Придомовые территории в Челябинске превратились в ночлежки для автомобилей: когда от безвыходности, когда от лени или скупости владельцев. В нашей подборке — коллекция дворовых происшествий, некоторые из них довели «героев» до скамьи подсудимых. Но есть над чем задуматься и тем, кто беспечно оставляет машины под окном.
Похоже на месть
Весьма странный инцидент: двое подростков разукрасили запаркованный во дворе кроссовер из баллончика и забросили в салон шлакоблок. Подобными методами, как правило, пользуются «мстители». Особенного профессионализма не видно, но целеустремлённость говорит о вероятном конфликте с владельцем.
Ущерб оценён в 300 тысяч рублей, и возбуждено уголовное дело по статье 167 УК (умышленное повреждение чужого имущества). Подростки явно не знали о наличии видеокамеры, и, вполне вероятно, будут пойманы.
Озирайся и пинай
А вот ещё один «мститель», не знавший о камерах: для чего он пнул Ford Focus во дворе на Гагарина, 30а, неясно, но действия намеренны.
— На заднем крыле вмятина, — рассказывает владелец. — Я сразу написал заявление в полицию, но по горячим следам его не поймали. В чём может быть мотив, если честно, не понимаю: автомобиль стоял, никому не мешая, каких-то конфликтов у меня не было.
Если вы опознали злоумышленника на видео, свяжитесь с редакцией по почте 74@rugion.ru.
Плохой розжиг
Несколько раз районы Челябинска подвергались атакам серийных поджигателей, которые орудовали в определённых районах. Счёт подобных уголовных дел идёт на десятки. Периодически пироманов ловят, например, был задержан мужчина, которому вменили причастность к 12 поджогам автомобилей.
Иногда поджоги происходят из-за неисправности электропроводки, но эксперты способны отличить умышленный поджог от возгорания.
Горящая машина нередко повреждает соседние автомобили и угрожает жителям домов: дым от такого пожара крайне токсичен, есть угроза взрыва.
Поджигатели тоже время от времени попадают на видео — этот пермский мститель умудрился зажечь сам себя.
«Санитары» дворов
Неоднократно в Челябинске объявлялись неутомимые маньяки, которые умудрялись повредить все машины, до которых добрались. Самые массовые инциденты — порча 50–100 автомобилей за раз! Подобным атакам, например, подвергались жители северо-запада и Ленинского района.
Чаще прокалывали колеса, но были случаи и рукоприкладства: неадекватный мужчина в «Парковом» бил автомобили с таким усердием, что, по словам очевидцев, его руки были по локоть в крови.
Запасливые воры
Кража колёс происходит настолько часто, что мы не заостряем на этом внимание. Но владельцам автомобилей с запаской на «пятой точке» стоит иметь в виду, что снять её довольно просто. Некоторые кидают запасное колесо в багажник, но можно защитить его с помощью болтов-секреток и дополнительных замков на кожух.
А вот урок тем, кто надеется на сигнализацию: для её отключения воры разворотили крыло Lada Vesta, отключили аккумулятор и потом уже сняли шикарные 17-дюймовые колеса, которые, напомним, являются безальтернативными для версии Vesta SW Cross.
Снимают батареи
После колёс излюбленной добычей воров является аккумулятор. Если у автомобиля нет дополнительных замков на капот, а сама батарея удобна для снятия, операция занимает не больше минуты. Правда, цена такого аккумулятора всего несколько тысяч рублей, поэтому промышляют подобным чаще наркоманы и подростки. Но в случае поимки им грозят вполне взрослые статьи Уголовного кодекса.
Низкий уровень профессионализма нередко приводит к осечкам, например, этих воров испугала сработавшая сигнализация. Редкий случай, когда её отвратительный звук разбудил соседние дворы не зря.
