Челябинцы начали выбирать лучшие проекты набережной Миасса, аэропорта и конгресс-центра, жюри свой выбор уже сделало. Но в шорт-лист конкурса Archchel-2020 не вошли некоторые интересные задумки. Об одном таком проекте, который мог бы превратить Челябинск в необычный город с нестандартной набережной, – в материале 74.ru.
Архитекторы из Петербурга сделали общий проект набережной и конгресс-центра
Недавно мы вспоминали нереализованные удивительные проекты изменения архитектурного облика Челябинска в середине ХХ века. Сегодня изучим идею, которая была также отвергнута, но не из-за дефицита бюджета, а именитым жюри.
Проект петербургской набережной с песчаным пляжем, конгресс-центром в форме факела и «Летучим голландцем» разработал к конкурсу Archchel-2020 главный архитектор АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» Александр Малышев. По его словам, просто прочитал в новостях, что в Челябинске стартовал международный конкурс архитекторов на три объекта, и решил поучаствовать. В основе его проекта – общественные пространства, нестандартные для южноуральской столицы. Вдохновение архитектор черпал из петербургской среды.
– Мы хотели сделать так, чтобы набережная стала прогулочной зоной с пешеходными мостами, медиацентр превратили в открытый атриум, в котором можно проводить городские праздники, – рассказал корреспонденту 74.ru Александр Малышев. – Песчаный пляж запланировали, на котором летом можно сделать фестиваль песчаных фигур, как у нас у Петропавловки проводится. Детально делали и съезды, и пешеходные зоны двухуровневые: есть проход под мостами и на уровне земли, где можно не спускаться вниз, а пройти и сверху, и снизу.
В основе проекта двухуровневость зданий, набережной и мостов
На берегу двухуровневой набережной архитектор разместил двухуровневый конгресс-центр в форме кубка огня. Главной идеей стало нежелание портить облик Челябинска еще одним небоскребом.
– Нам показалось, что если сделать завершение конгресс-центра в виде факела и наверху ресторан, получился бы не небоскреб, а силуэт с точкой наверху. Сделали его по типу ростральных колонн в Петербурге, – признался Александр Малышев. – Внизу здания мы запланировали гостиничный комплекс и растянули его вдоль фасада, чтобы можно было использовать как модули. Дорога в виде серпантина обеспечивает проезд ко всем гостиничным модулям, которые могут быть не только мини-гостиницами, но и апартаментами, небольшим выставочным комплексом – многофункциональное назначение. А основной зал спрятан внутри.
По задумке архитекторов атриум и песчаный пляж можно использовать не только к саммиту ШОС и БРИКС
Автор проекта говорит, что для него было важно разбавить конгресс-центр экологической темой: холмы, газон и только потом стеклянный офисный комплекс с завершением в форме чаши, кубка с огнем. Основной упор петербургские зодчие сделали на нависающий над рекой медиацентр в виде атриума и разместили там и сидячие места.
Здание конгресс-центра окружили террасами и газонами
– Это для того, чтобы фоном для сцены были река и корабль, чтоб праздники можно было проводить, – комментирует Малышев. – Зимой холмы – хорошее место для катания с горок на санках, пляж – место для конкурса скульптур изо льда.
Стоящий на пирсе близ конгресс-центра деревянный корабль не испортится в первую же зиму, вмерзнув в лёд, убежден Александр Малышев.
– У Петропавловки у нас стоит «Летучий голландец», в нем ресторан и самый дорогой фитнес-центр, так он уже лет десять стоит нормально. Никаких тут сложностей нет. А весной-летом корабль можно использовать к последним звонкам – повесить на него алые паруса и разыгрывать тему Ассоль. В общем, сделали пространство, которое может быть полезно городу во все времена (и не только года), не один раз из-за саммита.
Посреди круглых мостов были бы поставлены фонтаны
Есть в проекте круглые мосты – по периметру они пешеходные и двухуровневые со спусками к воде, а по центру каждого круга должен размещаться фонтан. Возле органного зала «Родина» появился пруд. По техническому заданию архитекторы должны были спроектировать сужение русла реки, и петербуржцам очень понравилась набережная у органного зала.
– На берегу реки стоит красивое здание в стиле сталинский ампир, и сама набережная очень хороша. Мы хотели сделать не пруд, а фонтанную группу под названием «Старая набережная», сохранить этот кусочек неоклассицизма и сделать не бутафорию, а чтобы пространство у воды подчеркивало, что когда-то в этом месте была река и набережная.
В проекте много зеленых насаждений и широкая прогулочная набережная
Река как была, так и останется судоходной – существующие мосты не позволят пустить по Миассу речные трамвайчики. В задании было означено сохранение мостов, потому архитекторы не стали развивать петербургскую тему и проектировать разводные мосты.
– По идее, выше и ниже по течению есть дамбы, которые обеспечивают уровень воды. Если эти мосты реконструировать, поднять, чтобы ходили по реке водные трамвайчики, получился бы интересный водный маршрут на 4 км. Было бы здорово сделать там прогулочную туристическую зону.
Хотя проект петербуржцев не прошел даже в шорт-лист, они не унывают и готовятся к поездке в Челябинск, в котором еще ни разу не были. Александр Малышев отметил, что в центре южноуральской столицы сохранилось несколько ансамблей в сталиансе, которые ему особо интересны.
С членами жюри участники конкурса не связывались, к своему поражению отнеслись философски:
– Ну не выиграли и не выиграли. Хотя два месяца старались.
При этом выносят свою оценку победившим проектам.
– Когда мы увидели проекты-победители, удивились. Я имею в виду проекты набережной, так как по зданиям там довольно сильные работы, первое место – дело вкуса, но можно, – сообщил Александр Малышев. – А по набережной не очень понятно: те работы, которые победили, – там даже набережная не проработана, на первом плане голуби и люди, больше никакой информации нет. Вероятно, у жюри было свое видение. Первостепенное в таких конкурсах – это смысл, который вложили в проект, общая идея. В победивших вариантах идеи нет.
Никита Явейн
Член жюри конкурса, руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн в комментарии корреспонденту 74.ru отметил, что выражение «проект был отвергнут жюри» некорректно к методу оценки проектов на прошедшем в Челябинске конкурсе.
– Каждый член жюри изучал все проекты и выставлял оценки по десятибалльной системе. Затем баллы по каждому проекту суммировались, – пояснил Никита Явейн. – На мой взгляд, такая методика голосования отличается большой степенью объективности и непредвзятости. Таким образом, проект, о котором вы спрашиваете, не был отвергнут, а просто совокупность начисленных ему баллов оказалась низкой.
Проекты-победители вызвали недоумение у петербургских архитекторов
Напомним, шорт-лист проектов международного архитектурного конкурса Archchel-2020 к саммитам ШОС и БРИКС с 19 декабря представлен на суд южноуральцев. Выбрать наиболее интересные визуальные образы набережной реки Миасс, конгресс-центра и аэропорта жители Челябинской области смогут до 20 января.
Накануне объявления итогов конкурса Archchel-2020 члены жюри изучили набережную Миасса, центр Челябинска и несколько других районов. Эксперты сделали выводы и в беседе с корреспондентом 74.ru отметили, что и как стоит изменить в Челябинске.
Каким видят будущее Челябинска президент Союза архитекторов России Николай Шумаков и чешский архитектор Oлег Гаман, читайте в рубрике «Гость редакции» на сайте 74.ru.
Фото: Фотографии предоставлены Александром Малышевым