Проблема по принципу айсберга – видна лишь верхушка, основное скрыто. Наглость мошенников, испорченные жизни решивших сэкономить на страховке и слезы страховщиков. Накануне представители полиции и эксперты в области ОСАГО обсудили проблему липовой автогражданки и подставных ДТП. Раскрываем всю суть – в нашем материале.
Что случилось?
На протяжении всего лета ГИБДД ведет бой с теми, кто сбывает поддельные полисы ОСАГО, ездит с «липой» или даже устраивает фиктивные аварии ради страховых выплат. Масштаб войны впечатляет – ведомство регулярно отчитывается о количестве изъятых подделок и возбужденных уголовных дел. С чего бы это? Оказывается, пристальное внимание на проблему попросили обратить сами страховщики.
– На сегодняшний день работа в данном направлении поставлена в Челябинской области на особый контроль. В этом году уже возбуждено 439 уголовных дел по преступлениям в сфере автострахования, – рассказал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по области Анатолий Сабодаш. – Часть из них – по статье 327 УК РФ (подделка и предоставление заведомо подложного документа). А по статье 159 прим. 5 (мошенничество в сфере автострахования) возбуждено 68 дел, связанных именно с автоподставами.
В чем причина слез страховщиков?
Страховые компании не устают повторять: ОСАГО – убыточный бизнес, а Челябинская область – одна из самых проблемных. В том числе и из-за «черных» автоюристов, идущих на всякие ухищрения ради увеличения сумм выплат. Именно из-за убыточности растут тарифы, а люди, возмущенные стоимостью полисов, отказываются от них в пользу подделок, надеясь сэкономить и избежать ответственности.
Как работают «черные» автоюристы, читайте в материалах «Автоюризм в ОСАГО: миф или реальность?» и «ОСАГО: как и сколько зарабатывают «черные» автоюристы».
– На убыточность влияет масса факторов. Например, автопарк. Чем он дороже, тем выше ущерб в результате ДТП. Автоюристы опять же, которые добиваются завышенных выплат. Влияет на увеличение суммы ущерба и расширение дорог, улучшение их качества – увеличивается скорость движения, что при столкновении приводит к более серьезным повреждениям автомобиля, – поделился своим мнением генеральный директор СК «Южурал-Аско» Аркадий Любавин. – В такой ситуации мы, как весь мир, должны двигаться к свободным тарифам по ОСАГО. Тогда страховые компании начнут конкурировать за клиента, а в таких ситуациях цена всегда падает.
Как наглеют мошенники и продавцы «липы»?
– По оценкам мировых специалистов, около 20% от всех выплат приходится именно на мошенников. Мне лично запомнился наш случай, когда люди купили старенький ПАЗ и об него били другие машины чуть ли не каждый день, – рассказал заместитель гендиректора СК «Южурал-Аско» Алексей Любавин. – Конечно, когда мы замечаем подобные случаи, мы передаем материалы по ним в полицию.
Страховщики отметили, что такой незаконный бизнес очень хорошо развился после того, как лимиты выплат по ОСАГО выросли до 400 000 рублей, поэтому снова и снова изобретаются различные изощренные схемы, с помощью которых можно вытянуть деньги от страховщиков.
Рассказали также в ходе встречи и о предприимчивых челябинцах, открывших офис по продаже «АСАГА» прямо в центре города. Предприниматели (а ныне – фигуранты уголовного дела), заявляли, что они реализуют не полисы, а открытки. Однако такая концепция бизнеса не прокатила – уже через несколько дней полиция прикрыла эту лавочку. Сейчас по данному факту ведется расследование.
Порвать и выбросить: почему полиция крайне не рекомендует покупать и использовать «липу»?
Приобретение подделки за 1500 рублей и тем более демонстрация ее при остановке сотруднику ДПС – плохая идея. Во-первых, потому что как раз сейчас ведется активная работа по борьбе с «липой». Во-вторых, потому что распознать ее и проверить через базу данных РСА – вопрос пары минут. То есть вероятность того, что инспектор не поймет, что перед ним подделка, практически сведена к нулю.
