Получили крупный штраф за нарушение, которого не совершали? Распространение камер видеофиксации сделало ситуацию вполне типичной: вне зависимости от того, кто находился за рулем, штрафы по умолчанию выписываются собственнику автомобиля. Как «отписаться» от таких штрафов, разбирался сайт 74.ru.
Презумпция виновности
Внедрение камер стало возможным после частичной отмены так называемой презумпции невиновности – ради этого в статью 1.5 КоАП внесли поправки. На практике это означает следующее: если в остальных случаях человек считается невиновным, пока не доказано обратное, то с нарушениями, зафиксированными автоматикой, все наоборот – собственник транспортного средства должен доказывать, что за рулем был не он.
Разумеется, автомобиль не доверяют кому попало: как правило, чужие штрафы получают за родственников, друзей или сотрудников фирмы. Если семейный бюджет един, на первый взгляд, особенной проблемы нет. Но как минимум проблемой являются прогрессивные штрафы, самый популярный из которых – за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора. Если на первый раз выписывают 1000 рублей, оплатить которые в 20-дневный срок можно со скидкой 50%, то за повторное нарушение – 5000 рублей и никаких скидок.
В этом случае выгодно сдать реального виновника, чтобы собственник автомобиля не копил штрафную «карму».
Два пути
Куда обращаться с жалобой? Первой инстанцией всегда является отделение ГИБДД, выписавшее постановление (оно указано в документе). В случае отказа владелец вправе идти в суд, однако это потребует большего числа документов и присутствия на суде человека, который находился за рулем вместо собственника.
В какой срок нужно отреагировать
Подать жалобу нужно в 10-дневный срок с момента получения постановления на руки, при этом важно, чтобы с даты нарушения прошло не более двух месяцев – в этот период переписать постановление проще всего. За пределами этого срока вопрос, как правило, решается лишь через суд.
Какие документы потребуются
При обращении в ГИБДД нужна жалоба от владельца транспортного средства и копия полиса ОСАГО для подтверждения факта, что другой водитель имел право управлять автомобилем. Напомним, что после упразднения доверенности для частников, именно полис ОСАГО с вписанными в него водителями определяет круг лиц, которые могли находиться за рулем.
Иногда ГИБДД принимает жалобы по электронной почте или через сайт. Однако по закону жалобу нужно направить заказным письмом или привезти в отделении ГИБДД лично, бросив конверт в специальный ящик.
– Если владелец транспортного средства обращается в течение двух месяцев с момента нарушения, по опыту, ГИБДД идет навстречу и без лишней волокиты переписывает постановление на указанного в жалобе водителя, – рассказывает автоюрист Лев Воропаев. – Зачастую не требуется даже объяснительной с виновника, но если он не согласен, у него остается право опротестовать постановление, когда оно придет на его имя. В жалобе важно указать все данные постановления. Обратите внимание, что если в постановлении нет электронно-цифровой подписи сотрудника, его выписавшего, такое постановление можно отменить в принципе.
Если все-таки решите обратиться через сайт или по электронной почте, приложите скан постановления, заверенный вашей подписью, или используйте электронную цифровую подпись (если есть). Но помните, что электронные обращения считаются неофициальными, и в случае отказа вы упустите время, которое отводится на полноценное обжалование.
Образец жалобы
Начальнику УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области
Мурыгину Андрею Владимировичу
Ивановой Е.И., проживающей по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, 1, 1
жалоба
на постановление по делу об административном правонарушении.
27 июля 2017 года мною было получено постановление по делу об административном нарушении №XXXXX. Нарушение зафиксированно комплексом видеофиксации на перекрестке пр. Ленина и ул. III Интернационала г. Челябинска. Согласно постановлению, я привлекаюсь к ответственности в виде штрафа в 5000 рублей по ч. 3 ст. 12.12 КоАП за проезд на запрещающий сигнал светофора. Считаю наложение на меня данного взыскания неправомерным в силу причин, изложенных ниже.
