Жители поселка Лазурный возмущены варварским промышленным отловом рыбы из озера Сугояк, признанного памятником природы. Челябинская фирма неводами и тракторами достает из-подо льда не только крупных обитателей водоёма, но и всю мелочь. Руководство компании и чиновники уверяют, что всё законно. Тем временем прокуратура начала проверку, а селяне готовят коллективное обращение губернатору и в УФАС. Кому и почему можно добывать рыбу на территории памятника природы, разбирался журналист 74.ru.
Сети рыболовов вытаскивают из озера самую маленькую рыбу
– Промышленный лов рыбы на озере Сугояк начался примерно две недели назад, – рассказывает лидер инициативной группы местных жителей Эдуард Раин. – Рабочие сделали проруби, выгнали на лёд два трактора и начали ими протаскивать подо льдом невод. Раз в несколько лет они так вытаскивают всю сорную рыбу, но при этом не зарыбляют озеро. В этом году у их сетей самая маленькая ячейка, и через день они вылавливают ею и крупную рыбу, и совсем мелочь.
В 2010 году губернатор Челябинской области подписал постановление, которым запретил выход на лёд техники и промышленный лов рыбы на пяти признанных памятниками природы водоёмах. В их числе и озеро Сугояк. Правда, с оговоркой: рыбу из него в промышленных масштабах могут ловить лишь те фирмы, договоры с которыми заключили до подписания этого положения.
Сугояк – крупное пресное озеро в Красноармейском районе Челябинской области. На его берегу расположены населенные пункты Харино, Лазурный, Слава, Новый, Пашнино-1 и Пашнино-2. Площадь водоема 1340 гектаров.
За первый день рыбалки на Сугояке работники «Челябинского рыбоводного хозяйства», по словам местных жителей, выловили 35 ящиков рыбы. Опасаясь, что такими темпами озеро останется без рыбы, жители пригласили руководство фирмы «Челябрыбхоз» на беседу к главе Лазурного сельского поселения. Активисты пытались выяснить, на каком основании они ведут промысловую рыбалку, но представители компании, по словам местных жителей, отказались показать разрешающие документы.
– Руководитель фирмы сообщил, что в 2015 году им пролонгировали договор на промышленный отлов рыбы на Сугояке, но подтверждения этого мы не увидели, – комментирует глава Лазурного сельского поселения Виталий Кашицин. – «Челябрыбхоз» дал наряд работникам на отлов сига, рипуса и плотвы. Такой рыбы в нашем озере нет. Рипуса они якобы в апреле прошлого года зарыбляли, по накладной выпустили три миллиона мальков, но никто из местной администрации при этом не присутствовал. Поэтому закрадываются сомнения, что это все было только на бумаге. Тем не менее 800 метров сетей закладного невода они подо льдом протаскивают. Четыре года назад они также всё выгребли, и три года рыба у нас вообще не водилась.
Около 30 жителей поселка даже отправились на берег, чтобы проверить содержимое сетей рыболовов. Сверяли их со списком пород в разрешении и заставляли выбрасывать всё лишнее. По словам рядовых работников компании, в 2017 году им поставили план вытащить около 100 тонн рыбы. По данным Росрыбнадзора, эта цифра втрое меньше.
– На Сугояке ведется товарное рыболовство. Свою рыбу они ловят на основании предоставленных актов предыдущих зарыблений. А право вылова мелкого частика, как и окуня, чебака или леща, они получают по согласованию с нижнеобским управлением Федерального агентства по рыболовству, – разъясняет начальник отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области Андрей Зайцев. – На 2017 год рекомендован вылов 20 тонн окуня, 5 тонн плотвы и 10 тонн леща. Мелкого частика ловят, чтобы он не выедал личинку при зарыблении более ценных пород рыбы. Каждую неделю фирма отчитывается нам, сколько рыбы добыла. С 5 по 9 февраля сотрудники «Челябрыбхоза» выловили из Сугояка 650 килограммов рыбы.
Андрей Зайцев уточнил, что по правилам после завершения срока пользования рыбным участком по договору должен формироваться новый промысловый участок и выставляться на аукцион. В случае же с «Челябинским рыбоводным хозяйством» договор в декабре 2015 года продлен до 2034 года. В 2016 году фирма подала документы на мелиоративные работы, чтобы подготовиться к запуску мальков товарной рыбы ценных пород. На 2017 год в ведомстве им утвердили план отлова окуня, чебака и сорной хищной рыбы.
В разговоре с чиновником журналист 74.ru поинтересовалась, может ли навредить памятнику природы выход техники на лёд.
