Город Развлечения Сундук со сказками: челябинский мастер создает уникальную мебель из сухостоя, коряг и старых газовых баллонов

Сундук со сказками: челябинский мастер создает уникальную мебель из сухостоя, коряг и старых газовых баллонов

Мастерскую Анатолия Гуляева из Коркино знают далеко за пределами уральского городка. Из сухих веток и коряг мастер ваяет резные сундуки, сучковатые столы и стулья будто из русских народных сказок. Необычную мебель заказывают по всей стране. Мы отправились

Мастерскую Анатолия Гуляева из Коркино знают далеко за пределами уральского городка. Из сухих веток и коряг мастер ваяет резные сундуки, сучковатые столы и стулья будто из русских народных сказок. Необычную мебель заказывают по всей стране. Мы отправились в Коркино, чтобы увидеть собственными глазами, как работает мастер.

Творения Анатолия Гуляева будто из русской сказки

Мастерская у Анатолия Гуляева не гламурная, но уютная: топится буржуйка, на столе горячий самовар. Сладко и свежо пахнет сосновой стружкой. В глаза сразу бросается резной ларь, будто сбежавший из мультика про домовенка Кузю – помните сундук со сказками? Кроме сундуков и резных дверей, в мастерской почти ничего нет – изделия долго не залеживаются. Анатолий мастерит их на заказ и сразу отправляет адресатам во все уголки страны.

Мастер угостил нас чаем из самовара

– В детстве я собирал мотоциклы-картинги-луки – ну, что пацану надо? – начинает Анатолий. – Родные где-то ругали, где-то поощряли, понятно, что за опасные изобретения по головке не гладили. Например, смастерили с друзьями лодку и собирались форсировать бурные реки. Родители это пресекли на корню. А мебелью года четыре занимаюсь. Было не совсем веселое время – нет работы. Пришлось долго дома сидеть, но руки надо было куда-то приложить. Первое, что сделал, – бабки-ежкин стул. Людям понравилось, так и пошло дело. Себе вещи не оставляю – знаете про сапожника без сапог? Зато задумал себе целый дом. Сказочный! Но не «пряничный». За «пряничным» ко мне приезжали перед Новым годом, хотели такой на какую-то базу. Я спросил, как они себе это представляют. Не мой стиль! В итоге договорились на избушку на курьих ножках. А пряничный дом – не из наших сказок.

Кажется, что это дротики, но на самом деле сверла по дереву

Пока течет разговор, мы понемногу осматриваемся в мастерской. Взгляд выхватывает отдельные изделия и детали, например, странную конструкцию, прибитую к стене. Оказывается, это тотем Пафнутий. Приносит удачу, отпугивает мышей и служит вешалкой.

Тотем Пафнутий приносит удачу

– А вот видите, у нас тут барабаны железные лежат, – показывает Анатолий. – В народе это называется глюкофон. Это перкуссионный лепестковый барабан. Сейчас я продемонстрирую…

У глюкофона неожиданно нежное звучание

Анатолий берет палочки, ударяет по металлической плюшке и совершенно неожиданно раздается сладчайший звук. Будто это уже другая сказка – восточная.

– Тоже сами делаете? – удивляюсь я.

– Стиль обязывает, – веско отвечает мастер. – Видите сундук? Ему нужны кованые детали. Дерево и железо сочетаются друг с другом, так и стали работать с металлом. У нас есть наковальня, в планах сделать небольшую кузню с горном, потому что надо!

Деревянных дел мастера работают и с металлом

Жара буржуйки достаточно, чтобы разогреть железную деталь

– Материал для глюкофонов – старые газовые баллоны, – поясняет мастер. – Отрезаю от них верхнюю и нижнюю чашки, очищаю от краски и ржавчины, свариваю в форме летающей тарелки, а потом обрабатываю лепестки болгаркой и лобзиком. Звук настраиваю по тюнеру — специальная программка помогает поймать нужную ноту. А дальше декор: гравировка и воронение. Глюкофоны отправляю по всему миру, эти вот поедут в Америку и Германию. На них очень большой спрос.

