В Челябинске завершено расследование уголовного дела в отношении журналиста Павла Большакова. По версии следствия, во время предвыборной кампании он оклеветал депутата Госдумы Валерия Гартунга, переизбиравшегося на новый срок. Согласно материалам дела, Большаков опубликовал данные о том, что парламентарий якобы за большие деньги помогал чеченским сепаратистам.
Следствие собрало доказательство того, что в августе прошлого года главный редактор газеты «Возрождение Урала» предложил внештатному журналисту Павлу Большакову подготовить статью о личности и деятельности Гартунга. Тот согласился и написал два материала с заголовками «Предательство интересов России» и «Как депутат шахтёров обманул», где опубликовал заведомую ложь. Якобы в 1997 году Большаков в должности пресс-секретаря губернатора Петра Сумина присутствовал на закрытом совещании. Там некий генерал ФСБ озвучил, что во время чеченской кампании в 1994—1996 годах Валерий Гартунг продал сепаратистам 300 КАМАЗов, которые использовали в боевых действиях против российских федеральных войск. Большаков в своём тексте также указал, что депутат получил за эту сделку крупную оплату. Однако никаких подтверждений этому представлено так и не было.
После опубликования этих статей Большаков также выступил в сюжете регионального телеканала, снова изложив неподтверждённые слухи. Следствие полагает, что журналист хорошо знал о том, что распространяет ложь.
— Если честно, я не слежу за этим делом. Не считаю, что оно стоит того, чтобы я тратил на это время, — прокомментировал 74.ru Валерий Гартунг. — Есть специальные люди — юристы. Вы спрашиваете моё личное мнение? Но это же не частное обвинение. Если бы просто один человек оклеветал другого — одно дело, а ведь это было сделано во время избирательной кампании. Цель была — повлиять на результаты выборов. И, скорее всего, не один Большаков в этом участвовал. Не думаю, что он из личной неприязни задумал это, взял и такого рода материал сделал, а потом распространил его 600-тысячным тиражом. Он просто исполнитель. Я хотел бы, чтобы суд дал оценку в целом преступлению, а не только Большакову.
Депутат отметил, что сначала был выпущен один тираж газеты в 300 тысяч экземпляров. Затем второй в таком же объёме. Причём к тому времени, по словам Гартунга, уже имелось решение избирательной комиссии о признании материалов агитационными и запрете их распространения.
— Это серьёзный способ вмешательства в выборный процесс. С этой точки зрения данное преступление и нужно рассматривать. Не буду аналогий проводить... Но вон американцы болезненно реагируют, идут разбирательства по поводу вмешательства в предвыборную кампанию, — заметил парламентарий. — Важен прецедент, чтобы в дальнейшем такого не повторялось и больше ни у кого не возникало желания вмешиваться в избирательный процесс. Вот это мы должны вынести.
Павел Большаков на вопрос о том, признаёт ли он вину, выразил крайнее недоумение.
— Да бог с вами. Это что, я написал текст, зная о том, что это клевета? Это вы странно рассуждаете, — высказался Большаков.
Но от более подробных комментариев журналист отказался, предложив процитировать статью, которая завтра будет опубликована в газете «Возрождение Урала» на первой полосе.
— Редакция газеты «Возрождение Урала» считает абсолютно неверными выводы следствия о вине автора нашей газеты в клевете на Валерия Гартунга и намерена отстаивать свою позицию в суде с учётом новых выявленных доказательств, фактов и свидетельств, — говорится в материале за подписью главного редактора Константина Буркова. — Кроме того, следствием, по нашему мнению, не учтены основополагающие документы, на основе которых работает каждая редакция, каждый российский журналист.
Далее редакция даёт отсыл к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции, гарантирующей право мысли и слова, и Декларации о свободе политических дискуссий в СМИ, согласно которой «политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ».
— Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике, причём самой жёсткой, в отношении того, как они исполняют свои обязанности, — подчёркивает в статье Бурков. — Мы намерены отстоять честное имя Павла Большакова и надеемся, что суд учтёт данное журналистам право на критику в адрес политических деятелей, решивших воспользоваться своим депутатским статусом для сведения счетов с неугодными средствами массовой информации.
Павлу Большакову предъявлено обвинение по части 2 статьи 128.1 (клевета, содержащаяся в средствах массовой информации). Если суд признает журналиста виновным, то ему грозит наказание в виде штрафа до миллиона рублей либо обязательных работ на срок до 240 часов.
Фото: Павел Большаков / Vk.com