– Для этого надо одну-две тонны солярки в озеро вылить, – подчеркнул Андрей Зайцев. – Рыбинспектор следит за такими крупномасштабными работами, как протаска невода и трала, и заставляют собственников устранять течи. Если капля масла или солярки пролилась, то компании грозят штрафы вплоть до остановки работ. Поэтому они подстраховываются, натягивают под тракторами баннеры, чтобы не допустить течи топлива, а бензопилы заправляют в пластиковые короба. Нарушения здесь есть, но не настолько значительные.
Рыболовы сделали проруби, чтобы протянуть трактором невод подо льдом
Никакой защиты, как уверяют местные жители, на тракторах нет. Участковый уполномоченный с рыбинспектором уже составили на фирму протокол и выписали 4000 рублей штрафа, но ловлю не остановили. Нет оснований пресечь промышленную рыбалку пока и у прокуратуры Красноармейского района. Сейчас по заявлению главы Лазурного сельского поселения надзорное ведомство начало проверку.
– Выясняем, насколько законно с «Челябрыбхозом» дважды продлевался договор после признания Сугояка памятником природы, – комментирует прокурор Красноармейского района Антон Неуймин. – Истребовали в компании, министерстве экологии и других организациях документы, касающиеся заключения гражданско-правового договора c нижнеобским управлением Федерального агентства по рыболовству.
По словам директора ОАО «Челябинское рыболовное хозяйство» Евгения Рындина, добро на промышленный вылов рыбы в Сугояке дали с учетом рыбного биологического обоснования, выданного Госрыбцентром в Тюмени. Несмотря на практически ежегодное зарыбление озера, компании долго не согласовывали мелиоративный отлов сорной рыбы, пока на федеральном уровне не началось обсуждение закона о развитии аквакультуры.
В первый день рыбалки из Сугояка вытащили 35 ящиков рыбы
– Институт рекомендовал нам вылавливать мелкого частика в Сугояке, чтобы заселить туда более ценные породы рыб, как сиг, рипус, карп, судак, – рассказывает Евгений Рындин. – Озеро мы зарыбляем практически ежегодно. В прошлом году зарыбили рипуса в присутствии рыбинспектора. Раньше в этом озере водился и сиг, и судак, и лещ. Но сегодня мы берем там мелкого чебака размером пять-десять сантиметров, и он уже с икрой. Это половозрелая рыба, которая не может вырасти из-за перенаселения озера.
Конфликт с жителями и главой Лазурного бизнесмен называет абсурдом и приводит в противовес ему ситуацию в Чебаркульском районе, где компания рыбачит на трех водоемах.
– Губернатор наказал главе Чебаркульского района обеспечить вылов 170 тонн рыбы. Там нормальная здоровая ситуация: глава района встречался с нами, интересовался, какие проблемы и чем помочь. А тут – полный абсурд. Правительство работает, чтобы выделить рыбоводные участки, дает наказы Минсельхозу, губернатор нам на каждом совещании с главами говорит «ловите рыбу», а глава Лазурного поселения нам запрещает рыбачить, – возмущается Евгений Рындин.
Тем временем инициативная группа жителей Лазурного готовит обращения в прокуратуру, губернатору, в минэкологии и в Росрыбнадзор, а также планирует написать жалобу в УФАС с требованием проверить на коррупциогенность постановление, признавшее Сугояк памятником природы.
– Пролонгация договора, на наш взгляд, была незаконной, – рассуждает исполнительный директор юридической компании «Арте» Антон Бавин, к которому обратились жители Лазурного. – В постановлении есть оговорка: кто раньше получил разрешение на вылов рыбы из памятника природы, тот имеет право продолжать ловить её. Тем самым возникает вопрос коррупционной составляющей, так как такую пролонгацию можно делать бесконечно, ограничивая других участников рынка. Одним постановлением памятниками природы признаны пять водоемов, и только по одному из них есть такая оговорка. В остальных четырех положениях, кроме Сугояка, идет прямой запрет на промышленный вылов рыбы.
Крупную и мелкую рыбу из Сугояка предприятие продаст свежей или заморозит
По данным ОАО «Челябрыбхоз», компания ежегодно вылавливает из озёр Южного Урала от 100 до 150 тонн рыбы. На данный момент за компанией закреплены девять водоёмов общей площадью 15 тысяч гектаров. Ежегодно их зарыбляют 50-60 миллионами мальков. Это единственное крупное предприятие в Челябинской области с законченным циклом производства – от икринки до готовой рыбопродукции.
Директор челябинского рыбзавода Евгений Рындин в прошлом руководил Аракульским рыборазводным заводом. Его отец Александр Рындин, кроме «Челябрыбхоза», на сегодня возглавляет Чебаркульский рыбозавод.
Фото: Фото и видео жителей с. Лазурное