Призёрам зимних Олимпийских игр в Южной Корее вручили премии и автомобили BMW — модель зависела от достоинства медали. Мы решили вспомнить, как награждали чемпионов в разные годы и что из этого получилось.
Горячие споры уже вызвал вопрос, уместно ли дарить российским спортсменам немецкие автомобили, особенно с учётом противостояния в хоккейном финале? Впрочем, к следующей Олимпиаде есть шанс, что в качестве призового автомобиля выберут «Аурус» (проект «Кортеж»).
Годы стабильности
С летних Олимпийских игра 2016 года в Рио-де-Жанейро наградная марка не изменилась — BMW. А вот с моделями возникла чехарда. Изначально состав заявили таким: BMW X6, X4 и X3 — такой же, как на прошлой Олимпиаде. Затем информагентства распространили информацию о том, что за второе место раздали BMW X5, за третье — BMW X4. По словам самих же спортсменов, BMW X6 в списке не было, и за первое место вручали соплатформенную модель X5, за второе и третье — X4 в разных версиях. Помимо этого спортсменам дали премии в 4 миллиона, 2,5 миллиона и 1,7 миллиона в зависимости от достоинства медали.

BMW X5 xDrive30d стоит от 4,17 млн рублей
Фото: BMW
Поделиться

За серебро — BMW X4 xDrive 30d (от 3,45 млн), за бронзу — BMW X4 xDrive 20d (от 3,26 млн)
Фото: BMW
Поделиться
Практика дарения автомобилей олимпийцам появилась в России после зимней Олимпиады в Турине в 2006 году.
Призовые автомобили в разные года
До Игр 2012 года призовые обычно исчисляли в валюте, например, в 2008-м чемпионам давали по 100 тысяч евро, что было сопоставимо с ценой призового Audi Q7.
Монетизировать награду
Автомобиль премиум-класса предполагает премиальный образ жизни. А порой, как в случае с Audi A8 в 2012 году, попросту очень велик и не всегда удобен для ежедневных разъездов. Не утихают споры, не лучше ли дарить эквивалентную сумму деньгами?
Были прецеденты продажи наградных автомобилей прямо у стен Кремля сразу после вручения: в 2012 году одна из олимпийских чемпионок уступила коллекционеру, который на месте выкупил её BMW X6 за 7 миллионов рублей. Это примерно в полтора раза больше рыночной цены. Свою сговорчивость неназванная спортсменка объяснила наличием в семье машин более высокого класса.
В тот же год бурное обсуждение вызвало объявление о продаже другого BMW X6 одной из синхронисток, которая не пыталась на этом заработать лишнего — указанная цена совпадала с прайсовой. Представитель чемпионки объяснила, что девушка только-только получила права и хочет автомобиль попроще.
«Индивидуальная непереносимость» — вообще нередкое явление: в 2010 году конькобежец Иван Скобрев заявил, что попросту не помещается в подаренный Audi Q5 — рост спортсмена 187 см. Завоевав серебро и бронзу, он рассчитывал на Q7. В тот же год продавал свой Audi Q5 фигурист Евгений Плющенко, чтобы потратить деньги на подготовку к сезону.
Челябинская конькобежка, серебряная призёрка сочинской Олимпиады Ольга Фаткулина на вопрос о подаренном Mercedes-Benz ML350 ответила лаконично:
— Я продала его после Игр и купила себе квартиру. Квартира меня мотивирует! С деньгами, конечно, удобнее, но подарок — это всё-таки память, даже если со временем ты его продашь.
В 2006 году уроженка Златоуста биатлонистка Светлана Ишмуратова получила наградной Lexus RX350, но пользоваться им не смогла — у двукратной олимпийской чемпионки попросту не было прав. Автомобиль стоял на территории гаража областной администрации. Кроме того, спортсменка сетовала на цену машины: по её словам, запихивать лыжи в автомобиль за 70 тысяч евро страшновато.
Уже потом один из челябинских бизнесменов подарил Светлане Ирековне автомобиль на её вкус: тогда она выбрала довольно редкий в России, но практичный Ford Maverick.
Поскольку денежные призы спортсмены получают не только от федеральных властей, общая сумма награды обычно позволяет купить хорошую квартиру и решить другие проблемы. Поэтому некоторая избыточность премиальных автомобилей может быть простительна: в конце концов, на эмоциональном уровне приятно получить ключи от нового BMW или Audi, пусть даже он не нужен.

Помимо денежных призов, спортсмены были награждены медалями
Фото: Kremlin.ru
Поделиться
От местных властей
Южноуральских спортсменов не забывают и в родной области, например, в 2012 году тхкэвондистка Анастасия Барышникова получила от губернатора Михаила Юревича Opel Corsa, а уже через два месяца прекрасно выступила на лондонской Олимпиаде, получив Audi A6. Правда, первое время A6 казался ей избыточным на фоне юркой и удобной в городе «Корсы».
Ольга Фаткулина, награждённая после Игр 2014 года Mercedes-Benz ML350, ещё в 2013 году получила от губернатора Михаила Юревича Toyota RAV4 в качестве признания её успехов на чемпионате мира.

Антон Васильев и его Murano
Фото: правительство Челябинской области
Поделиться
Иногда уральских спортсменов поддерживают представители бизнеса, например, в 2014 году гребец Антон Васильев получил в подарок от автодилера Nissan Murano за победу на чемпионате мира. Гендиректор компании Василий Рыбаков много лет поддерживает гребной спорт.
В олимпийских призёрах 2018 года — воспитанники челябинского хоккея Никита Нестеров, Николай Прохоркин и Вячеслав Войнов, завоевавшие золото в составе сборной. В Министерстве спорта Челябинской области нам объяснили, что по закону наградить хоккеистов, у которых контракты с клубами, нельзя. Поэтому сейчас решается вопрос о поощрении воспитавших их тренеров, которые продолжают работу на Южном Урале.