22 июля 2017 года в 17:30 минут автомобилем Volkswagen Tiguan гос. номер Х001ХХ174, собственником которого я являюсь, управлял мой супруг, Иванов Иван Иванович (паспортные данные, данные водительского удостоверения), вписанный в полис ОСАГО, копию которого прилагаю к жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ прошу постановление №ХХХХХХ по делу об административном правонарушении по ч.3 ст 12.12 КоАП, вынесенное в отношении меня, отменить.
К данной жалобе прилагаю заверенную мной копию постановления. Электронная цифровая подпись сотрудника, выписавшего постановление (вписать).
Контактная информация: адрес, электронная почта, телефон.
Иванова Елена Игоревна ______________ 03.08.2017
Порядок для юридических лиц
Для компаний со своим автопарком процедура обжалования через ГИБДД аналогична, однако список документов больше: нужны путевые листы, договоры и прочие свидетельства, что за рулем находился конкретный человек.
По нашей информации, все чаще юрлица сталкиваются с отказами ГИБДД и вынуждены обращаться в суды. Так, челябинскому владелецу автопарка маршрутных такси пришлось отбиваться от приставов из-за штрафов на сумму порядка 400 тысяч рублей, хотя он исправно возил в ГИБДД необходимый набор документов.
На днях к нам обратились представители компании по прокату автомобилей и рассказали, что до начала 2017 года ситуация была достаточно прозрачной: в случае, если клиенты получали штрафы, юристы прокатной конторы направляли в ГИБДД жалобу, полис ОСАГО и договор об аренде. Однако с нового года начались «оптовые» отказы, из-за чего пришлось идти в суды.
Оспариваем через суд
– При обращении в суд потребуется максимальный набор документов. Если речь о транспортных компаниях – это путевой лист, трудовой договор с водителем, возможно, его трудовая книжка и зарплатная ведомость, – поясняет Лев Воропаев. – Если речь о прокатной конторе или дилере, нужен договор, на основании которого водитель управлял автомобилем. Естественно, нужен и полис ОСАГО, допускающий его к управлению. Но главное, собственник транспортного средства должен обеспечить появление водителя в суде – письменных объяснений в данном случае недостаточно.
Судья потребует однозначных доказательств того, кто именно был за рулем. Так, 23 июня 2017 года суд Металлургического района Челябинска отказал компании по прокату автомобилей в удовлетворении жалобы, хотя на заседание явился водитель (один из сотрудников компании), который в момент нарушения был за рулем. Согласно постановлению суда, на слушании он заявил, что управлять данным автомобилем имеют право не менее 50 работников предприятия, и суд посчитал, что объективных доказательств в пользу его виновности нет. Юристы компании настаивают, что его показания были иными, но в постановлении суда зафиксированы именно такие данные.
Можно ли подстраховаться от подобной ситуации с помощью отдельного договора с водителем, в котором тот обязуется оплатить все полученные им штрафы?
– Закон, в данном случае, не предоставляет индульгенцию от штрафов с камер, – говорит Лев Воропаев. – То есть в любом случае ответственность несет владелец транспортного средства, и никаким договором он не может эту ответственность переложить на другого водителя. Подобный подход подразумевает, что владелец должен понимать, кому дает в пользование автомобиль, в подобных ситуациях иметь возможность обеспечить суду возможность опросить это лицо.
А если водитель не захочет брать на себя ответственность, то с большой вероятностью заплатить штраф (или общаться с приставами) придется собственнику.
Что делать «доверчивым» владельцам
Автовладельцы, которые доверяют свой автомобиль другим водителям, должны регулярно проверять наличие штрафов с автоматических камер, чтобы не упустить сроки обжалования или оплаты штрафов.
Узнать о своих штрафах можно с помощью нескольких онлайн-сервисов, наиболее надежными из которых являются Gosuslugi.ru (если вы зарегистрированы в системе) и сайт gibdd.ru. Последний работает медленно, поэтому наберитесь терпения.
Артём Краснов
Фото: Артем Краснов