена зданиями. Тоже здорово, что сделана улица Кирова пешеходной – это очень важно, чтобы была в городе пешеходная улица, и она отлично расположена – идет от центральной площади и упирается в реку. Вообще город, в котором есть река, практически счастливый город, потому что с рекой всегда можно сделать что-то интересное в архитектурном плане. И это очень знаменательно, что мы сейчас едем продолжать конкурс, обсуждать проекты набережной реки, надеюсь, что там будут интересные проекты.
– Что конкретно нужно сделать с рекой, чтобы она делала город счастливым?
– Сложно так сказать... Хотелось бы дать универсальный совет, но в каждом конкретном случае нужно очень много думать над тем, что нужно сделать. Могу лишь сказать, что реку нужно оформить так, чтобы горожанам было интересно к ней приходить, гулять, встречаться на берегу реки. Одна из таких вещей, что может собрать людей на берегу реки – это музей. Я их не очень много заметил сегодня...
– На берегу Миасса у нас три музея – областной краеведческий, будущий музей истории города, картинная галерея. И еще оперный театр, филармония, органный зал.
– Таких мест не может быть слишком много. Если бы было больше маленьких музеев, разделенных на категории, люди бы приходили туда, собирались бы вместе. А история – это очень важно, она важна всегда.
– К саммиту в Челябинске планируют построить 24 новых гостиницы. Часть из них после саммита переведут в жилые помещения. А что делать с конгресс-центром?
– Такие конгресс-холлы становятся отдельным сегментом, они притягивают людей к себе, очень полезны при проведении разных больших мероприятий. Город сможет проводить больше таких мероприятий, будут созданы новые рабочие места.

Никита Явейн отметил, что Челябинск можно изменить лет за 50. Больше всего архитектор обратил внимание на развитие транспорта и высотность города:
– Центр, конечно, вызывает ощущение разобранного города. То высокий, то низкий, кварталы размытые. Оставляет ощущение недоделанности – эти объекты разновысотные... Думаю, высотный регламент вам необходим, чтобы в центре строили не выше 40 метров, и верхушки всех голубых отрубить. (Смеется.) Ощущение бедлама оставляют.
– Но ведь и конгресс-центр новый будет высотным.
– Я всё больше убеждаюсь, что вам не нужно очередного тычка. Мне кажется, можно выйти на нужные объемы, не превышая 40 метров.
– А есть такие проекты?
– Есть два-три, но не могу сказать, что очень хорошие... Такое ощущение, что с высотностью у вас нет порядка – кто где хочет, там и тыкает.
– Будете об этом с Ющенко разговаривать?
– Поговорим. Но не знаю, успешно ли. Пока что у нас признак современности – это очередной 20-этажный дом закатать. Пока не пережили это.
– А когда переживем его, снова будем двух-пятиэтажные строить?
– В принципе, цивилизованные города все идут по этому пути, строят шести-девятиэтажные дома. Но если кому-то очень надо, можно резервацию для небоскребов делать за колючей проволокой. (Смеется.) Смысл небоскребов есть когда очень дорогая земля, а когда это просто памятники собственному честолюбию, экономического смысла это не имеет. Конечно, существующие придется оставить, но таких синяков лучше не строить.

– А что даст городу набережная?
– Сегодня выход городов к рекам, озерам, морям (что у кого есть) – это всеобщий тренд, как и уход оттуда подсобных и производственных помещений, и появление там зон постоянного пребывания, где можно жить и проводить досуг. Пешеходная улица худо-бедно создает ощущение жизни, а когда это вдоль реки возникает, переходит в парки, это становится вдвойне популярно.
– В конце этой пешеходной улицы планируется построить несколько подземных переходов. Есть мнение, что подземные переходы – издевательство над инвалидами, пожилыми людьми, молодыми родителями. Стоит ли от таких переходов отказываться?
– Подземные переходы существуют во всем мире – а как еще развести потоки? Или бороться с автомобилями, или строить подземные переходы. Но они сейчас с пандусами, как правило, так что с колясками можно спуститься.
– А с автомобилями бороться не стоит?
– Надо, конечно, это враг. Но это борьба тяжелая, тем более, при ваших расстояниях, многоцентричности города. Тут может помочь общественный транспорт – думаю, можно скоростные трамваи между районами, автобусное движение сделать с выделенными полосами вполне реально, у вас достаточно широкие улицы, это вполне возможно.
– То есть не нужно еще сильнее урезать тротуары?
– Нет. С автомобилями бороться можно только когда им хуже. Сколько ни расширяй проезжую часть, им все мало. Так что если выбирать вариант развития города для людей, нужно делать автомобилям плохо – сужать улицы, засаживать их деревьями, транспорт ограничивать. Но, думаю, раз у вас такой многоцентровый город, единственный способ – развивать общественный транспорт. Когда на автобусе будет быстрее доехать на работу, чем на машине, что-то в городе начнет происходить.
Как сообщал 74.ru, на конкурс Archchel-2020 подали заявки 225 участников и 350 проектов. Больше всего заявок поступило из Москвы, Челябинска и Санкт-Петербурга. Кроме того, на конкурс заявились представители Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Уфы, Краснодара, Перми, Хабаровска, Калининграда, Самары и Ярославля. Помимо ведущих архитектурных бюро России созданием набережной Миасса, конгресс-центра и аэровокзала заинтересовались специалисты из Австралии, Великобритании, Турции, Италии, Германии, Израиля и Сербии.
Подведение итогов конкурса состоится в среду, 30 ноября. Затем, с 15 декабря по 27 января пройдет народное голосование по всем проектам – в ЛА «Трактор» и Интернете. Проекты-победители, по версиям жюри и челябинцев, будут представлены Борису Дубровскому, который и сделает окончательный выбор.
Каким видят будущее Челябинска Николай Шумаков и чешский архитектор Oлег Гаман, читайте в рубрике «Гость редакции» на сайте 74.ru.
Фото: Фото Олега Каргаполова, Глеба Савина