Новый законопроект ставит деятельность театров в один ряд с банями, автосервисами и бизнесом других сфер услуг. Если Госдума примет его, то создателей спектаклей начнут выбирать на конкурсной основе по 44-му федеральному закону, где главный критерий – цена. Кто предложит постановку дешевле, тому и сцена. Какими проблемами это может обернуться для зрителя и есть ли выход из ситуации, обсудили в Челябинске организаторы и участники Уральского театрального форума.
На примере театров закон абсурден
О необходимости создания конкуренции в сфере услуг в правительстве страны говорят уже много лет.
– При этом к услугам относят и культуру, ставя её в одну строчку с похоронными конторами, прачечными, банями, парикмахерскими и так далее, – говорит замминистра культуры Челябинской области Григорий Цукерман. – Сейчас из-за того, что театральная сфера относится к услугам, назрела реальная проблема.
Законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» предлагает оказывать госуслуги на конкурсной основе. Для этого власть формирует соцзаказ. Его объём определяется потребностями граждан и наличием средств в бюджете. А исполнителей соцзаказа традиционно выбирают на конкурсной основе по 44-ФЗ «О закупках», где главный критерий – цена.
– Этот закон хорош, когда касается ухода за престарелыми людьми и стрижек в парикмахерских, а для сферы культуры он губителен, – уверен Цукерман.
К примеру, экономические реформаторы решат, что потребности в театре у каждого россиянина – два или три спектакля в год. На это есть деньги в бюджете. И всё – социальный заказ просчитан, рассуждает эксперт.
– Со следующего года распределять по 44-ФЗ планируется 10% средств, которые государство выделяет на театры, затем – 30%, – продолжает замминистра культуры региона. – На практике получится, что, допустим, из 280 спектаклей, которые театр должен показать по соцзаказу, 28 он должен раздать другим театралам через конкурс. А выиграет конкурс тот, кто попросит меньше денег. Ведь именно низкая цена, а не качество и художественный уровень спектаклей стоят в приоритете в 44-м федеральном законе!
Разве плохо, что на сценах появится «новая кровь»?
По логике 44-ФЗ получается, что каждый театральный коллектив страны может сыграть спектакль на любой российской сцене. Открывает новые горизонты, не правда ли? Ну что плохого в том, что у коллективов без имени появится возможность выйти на большие театральные сцены?
– Допустим, московский театр «Ленкома» объявит такой конкурс, – комментирует заместитель председателя Союза театральных деятелей (СТД) России Дмитрий Мозговой. – Марк Анатольевич Захаров заявит, что хочет поставить на их сцене «Гамлета» за миллион рублей. По критерию 44-ФЗ, кто дешевле, а не лучше предложит постановку, тому её и отдадут. Получается, что если я предложу поставить этот же спектакль за 100 тысяч рублей, то, по логике Минфина, меня и признают победителем конкурса. Но сделаю ли я лучше, чем Марк Захаров? Хотя да, мне будет хорошо – я сыграю на сцене Ленкома...
– Зачем выставлять прекрасные любительские театры в идиотском свете и тащить на большую сцену? – соглашается главный режиссер магнитогорского драматического театра имени Пушкина Максим Кальсин.
Страдать придётся зрителям
– Есть большая вероятность, что законопроект приведёт к существенному снижению художественного уровня, – считает Дмитрий Мозговой. – Естественно, пострадает от этого зритель. Нет универсальных, объективных оценок культуры, которые можно было бы использовать, указывая условия конкурса. Продажа билетов? Но обеспечить зал можно и низкопробными комедиями. А если ставить классику или экспериментировать, спрос наверняка будет ниже. При этом театр будет заниматься воспитательной функцией, создавать культурную среду. В общем, культуру невозможно привести к дебету-кредиту.
Какой выход предлагают театралы
На Уральский театральный форум в Челябинск съехалось более 600 делегатов со всей страны. Все вместе они намерены выработать текст обращения, которое по итогам форума направят президенту, в Госдуму и профильным федеральным министерствам.
– Мы считаем, что необходимо полностью исключить культуру из текста законопроекта о госзаказе, ведь культура – не сфера услуг и не часть «социальной сферы», – рассуждает председатель челябинского областного отделения СТД, директор златоустовского театра «Омнибус» Александр Романов. – А параллельно нужно начать разрабатывать новый закон о культуре, в котором чётко прописать всё, начиная от форм господдержки и системы госконтроля.
Сейчас же получается, что идея создания конкурентной среды в сфере услуг светлая, но лишь пока не касается театра, резюмировали представители театральной сферы.
Фото: Олег Каргаполов