Мы не удержались и тоже постучали по глюкофону. Все-таки звук совершенно магический!

Чаще всего в мастерской заказывают столы да стулья, но работа эта не особо творческая.

– Самому мне нравится работать с чем-то более занимательным. Например, вот этот буфет, – Анатолий показывает начатый резной комодик. – Интересно, когда сам не знаешь, что будет в конце. Не считая разве что сундуков, про которые всегда всё примерно понятно. А все потому, что работаю с ветками, корягами. У всех них свой особый рисунок, поэтому никогда не получится двух одинаковых вещей.

Интересно, что мастер никогда не знает, какой вещь получится в итоге

– А люди иногда просят: нарисуйте, как это будет. Ну, как я нарисую? – рассуждает Анатолий. – Я могу показать примерный эскиз, но, что получится в итоге, я и сам не знаю. Придумываю в процессе, на ходу, никаких шаблонов нет. Поэтому и делаются работы долго. Это из ДСП можно сколотить табуретку за 25 минут, а наш табурет собирается день-два. Ветки и коряги собираю в лесу – в магазинах они не продаются. Обязательно беру разрешение в лесничестве на вывоз сухостоя – закон такой. Ну и приходишь в лес, ходишь, высматриваешь кривые сухие деревья (живые не спиливаем никогда) и сразу прикидываешь, что можно сделать из этого дерева со всеми его изгибами.

Иногда сразу понятно: вот, например, этот ствол — будущие ножки стола! Приношу в мастерскую, ошкуриваю болгаркой с лепестковым диском. Дальше — брашировка: той же болгаркой подрезаю бороздки, изъяны для пущей брутальности. Столешницы чаще всего у меня из необрезной доски, ее зачищаю, шлифую. Практически готовый стол декорирую ветками, лучше кривенькими, колоритными, изъеденными короедом, джутовой веревкой, коваными деталями. Последний этап — покрыть маслом или воском.

В мастерской работают только с сухостоем

Вместе с Анатолием «В сказке» трое мастеров, и каждый – универсал

Деревянные изделия, бдуто бы взятые из сказки, в последнее время приобретают большую популярность у заказчиков. Готовая дверь, которая сейчас стоит в мастерской, отправится в Озерск, в конюшню с манежем в старом стиле.

В последнее время ажиотажный спрос на двери

Еще из необычных заказов Анатолий вспоминает троны.

– Три трона из нашей мастерской обрели своих царей, – усмехается мастер. – Последний делали для Деда Мороза. А до этого два заказали под впечатлением от сериала «Викинги».

Трон для Деда Мороза

Хотя надо сказать, что мебель от мастерской «В сказке» недешева. Один сундук, например, стоит 14 тыс. руб, другой, чуть поменьше, – 12. Мастер уверен, что это не высокая цена за ручной труд: сундук делается неделю, плюс материал.

– Работаю в основном с сосной, она податлива и красива по текстуре. Более дорогие породы повысят цену изделия, а я хочу, чтобы они были доступны, – объясняет мастер. По этой же причине Анатолий не отдает свои изделия на перепродажу в магазины. Нечасто его можно встретить и на городских маркетах: люди ходят туда за мелочевкой, а сказочная мебель весьма солидна.

Дети приходят в восторг от крошечных стульев и называют их «мишкина мебель»

А вот куда мастер точно вернется, так это на Бажовский фестиваль, в прошлом году «витрина» Анатолия вызвала там ажиотаж. И если хочется увидеть солнечные резные изделия вживую, приезжайте в июне на Бажовку и ищите самую большую толпу.

В деревянной мебели живет солнце

Познакомиться с Анатолием можно будет на Бажовке

Фото: Фото Олега Каргаполова и из сообщества Творческая мастерская «В Сказке» / Vk.com, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления