Челябинец за рулём Toyota Chaser попытался уступить дорогу пожарному автомобилю, но вышло не слишком удачно: камеры видеофиксации оформили ему штраф, а спасатели всё равно застряли. При всей курьёзности ситуации, она иллюстрирует популярную проблему: когда и как водители должны уступать дорогу спецмашинам? В ситуации разбирался 74.ru.
Toyota Chaser остановилась на красный свет на перекрёстке проспекта Победы и улицы 40-летия Победы, когда сзади появился автомобиль со спецсигналом.
— Ожидая зелёного сигнала, я услышал громкий звуковой сигнал и увидел маячки в зеркале заднего вида, — объяснил водитель. — Пожарная машина двигалась по моей полосе, и я незамедлительно принял решение освободить её, но сделал это аккуратно, чтобы не создавать помех другим участникам движения. Проехал за стоп-линию (другого варианта не было) примерно на 15 метров, чтобы другие участники движения также могли проехать вперёд и уступить дорогу спецмашине.
Нарушение зафиксировал автоматический комплекс «Азимут». Выезд за стоп-линию на запрещающий сигнал светофора по части 2 статьи 12.12 КоАП наказывается штрафом в 800 рублей. В отличие от проезда на красный это нарушение не влечёт прогрессивного увеличения штрафа при повторных инцидентах.
В поданной жалобе водитель Toyota сослался на действия в состоянии крайней необходимости, которая, согласно статье 2.7 КоАП, освобождает от административной ответственности: причинённый вред, по мнению автомобилиста, был менее значительным, чем предотвращённый.
— Водитель — молодой и очень ответственный парень, - рассказал 74.ru юрист, представляющий интересы невольного нарушителя. — Он много раз видел в интернете статьи и видео, связанные со скандалами о непропуске скорой помощи, поэтому и решился на манёвр. Приложенная запись в данном случае не отражает всей картины: пожарная неслась по его полосе с сиреной и проблесковыми маячками, поэтому другого варианта у водителя Toyota просто не было.
Скандалы, связанные с непропуском автомобилей скорой помощи, действительно происходят регулярно. Самый известный случился чуть более года назад на Камчатке. Водитель легковушки заблокировал проезд скорой, в результате умер 21-летний пациент. Буквально на днях похожая история случилась в Магнитогорске. В ней сейчас разбирается полиция.
На волне подобных скандалов депутаты весь прошлый год обсуждали радикальное ужесточение наказания за непропуск спецмашин. Предлагалось, например, повысить штраф до 30 тысяч рублей. А также предусмотреть уголовную ответственность с реальными сроками заключения в случае, если действия строптивого водителя привели к гибели пациента. В ходе обсуждений думцы договорились, что законопроект должен касаться не только автомобилей скорой помощи, но всех спецмашин, включая пожарные. Правда, пока обе инициативы не приняты.
Поэтому сейчас нарушителей наказывают по части 2 статьи 12.17 КоАП, которая предусматривает штраф в 500 рублей или лишение прав на один–три месяца.
Впрочем, дело не только в штрафе: ажиотаж вокруг темы заставляет порядочных водителей активнее пропускать спецмашины, что само по себе хорошо. Другое дело, что есть ряд пограничных ситуаций, когда не все понимают, что и как они должны сделать.
Правила требуют от водителей уступить дорогу спецавтомобилям с проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальными звуковыми сигналами (пункт 3.2 ПДД). Но есть важная тонкость — термин «уступить дорогу» определён в правилах и не предполагает освобождения проезжей части в ситуациях, когда водитель не может сделать этого законно.
— В данном случае обязанности проезжать за стоп-линию у водителя Toyota не было, — объясняет автоюрист Юрий Панченко. — Полагаю, водитель молод, может быть, пожарная машина ехала позади него с сиреной, создав психологический прессинг, поэтому при её приближении на светофоре он решил что-то предпринять. В любом случае, от автомобилистов не требуют невозможного. Один раз я был в похожей ситуации. Жестом попросил водителя справа дать мне перестроиться, и, как только появилась возможность, ушёл в правый ряд, пропустив скорую. Нарушать правила необходимости нет.
В ответе на апелляционную жалобу водителя также отмечается, что его действия не привели к пропуску спецмашины. Цитируем:
— К тому моменту, когда водитель начал движение с целью, как он утверждает, уступить проезжую часть машине со спецсигналами, пожарный автомобиль уже перестроился в другую полосу, следовательно, у водителя Toyota Chaser отсутствовала необходимость выезда за стоп-линию. Действия нельзя расценивать как совершённые в условиях крайней необходимости.
Впрочем, помимо юридической казуистики есть ещё и чисто человеческое желание пропустит автомобиль, который едет на срочный вызов. Несколько лет назад водитель автомобиля Hyundai пропустила автомобиль скорой помощи, выехав за стоп-линию под камерами. Впоследствии штраф отменили. Поэтому, если манёвр не создал опасности и действительно помог спецавтомобилю проехать, у водителя есть шанс аннулировать штраф.
В этом случае главным аргументом против водителя Toyota является тот факт, что спецмашина в любом случае свернула в другую полосу и осталась стоять.
Но мы, со своей стороны, отдадим должное водителю Toyota хотя бы за его желание помочь. Подробнее о технологии пропускания спецмашин — в специальном материале 74.ru.