Снимают фары
Фары — еще одна приманка для жулья. Мы уже писали, что современная оптика может стоить сотни тысяч рублей. Но даже если забыть про экстремальные варианты, фары на дорогой кроссовер не дешевле комплекта колёс, а возни меньше. Правда, после скандалов такого рода производители принимают меры по защите фар, но ряд кроссоверов всё еще в зоне риска.
Снимают двери
Но даже кража фар меркнет на фоне таких вот инцидентов, которые отнюдь не редки: только за последнее время в нашей хронике проходили два случая, когда с иномарок (в обоих случаях Toyota) снимали двери. Для чего? Видимо, на заказ для восстановления поврежденного в ДТП автомобиля. Иногда машину угоняют совсем, но если нужны только конкретные детали, ограничиваются ими.
Снимают госномера
Несколько лет назад по Челябинску прокатилась эпидемия кражи госномеров. Их прятали неподалёку, а владельцу предлагали узнать место за две–три тысячи рублей, переведённых электронным платежом. Но эту практику успешно прикрыли: сначала коммерческим фирмам разрешили выдавать дубликаты госномеров, что сняло необходимость ехать ради этого в ГИБДД. А в 2014 году вели уголовную ответственность с реальным сроком заключения до четырёх лет. И помогло: случаи снятия госномеров теперь редки.
Массовые ДТП
Ночующие во дворах машины рискуют быть битыми, не двигаясь с места: наезды при парковке случаются ежедневно. Но бывают и совсем уж эпические случаи, обычно в исполнении нетрезвого водителя. А ночами они, кстати, встречаются.
Так, на северо-западе год назад неадекват разбил 11 машин. Взыскать ущерб с такого водителя проблематично даже при наличии у него страховки: лимита ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на всех желающих.
И, конечно, угоны...
И главный ночной кошмар автовладельца — риск угона.
Помимо изощрённых способов с код-грабберами и электронными отмычками угонщики используют самые очевидные, например, эту «Калину» уволокли на тросе, прицепив к другой «Ладе».
Иногда угнанные машины находят по горячим следам: так, внимательный участковый обнаружил Mazda в одном из дворов «Паркового», подходящую под ориентировку на угнанную машину, и не обознался. Угонщик был задержан, автомобиль возвращён владелице.
Но чаще машины перегоняют в другие регионы, дают отстояться или разбирают на запчасти: вероятность возврата резко уменьшается.
И что же делать?
А мораль такова: если у вас есть возможность хранить автомобиль на ночной стоянке — не пренебрегайте ею. Разбирая инциденты, мы через раз обнаруживаем, что в пяти минутах ходьбы были платные парковки.
Многие считают их бесполезными: дескать, стоянщики не несут ответственности. Как правило, так и есть, но закрытая территория в любом случае снижает риски происшествий, а система видеонаблюдения и свидетельства самих стоянщиков помогут в расследовании. Воры понимают это, поэтому платные стоянки дают нам гораздо меньше информационных поводов.
Не забывайте и о соседях: ваш автомобиль может мешать проезду колясок и закрывать обзор вблизи детских площадок, где снуют «метры с кепкой».
Когда альтернатив дворовым стоянкам нет, паркуйте автомобиль так, чтобы минимизировать вред для окружающих. Оставляйте место для пешеходов и коммунальных машин, не загораживайте обзор, избегайте утренних прогревов под окнами соседа. Россияне в массе своей терпеливы, но срывы, как видите, случаются.
Правильно ли хранить автомобиль во дворе?
А напоследок напомним, что в Челябинске практикуется эвакуация автомобилей из дворов, если они стоят с нарушением правил.
Фото: читатели сайта, Елена Токмакова, Павел Васильев, Евгений Емельдинов, ladavesta.net, На дорогах Челябинска/VK, Александр Уфимцев
Видео: читатель 74.ru, Антон Карелин/Vk.com, Perm News/Youtube.com, Максим/Youtube.com, Gew Fx/Youtube.com, Сергей Ж/Youtube.com