Для носителя же липового полиса все может закончится весьма печально: потраченное время, штраф по 12.37 КоАП РФ (несоблюдение требования об обязательном автостраховании), при повторном «залете» – еще один штраф по этой же статье, да еще и выдача предписания об устранении нарушения. Причем если полис водитель так и не приобретет, в отношении него могут составить протокол по ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), наказание за которую может составить до 15 суток административного ареста. Кроме того, автомобилист с «липой» может стать фигурантом уголовного дела по ч.3 ст. 327 УК РФ «Использование заведомо подложного документа». Минимальное наказание по ней – штраф до 80 000 рублей. Максимальное – арест на срок до 6 месяцев.
– Скупой платит дважды. Носители липовых полисов действительно в итоге вместо экономии получат лишние траты (штрафы, оплата эвакуации автомобиля на штрафстоянку, стоимость приобретения настоящего полиса), а также проблемы в виде административной и даже уголовной ответственности. В случае ДТП выплат они не получат. Да и при простой остановке сотрудников ДПС потеряют время, поскольку всех, у кого на руках полис с признаками подделки, доставляют в отделы полиции для выяснения всех обстоятельства, привлекают к допросам, вызывают в суд и так далее, – сурово подчеркнул Анатолий Сабодаш.
Как отличить настоящий полис ОСАГО от подделки?
Подробно об этом мы писали в материале «Поддельное ОСАГО в Челябинске: как понять, что подсунули «липу». Самый простой способ – проверить номер бланка с помощью специальной функции на сайте Российского союза автостраховщиков. Но если интернета под рукой нет, можно просто рассмотреть ОСАГО «в розовом» повнимательнее. В помощь – наша инфографика.
Много ли в Челябинской области липовых ОСАГО?
По словам заместителя начальника УГИБДД по области Максима Куляшова, количество подделок на дорогах Южного Урала растет с каждым годом.
– За весь прошлый год мы задержали около 70 тысяч незастрахованных водителей. За пять месяцев текущего года таких набралось уже 56 тысяч, – рассказал Максим Николаевич. – Такая же ситуация и с поддельными полисами. За 12 месяцев 2016-го их было 665. За семь месяцев 2017 – уже 594. На это есть много объективных причин. Например, ценообразование: многие молодые люди покупают доступные автомобили с рук, не имея толком стажа вождения. Стоимость страховки для них получается немаленькая. В итоге эти самые молодые автомобилисты своей обязанности по страхованию ТС пренебрегают.
Между тем, как показал наш опрос, большинство читателей 74.ru все-таки имеет полис ОСАГО. Однако почти 15% опрошенных сообщили, что уже давно ездят без автогражданки.
Чего хотят страховщики?
Страховые компании в настоящий момент заинтересованы в тесном общении с ГИБДД и МВД. Им важно и нужно это сотрудничество, и, как заявляют сами страховщики, они уже ощущают некоторый эффект от проводимых мероприятий. Выявление дилеров липовых ОСАГО, а также мошенников, устраивающих подставные аварии в надежде на выплаты, привлечение их к ответственности – все это в длительной перспективе приведет к сокращению убыточности автогражданки как бизнеса.
– Кому это в первую очередь выгодно? Да простым гражданам, потому что цена в итоге будет падать. Я вас уверяю, так и будет. Это хорошая связка: жесткая борьба с мошенниками, которая снизит выплаты и даст возможность компаниям установить низкий тариф, – заявил Аркадий Маркович. – А если тариф низкий – больше людей покупают ОСАГО, становится меньше фальшивых полисов.
Подробнее о том, как именно планируют пересмотреть систему коэффициентов в ОСАГО, читайте в материале «Закон о «народном ОСАГО»: снизится ли стоимость полисов в Челябинске».
Фото: Игнат Сарапулов