На работе Илья Тарасюк — на передовой сложного электродного производства, в непосредственной близости от цистерн с кислотой и высокой температурой. А в свободное время раскладывает специальную доску, расставляет посуду и проводит чайную церемонию. 74.ru продолжает проект «Несуровый Челябинск» — серию публикаций о работниках челябинских предприятий и компаний, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».
«Жары нам хватает»
Скромный улыбчивый парень Илья Тарасюк тяжёлой работы на свежем воздухе никогда не чурался. В Полетаево, откуда он родом, работал на железной дороге. Точнее, на предприятии, которое занималось ремонтом железнодорожных путей. Потом там начались реорганизации и сокращения.
Илья решил поискать работу в Челябинске.
— В интернете увидел объявление: требуются работники на Челябинский электродный завод, — рассказал Илья Тарасюк. — Приехал, прошёл собеседование. Мне всё показали, объяснили. Затем сдал экзамены на допуск к самостоятельной работе.
И вот уже более двух лет Илья трудится на предприятии, которое входит в группу «Энергопром», пекоплавщиком. На челябинской площадке шесть лет назад запустили новую анодную фабрику. Теперь здесь выпускают обожжённые аноды для алюминиевой промышленности.
Илья работает на пекоскладе. Он следит за плавкой и обезвоживанием пека — связующего вещества, которое используется при производстве углеграфитовой продукции. Пекоплавщики контролируют температурный режим плавления пека, обслуживают насосы и оборудование.
— Пек содержится в этих цистернах, — показывает Тарасюк. — Мы разогреваем его, подцепляем шланги, переливаем в другую цистерну и подаем в цех.
Работа непростая — весь день на ногах, в любое время года и погоду. Не зря эта профессия входит в «первую сетку» — список №1 для выхода на пенсию по вредности.
Мы походили около вагонов с пеком, полюбовались промышленными пейзажами и понаблюдали за рабочими буднями пекоплавщика.
Наш собеседник к суровым условиям труда относится философски.
— Терпимо, — улыбается Илья. — Везде есть свои плюсы и минусы. Мороз — не мороз, работать надо. На самом деле зимой проще, как-то всё продувается. А в летнюю жару цистерна разогревается до 200 градусов, плюс на улице под тридцатку. Не успеешь залезть наверх, уже сразу мокрый.
«В гостях предпочитаю кофе»
Интерес к чайным церемониям у Ильи возник внезапно. Прочитал в интернете про чайные традиции китайцев и загорелся.
— Красиво, интересно, со смыслом. Захотелось такое же попробовать, — вспоминает он. — Купил набор хорошего китайского чая, пиалы, ситечко, гайвань — это пиала с крышечкой, которую можно брать вместо чайника, чахай — маленький графинчик. Из гайваня сливают в чахай, а потом уже разливают по пиалам. Также сделал специальную доску — чабани. И сам себе устроил чайную церемонию по всем правилам.
Илью привлекает восточный ритуал с многовековой историей. Дух китайской чайной церемонии описывают как он, цзин, ча и чжэнь, что в переводе означает «мир», «спокойствие», «радость» и «истина». Настоящие ценители чая говорят, что приступать к этому процессу нужно с определённым положительным настроем.
— Только на заваривание уходит минут 15 — с прогреванием заварочного чайника, выливанием первой порции воды в «чашу справедливости», разливом чая в чайные пары и так далее. Дегустировать чай нужно не торопясь, — полчаса, час и более, — делится опытом наш собеседник. — Чай — не просто напиток, это своеобразный способ медитации. Если нет настроения — пьёшь чай. Хочешь взбодриться — тоже пьёшь чай.
Илья уже собрал небольшую коллекцию — белый, жёлтый, красный, зелёный чай, улуны, пуэры. Говорит, что на определенных сортах не зацикливается, а подбирает напиток под настроение. Заказывает чай по интернету у официальных дилеров китайских чайных фабрик. Это не дешевле, но надёжнее — больше гарантий, что купишь то, что нужно.
— Небось вся зарплата на чай уходит? — интересуюсь я.
— Нет, стараюсь понемножку расходовать, — улыбается Илья. — Но килограмма полтора чая дома всегда в запасе есть.
В кафе или в гостях Илья предпочитает пить кофе, так как предлагаемый чай уже не нравится. А на работе он довольствуется обычной заваркой.
— Некогда, да и настоящий чай пьют отдельно от еды, — объясняет он. — Пару раз, правда, товарищей угощал. Но тут народ привык к простому чаю в пакетиках, им не до церемоний. Некоторые прямо говорят: зачем тебе столько заморочек, чтобы чайку попить?
Илья признаётся, что любит осваивать всё новое и необычное. Причём спектр его интересов довольно широк — от занятий с гантелями до вырезания фигурок из дерева. Год назад молодой человек окунулся в экстрим — прыгнул с трубы высотой 79 метров. Со страховкой, конечно, но говорит, что всё равно было страшновато. Сейчас Илья задумался о прыжке с парашютом.